Войти   Регистрация

Новое Павшино и легенда о демидовском кладе

Дубенский район, село Новое Павшино. В древности на его территории существовало поселение Спаш. Во времена Смуты через село шли воинство Болотникова в одну сторону (на Калугу) и войская Шуйского в другую (на Тулу).

Занятие доменным и кузнечным промыслами здесь было наследственным, неслучайно Новое Павшино родина династии Демидовых: в конце 16го века здесь родился Григорий Антуфьев, в 1624 у него родился сын Демид (Григорьев, сын Антуфьев). Демид и создал в селе небольшой кузнечный заводик, потом перебрался в Тулу с большими для его рода и всей страны последствиями.

В селе сохранилась потрясающая колокольня бывшей церкви Воздвижения Креста Господня. Церковь построена в 1731 «на средства доброхотных дателей» (П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Алексинский уезд, стр. 53.). Очень интересное определение: не конкретных владельцев этих мест, не прихожан, т.е. обычных финансовых источников церковного строительства. Ответ на то, кто такие «доброхотные датели» может дать правдоподобная легенда, текст которой мне предоставили работники Дубенского краеведческого музея (прочитать его можно на фото). Другие источники приписывают спонсорство князьям Волконским, род которых вышел из этих мест.

Колокольня особенная. Пятиярусная, барокко. Три восьмерика (три средних яруса) одинаковы по объёму, без последовательного уменьшения. В 60-х пытались взорвать, устояла. Использовалась как склад ГСМ. Видна со многих окрестных дальних точек. Специально её высоту не измерял, но можно предположить по некоторым заданным размерам – выше 30 метров. То есть, до определённого времени была самой высокой постройкой Тульской губернии (для сравнения — высота колокольни Николозарецкой церкви в Туле ровно 30 метров).

facebook Александра Печки

10426760cookie-checkНовое Павшино и легенда о демидовском кладе
 

Комментарии

  1. АватарОбъективно

    Сказка по крестьянина, который упал в ноги Демидову, каясь за то, что украл его деньги, впечатляет. Куда там КПСС, в устное народное творчество внедряли мысль, что у хозяина красть нехорошо. Только думаю, из окрестных деревень большинство крестьян с удовольствием не только украли бы у изувера, но и тюкнули бы его по башке собственноручно.

Добавить комментарий