Одной из причин невыразительности тульской архитектуры со второй половины ХХ века стала её анонимность. В советские годы тульскую архитектуру подавляло массовое строительство по типовым проектам. Редкие уникальные проекты дозволялось делать коллективам крупных столичных проектных организаций. Московские институты проектировали для Тулы Театр драмы и знаменитая «банкетка» — здание обкома партии и облисполкома.
В тульских проектных организациях персональное авторство подавлялось коллективизмом. В коллективном труде сложно установить персональное авторство. Обычно авторами формально признавались главные архитекторы проектов, которые своей подписью заверяли соответствие проекта действующим нормам и правилам. Подлинные авторы часто оставались в тени. С другой стороны, при вступлении в союз архитекторов к авторам проектов причислялись начинающие архитекторы, выполнявшие фактически чертежи с чужих авторских эскизов. Отдельной проблемой являются изменения, вносимые в авторский проект последующими корректировками без согласования с автором. Часто такие изменения вынуждали автора стесняться своей причастности к построенным зданиям.
Установление подлинного архитектурного авторства является сложной краеведческой проблемой. К сожалению этим не занимается публично тульская областная организация Союза архитекторов. Не проявляет в этом себя и Тульский историко-архитектурный музей, призванный писать и хранить истории общественно значимых зданий.
Тульская архитектурная анонимность не позволяет увековечивать авторство памятными досками на фасадах зданий. Двадцать лет назад я предлагал принять градостроительные правила, обязывающие заказчика-застройщика в счёт общей сметы затрат на строительство устанавливать памятную доску об архитектурном авторстве с годом постройки. И делать это до подписания акта о приёмке здания в эксплуатацию. К сожалению, такие правила до сих пор не установлены. Не приняты и решения, обязывающие согласовывать с автором все отступления от авторского проекта. Такие меры могли бы мотивировать архитекторов на создание градостроительных шедевров.
В постсоветские времена, с конца 80-х годов ХХ века в Тульской области оживилось строительство по индивидуальным проектам. Помимо работ института «Тульскгражданпроект» появились крупные работы первой в Тульской области негосударственной проектной организации – «Тулархпроект», созданной Союзом архитекторов СССР и его тульской областной организацией. Мне довелось быть первым директором «Тулархпроекта», и я с удовлетворением могу отметить многие замечательные постройки по проектам тульских архитекторов Бедриной, Головченко, Жежомы, Зайцева, Хуснутдинова, Чуриловой, Шатохина. Некоторые архитекторы создали впоследствии свои персональные творческие мастерские.
Полагаю, тульской областной организации Союза архитекторов России надо бы провести публичную выставку наиболее значимых архитектурных работ о построенных зданиях, сооружениях и комплексах. По итогам этой выставки принять постановление о признании построек объектами культурного наследия, памятниками нашего времени.
Если власти Тульской области и города Тулы хотят не на словах, а на деле повысить местную туристическую и инвестиционную привлекательность, то могли бы поддержать изложенные выше предложения. Для этого даже бюджетных затрат не требуется – лишь умение мотивировать и делегировать полномочия.
Сообщение подготовлено для научной конференции «Тула ушедшего века», 8-9 декабря 2016 г.
Автор сильно заблуждается. В18-19 веках и много раньше архитектор являлся зодчим, автором проекта, конструктором, расчетчиком, сетивиком и т.д.Это давало право закрепить авторство строения. В современной архитектуре эти сферы четко поделены(нормативы и снипы по своим разделам) поэтому крупные проекты это плод коллективного труда и никак иначе. Архитекторы сегодня больше художники нежели строители. Поэтому авторство можно закрепить либо за проектной группой, либо за частным домостроением в одном лице.
Полностью поддерживаю . Роль архитектора в современном строительстве совершенно иная, нежели в прошлые века. Безусловно, первая оценка построенному зданию со стороны обычных горожан даётся по внешнему виду. При этом роль конструкторов и расчетчиков гораздо существеннее. Но, к сожалению, именно она всегда остается за кадром. Если фамилии архитекторов хотя бы мелькают в подобных блогах, то об авторах технической стороны проекта не вспоминают вообще. А между тем от эскизного проекта ( видение архитектора) до рабочего проекта очень большой и трудный путь. И на этом пути в проект, естественно, вносится множество корректировок . Потому что художественные архитектурные задумки очень часто не влезают в нормы и правила, регламентирующие техническую сторону вопроса. На первый план выходит не главный архитектор проекта, а главный инженер проекта. Именно запись ГИПа удостоверяет соответствие проекта , который идёт в работу, требованиям действующих норм и правил. Так что, увы…. Все перечисленные в блоге товарищи вполне себе справные архитекторы ( особенно на фоне типового крупнопанельного домостроения), но с мемориальными досками — это явный перебор.
Литейщик и каменотёс не авторы скульптуры. Так и все специалисты проектирования и строительства только участники, но не авторы. Автор — архитектор. Его право привлекать в соавторы, если соавторство существенно.
А что, если досками каждый дом завесить, город красивее станет?
Во-первых, архитектор есть архитектор. Коллективы тоже можно «увековечить». Можно также написать на табличке «Архитектор от авторства данного уродства отказался».
Во-вторых, всю тулу завешали мемориальными досками. Ощущение, как по кладбищу ходишь. Мне кажется, надо как-то ограничивать желание всех и вся увековечить своих предков везде где только можно и насколько позволяют средства. А вот табличка с указанием, кто дом придумал, спроектировал и построил — обязательна. Почему такая надпись есть на любом изделии, а вот на самом заметном и на самом важном — доме — не обязательна? Кстати, можно написать, на чьи деньги или по чьей инициативе построен дом. Как например, посреди улицы Тульского рабочего полка в свое время сделали площадку и парковку для элитного дома. Так и написали бы, кто разрешил сие непотребство.
Чем мотивировать автор собирается, если без привлечения бюджетных средств.
А вот примерно так:
Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Это же все чрезвычайно просто.
Раньше хозяин себе строил что хотел и старался сделать красиво. А теперь появились проблемы с чинушами надо согласовывать
Сейчас даже нельзя ободранную стену завесить рекламой. Вот и появляются последние годы обшарпаные стены
Вон на проспекте Ленина 70 чего напроектировали горе-архитекторы и настроили будку-скворешник наглые комерсанты.
В машиностроении точно также. Если взять патент на изобретение, где указаны фамилии «авторов», то с большой долей вероятности можно говорить, что этот человек или группа лиц просто финансировало данную разработку. Даже в советское время в патенте вписывали несколько фамилий-соавторов и лишь последняя фамилия являлась истинным автором изобретения. Мне кажется скоро и до картин дело дойдет- вместо подписи художника будет рисоваться подпись заказчика.