Татьяна Москалькова «пошла» в Верховный суд вместе с семьей, которая борется за квартиру с тульскими чиновниками
Семья Сергеевых. Фото из личного архива
Верховный суд дал шанс семье остаться в собственной квартире, которую уже несколько лет у них пытается отнять администрация Тулы. Перелом в этом деле наступил, когда за Сергеевых вступилась уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Семья, не зная того, купила квартиру у аферистов, которые, в свою очередь, завладели недвижимостью по поддельным документам. Обычно такие дела завершаются не в пользу конечных приобретателей. Однако, возможно, сейчас удастся переломить судебную практику.
Сергей и Светлана Сергеевы купили квартиру в Туле, частично использовав для этого материнский капитал, выданный за пятилетнюю дочь Анну. Семью не насторожило, что до этого за пять месяцев квартира сменила нескольких владельцев. В итоге свои претензии на жилплощадь предъявила администрация Тулы.
См.: Выморочное имущество
До 2011 года владельцем квартиры был Юрий Канищев, который умер, не оставив наследников. Жилплощадь должна была перейти в собственность города, однако чиновники затянули с оформлением. А 23 октября 2014 года некий Сергей Ненахов, по очевидно поддельной доверенности (якобы «выданной» Канищевым в 2012 году – уже после его смерти) продал квартиру Сергею Никишину. В январе 2015 года последний продал ее Елене Булгаковой, а она, в свою очередь, в феврале продала жилплощадь Сергеевым за 2 млн руб.
31 июля 2015 года администрация Тулы подала в Пролетарский райсуд иск против Сергеевых, Ненахова и Булгаковой, требуя признать все сделки недействительными и истребовать имущество из чужого незаконного владения. Сергеевы же во встречном иске попросили признать их добросовестными приобретателями.
В первой инстанции, как и в апелляции, все требования, включая встречные, были удовлетворены. Суды исходили из неправомерных действий Ненахова и факта бездействия органов местного самоуправления по приему в собственность выморочного имущества. В настоящий момент Сергеевы живут в этой квартире, их право собственности подтверждено реестром. Повестка о выселении им пока не приходила.
«У этой истории достаточно популярный сюжет», – говорит юрист «ФБК Право» Александра Сусарова. Эксперт отмечает, что обычно к таким делам суды подходят формально, буквально применяя положения ст. 302 ГК РФ. Суд проверяет, действительно ли иск заявлен собственником, точно ли собственник не соглашался на отчуждение квартиры. Если да, то квартира, как правило, возвращается заявителю жалобы. Помимо этого суды смотрят, действительно ли приобретатель добросовестный (почитал ли заранее все документы, осмотрел ли квартиру и т. д.) и заплатил ли он за квартиру. Если да, то приобретатель признается добросовестным. Но квартира все так же возвращается собственнику, отмечает Сусарова.
Однако в случае с Сергеевыми шанс на то, что жилплощадь останется у семьи, все же есть. Поворот в деле случился после того, как уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова (на фото справа) подала кассационную жалобу в ВС. Ее представитель Надежда Матвеева на заседании заявила, что в прошлых инстанциях не исследованы причины бездействия администрации города. «Подход судов был формальным», – сказала она.
В свою очередь, представитель Сергеевых Ильяс Вахитов уверял судей, что практика совершения подобных сделок распространена на вторичном рынке жилья и цена не была заниженной, потому подозрений у Сергеевых не возникло.
Представитель нотариальной палаты Тульской области добавил, что доверенность, по которой Ненахов продал квартиру Никишину, была поддельной. Ее номер был присвоен палатой уже в 2014 году другому документу. Он также рассказал, что возбуждено уголовное дело по факту мошенничества с квартирой и продолжается следствие. Суды верно признали сделку ничтожной, заключил он.
В итоге судьи Сергей Асташов, Александр Киселев и Елена Гетман отменили решение апелляционной инстанции и направили дело на новое рассмотрение в Тульский облсуд. «Это дело – редкий случай, когда суд сделал шаг в пользу добросовестных приобретателей», – резюмирует Александра Сусарова.
Ольга Дьяконова, «Legal.Report»
В который раз убеждаюсь — проблемы создают себе сами люди. Не уж то в Туле так мало квартир, что при покупке нужно было выбрать именно с криминальным прошлым? Когда люди сначала научаться думать, а после делать? А не наоборот.
«Семью не насторожило, что до этого за пять месяцев квартира сменила нескольких владельцев». Вот весь и ответ. Интересно если бы государство не решало бы личные проблемы людей, чтобы было в нашей стране? Народ привык косячить, после ждать помощи от власти, при этом еще и параллельно ее поливать грязью. К успеху пришли!
Судя про предыстории, Мурзин и К в городской администрации — те ещё деятели.
А как им покупку этой квартиры одобрил пенсионный фонд? Перед выделением денег по материнскому капиталу там по два месяца все документы по сделкам с недвижимостью перетряхивают.
Косяки начались с того, что с 2011 года квартира стояла пустая, ее должны были оформить в собственность города Тулы. Потом чиновнкики инфу слили мошенникам. А почему Сергеевых должно было насторожить что-то? В ЕГРП продавец квартиры был указан как ее единственный собственник, а ЕГРП в нашем государстве основан на принципе достоверности (см. ГК РФ). Госрегистратора и ПФР не насторожило, а Сергеевых должно насторожить? Завтра кто-то из Вас получит в наследство квартиру и решит продать. Что должен подумать потенциальный покупатель? Исходя из практики он должен послать продавца. А вдруг свидетельсво о праве на наследство поддельное. И куда мы придем с этим? Сказали бы сразу, что госрегистрация это ерунда и все было бы иначе. Но ведь нам всем государство пообещало безопасность сделок и собственности.