О результатах социологического исследования, проведённого в Центре России, включая Тульскую область
Что думает о себе и мире российская провинция
Фото: zalesse.by
В конце года центр «Социум» обнародовал результаты масштабного социологического исследования в регионах Центральной России (Тульская, Орловская, Брянская, Курская и Липецкая области). Часть выводов носит сенсационный характер.
По традиции в конце года межрегиональный студенческий центр «Социум» посылает гонцов «на неизведанную планету» — в малые города и поселки, чтобы на месте выяснить, как живет российская глубинка, чем ей запомнилось уходящее время, какие события в стране и мире провинциалы считают наиболее важными для себя и своей семьи, чего ждут и за что готовы бороться во имя светлого будущего. В этот раз в фокусе внимания регионы Центральной России (Тульская, Орловская, Брянская, Курская и Липецкая области). Опрошено 1000 жителей, еще 400 заполнили анкеты самостоятельно.
Групповой портрет провинциалов получился весьма привлекательным: они не ленивы, любят и хотят работать, «умеренно» пьют, умеют жить на доходы ниже прожиточного минимума, «всё отдают» детям, переживают за страну и не знают лучшего места, чем их малая родина. Если бы еще вставить зубы и найти малой родине богатого спонсора, то такому электорату вообще бы цены не было.
ДВА ПИШЕМ, ТРИ В УМЕ
Связь с внешним миром глубинка поддерживает с помощью ТВ. В каждой семье есть телевизор, интернетом пользуются всего 7% . Вопреки расхожему мнению, что зомбоящик промывает мозги в том направлении, которое выгодно власти, далеко не все жители малых городов верят тому, что говорят с экрана. Безоговорочно «доверчивых» четверть, «совершенно не верят» 10%, остальные, похоже, придерживаются позиции «два пишем, три в уме». Среди любимых передач никто не назвал политические ток-шоу, большинство понятия не имеют, что это такое. Каждый третий смотрит передачи «на темы морали», «из жизни звезд» и столько же опрошенных негативно относятся к историям, которые ТВ вытаскивает на свет божий. «Это сплетни», «Зачем ворошить грязное белье, показывать семьи и людей в плохом свете» — типичные оценки провинциалов, уверенных, что в глубинке «гораздо больше целомудрия и нравственности, чем в больших городах». Зато в провинции повально увлекаются сериалами «про ментов», практически не отличая сюжеты и героев.
Новостями ежедневно интересуются 45% населения, в основном, для того, чтобы быть в курсе событий, связанных с катастрофами, транспортными происшествиями, гибелью или пропажей людей. Об экономике и финансах, по мнению 75% опрошенных, лучше всего, т.е. «понятно, доходчиво, без политики, ближе к жизни» пишут районные газеты. Районку выписывает каждая вторая семья.
САМИ С УСАМИ
За происходящим в Украине и в Сирии провинция следит «не регулярно», но сопереживает попавшим в беду народам подавляющее большинство (95%). Почти 80% сообщили о себе, что «не интересуются политикой». На выборы ходили, но «не помнят» за кого голосовали, «не знают» и «ни разу не видели» своего депутата Госдумы. Из политиков высшего эшелона на слуху Зюганов и Жириновский, лидером «Единой России» по-прежнему считают Путина. Фамилии Касьянов, Навальный, Явлинский известны менее чем 7%, причем, в довольно интересном контексте: как «подручные Чубайса».
Своя власть явно ближе к телу. 75% «хорошо знают» главу поселения, местного депутата, 63 оценивают их работу как «удовлетворительную». Треть населения к «своей» власти относится равнодушно. Превалируют такие ответы: «она лишена материальных ресурсов», «не имеет полномочий», «не влияет на жизнь поселения». Вот как это понимать?
— За последние 10-15 лет уже около 40% населения научились обходиться без профсоюзов, партий, гражданских институтов и т.д., — говорит руководитель проекта «Личная жизнь провинции», доцент Приокского университета Наталья Самошина. — Они выстроили такую форму существования в семье и ближнем кругу, которая позволяет самостоятельно решать практически все социальные проблемы. Напряжение в отношениях с государством возникает от того, что важность их собственных усилий по достоинству не оценена. Ведь «самодостаточную» группу составляют образованные, экономически активные люди, сумевшие самостоятельно организовать в глубинке свой бизнес или подняться вверх по социальной лестнице. Им нужна не опека, а честный взаимообмен: государство думает о людях, а они имеют возможность отвечать сами за себя.
