Старейшее российское оборонное предприятие – Тульский оружейный завод (входит в холдинг «Высокоточные комплексы»).
Знаменитый ТТ
Его продукция стояла на вооружении русской армии во всех войнах, в которых она принимала участие за эти три века. Мы расскажем о пяти самых известных и массовых изделиях Тульского оружейного завода: винтовках Бердана и Мосина, пулемете Максима, револьвере Нагана и пистолете ТТ.
Начало тульскому оружейному делу было положено в 1595 году. По указу царя Федора Иоанновича на правом берегу реки Упы для «самопальных дел мастеров» отвели оружейный двор и кузнечную слободу. Мастера поставляли в казну пищали, за что им даровались особые права по обельной грамоте. Число оружейников постепенно росло, и они стали образовывать отдельные общины и цеха. Через сто лет, примерно к 1700 году, сословие тульских оружейников насчитывало уже около 1 000 человек, и потому не удивительно, что именно там в 1712 году Император Петр I велел построить главный оружейный завод в России.
С первых дней своего существования тульский завод производил для армии полный ассортимент стрелкового и холодного оружия, став надежным арсеналом России. Здесь было положено начало отечественной стандартизации: впервые введены калибры и лекала, благодаря чему был обеспечен массовый выпуск оружия с полной взаимозаменяемостью узлов и деталей. Оружейники изготавливали кремневые ружья, пехотные, драгунские и кавалерийские пистолеты.
В Отечественную войну 1812 года практически все оружие для русской армии было изготовлено усилиями Тульского завода. За заслуги заводу было высочайше пожаловано наименование Императорский.
1. Винтовка Бердана
В 1866 году два русских офицера – Александр Павлович Горлов и Карл Иванович Гуниус были командированы в Северо-Американские Соединенные Штаты, чтобы собрать сведения для будущей винтовки русской армии.
Они подробно изучили и испытали несколько десятков ружей и различные типы патронов. Выбор пал на винтовку Хайрема Бердана — героя американской гражданской войны и известного конструктора оружия. Русские специалисты пришли к выводу, что сама винтовка и патрон к ней нуждаются в доработке, они внесли 35 изменений в готовом к производству варианте — по сути, на основе системы Бердана разработали собственное оружие.
Были устранены недостатки, которые выявились при опытах (непрочность затвора, недостаточная меткость). В результате появился 4,2-линейный патрон с цельнотянутой гильзой и винтовка с внутренним линейно движущимся курком. В Америке винтовку и патрон назвали русскими, а в Российской Империи – «системы Бердана».
Винтовка под наименованием «Скорострельная малокалиберная винтовка Бердана нумер 2» была принята на вооружение русской армии. В 1870-м и следующем 1871 годах были изготовлены, испытаны и утверждены образцы кавалерийских винтовок: драгунской, казачьей и кавалерийского карабина.
2. Винтовка Мосина
Во многих европейских странах во второй половине 1880-х годов принимаются на вооружение магазинные винтовки. Они были известны и раньше, но благодаря введению патронной пачки и обоймы, время заполнения магазина стало сравнимо с тем, что раньше уходило на перезарядку одним патроном. Поэтому в 1882 году Главное Артиллерийское управление поставило задачу на разработку многозарядной магазинной винтовки.
В 1889 году Сергей Иванович Мосин предложил на конкурс новую разработку, а чуть позже бельгиец Леон Наган также выставил свою систему. Обе они не соответствовали требованиям в полной мере, так что в 1891 году, по завершению войсковых испытаний, Комиссия выработала компромиссное решение: принята была винтовка, разработанная на основе конструкции Мосина, но с изменениями и дополнениями, как позаимствованными из конструкции Нагана, так и выполненными с учетом предложений самих членов Комиссии.
Авторство новой винтовки сформулировал военный министр Петр Ванновский: «В изготовляемом новом образце имеются части, предложенные полковником Роговцевым, комиссией генерал-лейтенанта Чагина, капитаном Мосиным и оружейником Наганом, так что целесообразно дать выработанному образцу наименование: русская 3-лин. винтовка образца 1891 года». 16 апреля 1891 года император Александр III утвердил образец, вычеркнув слово «русская», поэтому на вооружение она была принята под наименованием «трёхлинейная винтовка образца 1891 года».
Винтовка выпускалась в трех образцах: пехотная, драгунская и казачья, которые отличались длиной и наличием штыка. В Красной армии был оставлен на вооружении лишь драгунский образец.
С незначительными модернизациями «трехлинейка» стала самым массовым советским стрелковым оружием Великой Отечественной войны. За четыре военных года было выпущено более 11 миллионов винтовок и карабинов, созданных на базе винтовки Мосина.
