Вряд ли можно задеть самолюбие коренного туляка больше, чем поставив под сомнение неповторимость и известность тульского пряника. Выставке «Торговый мир калужского купечества» это сделать удалось.
Чем же удивила новая экспозиция в краеведческом музее?
В год предпринимательства, а также в рамках межрегионального сотрудничества, Тульский областной краеведческий музей открыл выставку, посвященную истории и быту калужского купечества. Экспонаты предоставил Калужский объединенный музей-заповедник. В следующем году, с обменной выставкой колыбель космонавтики посетят предметы быта и гордости оружейной столицы.
По просьбе корреспондента «Молодого коммунара» заведующая краеведческим музеем любезно согласилась рассказать, что же интересного ждет зрителей в новой экспозиции:
— Прежде всего этот выставочный проект знакомит посетителей с традициями российского предпринимательства, торговли, общественной деятельности купцов и благотворительности калужского купечества, — пояснила Ольга Малолетнева. — Калуга тулякам будет интересна еще и тем, что у нас много общих исторических страниц. Например, создание тульско-калужко-рязанского наместничества в конце XVIII века, руководил которым известный государственный деятель екатерининской эпохи Михаил Никитович Кречетников. Он жил в том числе и в Туле. К этому времени относится период, когда начинает процветать торговля, как в Калуге, так и в Туле.
Выставка демонстрирует развитие калужкого купечества начиная с XVIII века. Как центру торговли Туле было тяжело конкурировать с соседкой, которая находилась на берегах судоходной Оки. Удобное географическое положение позволило Калуге активно взаимодействовать с Москвой, Новгородом, Псковом, Литвой, Голландией, Пруссией, Византией и даже Китаем. Калужане изготавливают и продают в основном хлеб, пеньку, паклю, шерстяные полотна, войлок, деревянные изделия, посуду и изразцы.
В среде калужского купечества выделяются самые богатые торговые люди и целые фамильные династии царской России. В их руках огромные для своего времени капиталы в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Из этого сословия вырастут известнейшие в будущем заводчики и фабриканты, крупные акционеры, благотворители и меценаты. Предметы их быта выставлены на витринах тульского краеведческого музея.
— Купцы по мере своего достатка строили особняки, обставляли свои интерьеры, — продолжала рассказ Ольга Александровна. — У уважающего себя купца обязательно был личный кабинет. В экспозиции выставки представлен интереснейший набор настольных чернильных приборов из семи элементов: здесь мрамор, стекло, бронза. Такие вещи бытовали в конце XIX — начале XX века в калужских и тульских купеческих семьях.
Особое внимание уделялось оформлению договоров купли-продажи, где важно было соблюсти все формальности.
— Интересно проследить как передавались деньги за товар купцу. У нас выставлены подлинные конверты с печатями, предназначающиеся для передачи Якову Макеевичу Шляпину. То есть, когда расплата шла за тот или иной товар, был строгий учет по сделкам, оформлялись документы, на конвертах ставились соответствующие комментарии и сургучные печати. Все это сохранилось до наших дней.
Провинциальные калужские купчихи составляли конкуренцию виднейшим столичным модницам. За свои наряды они отваливали баснословные деньги — до 50 тыс. рублей. Отдельные элементы их туалетов, такие как гребень из черепаховой кости или шаль, представлены в экспозиции тульского музея.
Интерьеры купеческих особняков украшались различными изразцами; калужские имели свой, неповторимый стиль. Впрочем, как и тульские. Несколько керамических плиток выставлены на суд зрителей.
Но наиболее трогательными представляются упаковки «колониальных» продуктов и рекламные прейскуранты цен — субъекты, собственно, торговли калужских купцов.
— Мы показываем замечательную подборку упаковок от чая и сладостей, которые производились не только в далеких заморских странах, но и в наших крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Это упаковка от чая, произведенного в Москве знаменитым Домом Расторгуевых, или коробка из-под сладостей фабрики «Абрикосов и сыновья».
В преддверии Нового года интересно взглянуть на банку красной икры XIX века, традиционный элемент современного праздничного стола, а тогда кушанья исключительно элитарного. Керамическая тара оформлена соответствующими содержанию надписями, похожими по стилю на русскую гжель.
А вот и деревянные формы, хороши известные посвященным в тайны изготовления тульских пряников.
— А это что? — удивился корреспондент.
— Еще несколько предметов, объединяющих тульскую и калужскую земли, — улыбаясь ответила экскурсовод. — Пряничное производство. Туляки часто недоумевают: а как это, почему? Насколько был большой оборот? Известность? На самом деле — в Туле это малоизвестный факт — с XVIII века между городами существовала конкуренция в производстве и продаже пряников, в качестве их исполнения. Но затем, в отличие от нашего города, пряничное производство уже в XIX веке в Калуге угасает и на первое место выходит Тула.
Вот так, в конкурентной борьбе, нашему бренду пришлось отстаивать свой уникальный статус, ведь калужские пряники очень походили на тульские.
Как город купеческий, крупный центр торговли, Калуга производила широко известные и популярные в дореволюционной России безмены и коромысловые весы. Без них продавцу не обойтись. Уникальные экспонаты, найденные при раскопках на месте калужских рядов, позволяют посетителям выставки представить процесс товарооборота в местах буйной торговли. В экспозиции музея представлены и другие не менее интересные экспонаты.
Выставка продлится до 30 января.
А как же «честное купеческое»? Документы, печати…