Войти   Регистрация

Женский день

Про храбрых тульских женщин, которые затворили врата тульские перед бусурманским царем

Постскриптум к вчерашнему празднику

8 марта, как известно, женский день, праздник, а праздник должен быть с подарками. Надо бы найти на скрижалях истории такой сюжет, который и мог бы стать подарком для прекрасного пола, и в то же время не позволил бы уклониться от генеральной линии партии и правительства, сохранить верность военной истории. Но, к счастью, наша история настолько богата всякими сюжетами, что и на такой случай в ней найдется что-либо.

Вот и сейчас, немного покопавшись в памяти, нашел такой сюжет. Не так давно писал я про осаду Тулы татарами в 1552 г. Против моих ожиданий, материала набралось много, кое-что не вошло в текст, в том числе и вот этот сюжет из «Казанской истории».

Наш неизвестный книжник, живописуя история про то, как туляне (да-да-да, именно так, «туляне», все строго в соответствии с текстом) во главе с воеводой князем Темкиным отбивались от поганых, в отличие от официальной истории, постарался драматизировать свое повествование. Итак, что же он писал — а вот что. Великий князь, узнав про то, что татарский «царь», «яко лев кровопийца из дубравы искочиста и огненыя головня, пожигающе и попаляюще християнство, аки терние и траву, совещавшеся на стадо Христово», набежал со своим бусурманским воинством на град Тулу, послал на помощь тулянам воевод своих князя Петра Щенятева и князя Ивана Турунтая Пронского со иными со многими вои.

Пока воеводы шли к Туле, «царь» осадил город и приступал к нему не одни раз. Храбро бились туляне, но мало их было, а татар много — «безчислены, аки прузи». И, продолжал книжник свою речь, «царь» «мало в ту нощь не вземше града, всех бо уже градных бойцевъ изби и врата града сломи».

В татарском стане уже праздновали победу, но не тут то было. Тульские «жены, яко мужи, охрабришася с малыми детцами и врата граду камением затвориша», и не вышло у собаки крымского царя въехать на белом коне в град Тулу.

А наутро к Туле подошли посланные великим князем воеводы со многими воями. «Царь» же, «очюти пришедших воеводъ московских, и нападе на нь страхъ и трепетъ, воставъ и побеже нощию от града Тулы, и весь наряд свой у града пометавше с великим страхом и срамомъ, гоними Божиимъ гневом, и токмо единеми душами своими и телеса своя носяще, оставльше катарги своя и шатры, и велбуды, и колесницы в станех, на них же бе все стяжание ихъ, сребрено и златое, и ризное, и сосуды. И бежаще, исполниша весь путь, метающе различная своя оружия и ризы…».

Вот такая вот история про храбрых тульских женщин, которые затворили врата тульские перед бусурманским царем!

thor_2006

10433670cookie-checkЖенский день
 

Комментарии

Добавить комментарий