3. Пулемет Максим
В марте 1904 года был подписан контракт о производстве пулемета системы Максима на Тульском оружейном заводе. Первоначально русские конструкторы внесли небольшие доработки, в основном связанные с технологией производства и применяемыми материалами. В результате тульские пулеметы внешне отличались от зарубежных только формой кожуха без рифления, но вскоре «Максим» подвергся существенной модернизации.
До войны 1904-1905 командование не считало пулемет пригодным для пехоты: его установили на громоздкие лафеты, напоминающие пушечные, а потом передавали гарнизонам крепостей. С началом боевых действий против японцев «Максимы» начали снимать с лафетов и устанавливать на треноги.
В Мукденском сражении русская пулеметная батарея уничтожила половину от общего числа наступавших. Произведя несколько десятков тысяч выстрелов за сравнительно малый промежуток времени, пулеметы не вышли из строя и были в хорошем состоянии, доказав свои исключительные боевые характеристики. Но тем не менее, оружие нуждалось в доработке, поэтому Главное артиллерийское управление объявило конкурс на модернизацию пулемета.
В результате в конструкцию внесли более 200 усовершенствований, и в августе 1910 года на вооружение был принят модифицированный вариант: 7,62-мм пулемет Максима образца 1910 года, прошедший модернизацию на Тульском оружейном заводе под руководством мастеров И. А. Пастухова, И. А. Судакова и П. П. Третьякова. Был уменьшен вес тела пулемета на 5,2 кг, ряд деталей из бронзы заменили на стальные, изменили приемник и прицельные приспособления под новый патрон, расширили отверстие втулки надульника. Английский колесный лафет был заменен на облегченный колесный станок А. А. Соколова, броневой щит английского образца — на бронещит уменьшенных размеров. Новый станок обеспечивал прицельный огонь на дальности до 2700 м. Также, одним из новшеств тульской модели стало закрепление барабана патронной ленты на щите, а не на теле пулемета, как это делалось раньше. Это способствовало равномерной подаче ленты с патронами в приемник.
В таком виде, с некоторыми изменениями, внесенными в 1930 и 1941 годах, «Максим» просуществовал до замены пулеметом Горюнова в 1943 году. Выпуск «Максима» прекратился, но он продолжал использоваться. Последним применением этого легендарного оружия считается 1969 год, когда советские пограничники применяли его на острове Даманском.
4. Револьвер Наган
В 1895 году указом императора Николая II на вооружение принят «3-линейный (7,62-мм) револьвер системы Наган образца 1895 года». Контракт с бельгийской стороной предусматривал поставку 20000 револьверов и помощь в постановке их производства на Тульском оружейном заводе. Конструкция револьвера русского производства подверглась небольшой модернизации: затылок рукояти выполнялся цельным, а не разрезным, и упрощена форма мушки. Усовершенствована была и технология производства.
Револьверы Нагана отличались сравнительной простотой конструкции, технологичностью и малой себестоимостью. В боевых условиях оружие было неприхотливым и безотказным: осечка никак не влияла на возможность следующего выстрела и не вызывала задержки.
5. ТТ
Боевые качества револьвера Наган долгое время мешали принятию на вооружение автоматического пистолета. Однако в начале 20-х годов было решено заменить устаревшее оружие образца 1895 года. Требования были сформулированы очень просто: убрать «наганы» и заместить импортные пистолеты советскими, обеспечив массовое производство на территории собственной страны. Для этих целей в 1927 году в Туле на оружейном заводе организовали конструкторское бюро, в состав которого через год и вошла группа конструкторов-оружейников под руководством Федора Токарева.
Причиной отказа от зарубежных систем была необходимость переоснащения оружейной промышленности новым производственным оборудованием и введение новых стандартов, что требовало гигантских расходов, не приемлемых в то время для Советской России.
Новое оружие командного состава Красной Армии должно было иметь высокую дальность огня, небольшие габариты, малую массу, открытый курок, но главное – быть простым по конструкции и приспособленным к дешевому массовому производству на устаревшем и примитивном оборудовании.
Для использования в новом пистолете был выбран патрон калибра 7,62 мм – переконструированный «7,63mm Mauser», получивший в последствии обозначение «7,62×25 ТТ». Его использование не требовало переоснащения производства и на складах имелось большое количество этих патронов, закупленных у немцев.
