У Александра Печки – необычное хобби: около трех лет он фотографирует храмы и монастыри Тульской области. В основном те, которые заброшены и разрушаются
Александр Печка
На своих двоих
За это время ему удалось снять 420 культовых объектов, и это не считая тех, что расположены на территории Тулы. Александр фотографирует и действующие, и не действующие, полуразрушенные храмы – если они еще не превратились в руины, окончательно потерявшие архитектурные очертания. И еще его не интересует «новодел» – храмы и часовни, построенные в последние годы.
Александр по образованию историк, выпускник Тульского государственного педагогического института им. Л. Н. Толстого 1990 года. Некоторое время преподавал в сельской школе, потом ушел в коммерческие структуры, несколько лет проработал в Москве. Фотографировать любил всегда, но, в основном, это были обычные бытовые и семейные фото. Однажды московский коллега, участвовавший в проекте «Храмы России», попросил Александра помочь ему со съемкой некоторых церквей.
– Меня увлекла эта тема, и когда я вернулся в Тулу, начал снимать наши храмы,– рассказывает Александр.– Начинал с объектов, расположенных недалеко от Тулы. Мы с женой на автомобиле выезжали из города, и я фотографировал то, что удавалось увидеть. Со временем понял, что добираться общественным транспортом в некоторых случаях даже удобнее. Из Тулы на автобусе, скажем, в Плавск, там пересаживаешься на местный автобус, а дальше – пешком. Я уже знаю свои возможности, запас прочности – 16 километров, а если с отдыхом – то и все 20…
Александр объясняет: множество исторически и архитектурно интересных, но заброшенных церквей сегодня располагается в местах, куда сегодня иначе, чем на своих двоих, просто не добраться. Деревни, в которых когда-то были построены эти храмы, умирают, всё вокруг зарастает травой, дороги здесь не строят – за ненадобностью…
По проекту Баженова?
– Я для себя сформулировал две главные задачи,– поясняет Александр.– Первая: сфотографировать максимальное количество объектов, вне зависимости от их исторической или архитектурной ценности. Вторая – сделать максимально качественные фото. А это непросто: к объектам часто сложно подобраться, вокруг – трава, они сами зарастают травой и побегами деревьев. Поэтому стараюсь снимать в определенное время года: когда еще нет листвы и травы или осенью, до снега. Желательно в солнечную погоду…
И все-таки Александр с особым чувством снимает храмы «с историей» – а как же иначе, ведь он историк по образованию. Его ближайшая цель – деревня Горки Веневского района, церковь в которой, как предполагают некоторые краеведы, строил сам Баженов. Он с увлечением рассказывает о церкви в Тулубьево (также Веневского района), которую, как говорят, строил Федосеев – архитектор, по проекту которого возводился Преображенский собор в Туле. Интересна история храма в Хитровщине Кимовского района, построенного на средства шестиюродных братьев Л. Н. Толстого…
Разумеется, Печка старается узнать об объектах съемки как можно больше. Его источник номер один – книга П. И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии», изданная в 1895 году. Помогает издание современного автора Н. Кириленко. Массу информации можно почерпнуть и в интернете, правда, в ее точности и достоверности не всегда можно быть уверенным…
На развалины храма Николая Чудотворца в селе Руднево Ленинского района специально приезжают посмотреть архитекторы из Москвы. И даже диссертации по нему пишут.
– Пожалуй, самый интересный и необычный объект из тех, что мне доводилось снимать,– храм Николая Чудотворца в селе Руднево Ленинского района. На него московские архитекторы специально приезжают посмотреть, диссертации по нему пишут. Дело в том, что церквей с такой архитектурой в провинции практически не осталось: она «восьмилепестковая», с шестнадцатигранной ротондой. Красивый декор: лепнина, росписи. Раньше к Никольскому храму в Руднево вообще нельзя было добраться, сейчас хоть щебенкой дорогу отсыпали.
Мне нравится Спасская церковь в селе Аксиньино Веневского района: там на куполе интересная скульптура – перед Христом коленопреклоненный ангел. Эту церковь довольно поздно закрыли – не в 30-е годы, а в 60-е, при Хрущеве.
Ну а больше всего мне нравится Бёховская церковь в Поленово, она очень красивая, к тому же это мои родные места…
Драгуны на берегу Плавы
Александр Печка утверждает, что его хобби – сродни охоте. Так же, как охотник, идущий по следу, он, разыскивая нужный объект, испытывает настоящий азарт. Когда получаются достойные фотографии, чувствует себя счастливым, показывает снимки друзьям и близким. И размещает их в сети, в том числе на своей страничке в фейсбуке.
Село Драгуны Щёкинского района. Церковь Михаила Архангела. Точнее – то, что от неё осталось.
Одну из недавних своих экспедиций Александр совершил в село Драгуны Щёкинского района. Село находится в 10 км к юго-востоку от Крапивны, на высоком берегу Плавы. Фотограф выложил снимки в фейсбуке и сопроводил комментариями:
«Есть предположение, что село Кудрино (старое название) стало кавалерийским из-за событий 1812 г., когда по линии Белёв – Крапивна в этих местах располагались полки ополченцев конно-пешего строя. В 1834 г. здесь построена церковь Михаила Архангела. Поздний классицизм с двухъярусной колокольней. Заброшена, свода трапезной нет. Уцелела часть внутренней росписи. Общее состояние можно оценить на три с плюсом.
Рядом с Драгунами когда-то действовал карьер. От него остались насыпи, ещё больше поднимающие высоту над Плавой. С другой стороны от села есть небольшое птичье царство, где можно проводить потрясающие фотосессии пернатых. Я их «щёлкал» в движении при очень сильном ветре и на большом расстоянии, поэтому фото не очень качественные…»
У Александра большие планы, тем более что множество полуразрушенных церквей в том же Веневском, Тепло-Огаревском, Ясногорском районах пока не сфотографировано.
– Мне кажется, это важно – снять эти храмы и сделать это качественно. Ведь я вижу: им осталась недолгая жизнь…
Ирина Скибинская, «Молодой коммунар»
Фото: Александр Печкa и Александр Колесник
Если это всё не надо местным попам и прихожанам, странно думать, что это может заинтересовать тех же туристов, например.
Есть прекрасные люди в Туле!!!!
Скоро (лет через 100-200) лесом зарастут и будут очень мистически смотреться.
Попам Исаакий нужен, а эти пусть разваливаются. Обидно, — да-с-с.
С Исаакия хорошую деньгу поиметь можно, а с этих развалюшек какой прок?
Спасибо за ваш труд. Я родом из Драгун и мы все кто остался приезжаем в день Святой Троицы в деревню. Очень больно смотреть на пустой пейзаж, все что осталось от деревни это церковь, рядом была школа, где я училась. Низкий Вам поклон от нас всех.
В Драгунах прошло мое детство, в храме тогда зерно хранили.