С МЫШЬЮ НЕ ДЕЛЯТСЯ
Самые серьезные проблемы, которые мешают провинциалам жить, — «ограниченный выбор работы» и «низкие доходы». На это жалуются 75% респондентов. Половина из них оценила семейный достаток «ниже прожиточного минимум». Но вот парадокс: при этом многие отказываются причислять себя к «классу бедняков». «Бедность –это когда грызешь одну корку на двоих с мышью. Мы до этого еще не дошли», — сообщил в анкете один из респондентов. Не стоит спешить с выводами о невеликом уровне притязаний провинциального населения. У большинства скромные доходы с лихвой компенсирует « семейное богатство». 34% прошенных подразумевают под этим «умение правильно распорядиться деньгами» или хозяйственные навыки жены (мужа). 17% семей «держаться на плаву» позволяют хорошие отношения с роднёй, подсобное хозяйство. В кризис почти 90% семей «сосредоточились на выращивании овощей», «завели второй огород». Две трети опрошенных считают, что «самое плохое уже позади», а почти половина верит, что «после кризиса начнется движение вперед». Светлое будущее связывают с изменением региональной политики государства, которое должно «развернуть бюджет в сторону обедневших территорий» или с появлением в их городке\поселке богатого инвестора, который, оценив трудолюбие и терпеливость населения, «откроет здесь какое-нибудь полезное производство».
ОТКРЫТАЯ КРЕПОСТЬ
Добрый дядя, похоже, еще не родился. Поэтому крепкий фундамент под будущее закладывается в семье.
— С социологической точки зрения никаких революционных или просто ярких изменений в глубинке не произошло, — уточняет Наталья Самошина. – Но за последние годы явно обозначилась «группа жизнелюбов», иная расстановка ими ценностных приоритетов – с прицелом на семью, а не на «мировую революцию». Это верный симптом, что общество избавляется от угрюмости, становится более открытым.
Еще лет десять назад, по словам социологов, на «личные темы» с ними отказывались разговаривать, считая это неважным и неинтересным. Сейчас многое изменилось: выговорившись, люди начинают сами себе нравиться больше.
Главой «ячейки общества» в провинции можно считать женщину: у 87% жён нет сомнений, что рулит семейным кораблем именно она, и только каждый пятый мужчина считает «капитаном» себя. Матриархат, похоже, вообще во благо семейному настроению: 62% домочадцев довольны тем, как распределены между ними домашние обязанности, 45% ценят созданный в доме уют, 32% ощущают потребность чаще находиться в кругу близких. Никакой радости от этого не испытывают только 7% опрошенных.
В целом же провинциальному домашнему очагу, судя по ответам, ничего страшного не грозит. В верности второй половины уверены 60% мужей. Женщины более подозрительны, но все же 45% из них в супругах не сомневаются. Любовь и страсть, по ощущениям респодентов, присутствуют в каждой третьей семье, у многих отношения строятся «на уважении», «на привычке друг к другу». При этом две трети семей ответили, что прозы жизни у них хватает, многие часто ссорятся. После скандала «быстро обо всем забывают» 30% семей, просят друг у друга прощения 10%. Самые обидчивые (3%) «не разговаривают два дня или больше». Вопреки распространенному мнению, что российская глубинка спивается, «в частом употреблении» признались всего 7% опрошенных. Остальные «пьют по праздникам» или вовсе «от случая к случаю». Другой вопрос, что праздников в календаре немало, а уж «случаев» и подавно.
Зато в провинции проживают исключительно щедрые люди. 50% охотно дают деньги в долг соседям и родственникам. 67% любят дарить подарки, накрывать столы для гостей, но, к сожалению, из-за ограниченности финансов им это удается нечасто. Для «полного счастья» многим не хватает всего-то 10-15 тысяч рублей. Заимей они эту сумму, тут же бы «вставили зубы» 42% опрошенных, потратили на детей – 33%, купили необходимые в быту мелочи – 20%. И только 2% отложили бы деньги «на черный день». В отличие от жителей мегаполисов, население глубинки не стремится за границу «посмотреть мир». Дело не в том, что средств нет – на это указали 17% опрошенных, а 46% считают – «у нас и дома хорошо».
Завистников в провинции совсем мало – можно сказать, никто не признался в этом грехе. И правильно. Зачем им такое пятно на репутации?
Людмила Бутузова, «Новые известия»
«Районку выписывает каждая вторая семья», но при этом тиражи районок обычно от 1000 экземпляров до 5000. Ну, какая же это «каждая вторая семья»?! Брехня!
Любимый креаклами печатный орган в который раз сетует на то, что интеллигенции не повезло с народом.
Насральный-как предатель России.