В Тульском областном художественном музее много на что можно и нужно посмотреть. Есть шедевры, есть диковинки, есть красоты, есть красавицы и красавцы…
Чем не красавец, а?..
Надпись на табличке интригует: «Неизвестный художник XVII века. Мужской портрет». Тайна, покрытая загадочный мраком.
Однако прямо на картине обозначено всё, что требуется знать о персонаже:
Звали дяденьку Иоганн Леонхарт фон Эбериц.
Родился в 1668 году в Бреслау (Вроцлаве), умер в 1733 в Чвендлине, где и являлся полновластным господином. Служил «капитаном» у польского короля (каковым на тот момент был Август Сильный, также скончавшийся в 1733 году).
Куда Эберица приняли в 1692 году, я что-то не поняла.
Справедливости ради нужно сказать, что на сайте музея портрет аннотирован более полно, чем собственно в зале:
Портрет немецкого военного атташе. 1690. Холст, масло. 69х57,5.
(Иоганн Леонарт фон Эберитц, дворянин из Чвендлина).
Откуда взялась дата, я не знаю. Но она вполне правдоподобна; на портрете изображен молодой человек (в 1690 ему было 22 года). Краткую же биографию с послужным списком могли пририсовать сбоку после его смерти.
Посмотрев на даты жизни и этот самый послужной список, я отметила про себя: ага, современник Баха и Генделя! С Бахом, возможно, даже где-то пересекался, поскольку тот иногда наведывался в Дрезден — резиденцию курфюрста Августа, который по совместительству был польским королём. А у Генделя предки по отцовской линии были из Бреслау, хотя с Эберицами никаких пересечений вроде бы не наблюдалось.
Ладно, думаю, доеду до Москвы, залезу в Гуглояндекс и всё про этого дяденьку узнаю.
Ан нет! «Ничего не сказала рыбка»… Кроме краткой генеалогической справки на каком-то довольно смутном ресурсе.
Фамилия, кстати, могла писаться и как Эберц, а второе имя — как Леонхард. Орфография в 18 веке ещё не обросла чёткими правилами.
Если это тот самый Эберц, то, вероятно, его родителей звали Иоганном Леонхардом, а мать — Сюзанной (она была урожденная Бургшталлер), женился наш герой на Кристиане Луизе фон Шметтау (р. в 1679, то есть была на 11 лет его младше). Допустим, её выдали замуж лет в 16 — получаем примерную дату брака около 1695 года. Плюс-минус год. Если невеста досидела в девицах до 18, то тогда получится 1697.
А портрет, как полагают тульские хранители, написан в 1690, то есть задолго до свадьбы.
Регалий у изображаемого — никаких. Латы и красный бант. Значит, ещё не успел заслужить какие-либо ордена.
Интересно, а потом?..
Как ни странно, ровно никаких сведений о деятельности этого симпатичного товарища мне отыскать не удалось. Конечно, я и не могу себе позволить слишком вдаваться в эти поиски. Что мне до этого Эберца, он же не музыкант…
Интересно другое.
Жил человек, был не последним у себя в германском отечестве, имел герб, наследственный домен, каких-то родственников (кто-то ведь заказал надпись на портрете!). Портрет его, очевидно, хранился в семье, пока семья не вымерла или не обеднела.
Какими путями портрет попал в Тулу, боги ведают, о провенансе ничего не сказано.
Однако же именно благодаря тому, что некий неизвестный художник, имя которого вообще никак нигде не упомянуто, когда-то запечатлел красивое лицо молодого аристократа, этот самый аристократ и не канул в Лету вместе со своими титулами, гербами, послужными списками и отличиями.
Никакой Гугл и никакая Википедия не знают и не хотят знать, что это был за Иоганн Леохард фон Эберц (или Эбериц).
А приедешь в Тулу — и он взглянет на тебя, и почти что улыбнётся…
Sic transit gloria mundi.
Единственное, что остаётся — это искусство, да.
Спасибо. Побольше бы таких изысканий о музейных экспонатах.
Грустно там как- то и тоскливо. В неудержимый сон клонит, хотя такого состояния никогда не испытываю в музеях Москвы.
Флаг в руки, живи в Нерезиновой.
Можно оценить мастерство художника в далеком 1690, если эта дата верна.
Поучительно посмотреть с этой точки зрения на советских и постсоветских вождей. Что мы знаем о Юнаке, кроме
смешных фотографий? А если бы он заказал свой портрет у Глазунова, например? Про Тулу бы давно забыли, а портрет помнили. Денег то хватало. Мог бы каждый год по официальному и неофициальному портрету заказывать.
Ну и так далее по списку. Это уровень культуры и понимания реальных ценностей в этом мире.
Музей, конечно, был хороший. Опять же, вместо жлобского лягушатника, если бы мозги были, расширили его, построили бы художественную галерею. Сколько у нас за сотни лет было своих, тульских замечательных художников. И есть. Хоть ради смеха одному-двоим почетного гражданина дали бы.
С лягушатника Папяну бабло будет капать. На кой ему музей.
Меня тоже заинтересовал этот портрет. Время какое было! Великое посольство и Северная война. Иоганн Леонхарт мог общаться или видеть царя (а потом императора) Петра Алексеевича, его соперника короля Карла… и многих других известных господ, оставивших свой след в Истории умом или шпагой.