Поставленные задачи, касавшиеся качеств самого пистолета, были выполнены благодаря сочетанию особенностей различных систем – дизайну FN Browning model 1903, системе запирания Colt M1911, патрону 7,63mm Mauser и новым конструкторским решениям Токарева: объединение ударно-спускового механизма в отдельном блоке, который при разборке оружия свободно отделяется от рамы для чистки и смазки; размещение боевой пружины в курке, что сократило продольную ширину рукоятки; крепление щечек рукоятки при помощи закрепленных на них поворотных планок, упрощавших разборку пистолета, отсутствие предохранительного механизма, функцию которого выполнял только предохранительный взвод курка.
На испытаниях в январе 1931 года Токареву удалось доказать, что он не только создал относительно небольшой и легкий пистолет под мощный 7,62-мм патрон, но и то, что оружие могло выпускаться с минимальными затратами времени и ресурсов. Реввоенсовет СССР 13 февраля того же года постановил разместить заказ на изготовление 1000 пистолетов Токарева на Тульском оружейном заводе.
Для упрощения пистолет нарекли просто и сухо: «7,62мм самозарядный пистолет образца 1930 года». Однако, в начале массового выпуска оружие немного переделали и упростили производственный процесс, что и повлекло за собой смену названия на более простое. В итоге, в 1934 году началось производство 7,62мм пистолета ТТ образца 1933 года. А еще чуть позже, к началу сороковых, никто уже и не называл легендарный пистолет как-то иначе, кроме как ТТ. Так короткое название и прижилось.
Боевое крещение ТТ получил в 1938 — 1939 годах на Халхин-Голе и у озера Хасан. Пистолет продемонстрировал отличные боевые качества: высокую точность стрельбы, большую дальность и мощное пробивное действие пули. В годы Великой Отечественной войны ТТ получили самое широкое распространение во всех родах войск Красной Армии.
Производство пистолета Токарева в СССР велось до конца 1953 года, но на вооружении советской армии ТТ состоял до начала 1960-х, а в правоохранительных органах – до середины 1970-х. Оружие до сих пор используется в полиции, охотнадзоре, рыбнадзоре и других организациях, а также оперативниками групп специального назначения.
Пистолет Токарева и его модификации после Второй Мировой войны получили большое распространение во всем мире. Производство было налажено в Польше, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Румынии, КНР, Вьетнаме и Ираке. Пистолеты конструкции Токарева находились на вооружении более чем 35 стран мира. Это оружие участвовало во всех крупных и мелких вооруженных конфликтах на протяжении всего ХХ века.
Андрей Терентьев, «Национальный журнал»
А в дне сегодняшнем кроме наручников есть что?
Это секрет и военная тайна
а наручники импортные….пластмассовые хомутики..
Опять справку из заводского музея оружия переписал. Чего аккуратно обошел тему участия иностранцев в рождении оружейного дела в Туле? Без них ничего бы не было. Ни станков, ни технологий, ни умных рабочих-оружейников. Немцы и голландцы, если кто не знает. В общей сложности — почти четыре сотни человек жили в Туле полтора десятка лет. Даже первую в России протестантскую церковь в России построили (ее потом, когда уехали, разобрали). Выучили тысячи местных мастеров. Ну, а дальше мы — сами с усами. Молодцы, конечно.
Если честно, я ТТ до сих пор боюсь. Нет же предохранителя. Сунешь ствол за ремень, нечаянно взведешь его рукой или когда ползешь на пузе по земле, и есть шанс остаться без мужского достоинства. Случаи были. С мощностью патрона — тоже проблемы. Мы однажды бычка «укладывали», так всей обоймы не хватило. Из карабина Мосина завершили.
Главное достоинство русских образцов — дешево и сердито. Коряво, некрасиво, зато — стреляет. Если руки растут не из …, ТТ можно в гараже сделать.
А тебе Глок подавай? Быдло оно и есть — быдло!
Почему ГЛОК? Стечкин лучше. Да и ГШ-18 неплох.
Так хрен ли ты в бычка из ТТ палил? Где твой Стечкин? Где ГШ?
Да и «завершить» гламурно надо было из М-16, а не из «мосинки»!
Тогда еще не было ГШ. А в нашей части — только Макары, ППШ и карабины Мосина. Стечкина давали танкистам и разведке, а мы — из другой оперы. Кстати, М-16 тоже не было, у америкосов М-14 была. Они обе — малокалиберные.
Хо-Хо, а ты служил? Приблудный бычок, бесплатный! И куча голодных ребят. И — не Россия.
Ой, бл…, специалист! М-14 — патрон 7,62х51!!! Очень малый калибр! «Какой ты наху. танкист»!!!
Не танкист. Совсем другой род войск, подземный.
И все-таки: служил или нет?