Секреты тульской стойкости
Удивительно много и противоречиво написано о слове «корточки». Происхождение слова не установлено. В ближние родичи причисляют греческий kortos (кривой), ирландский сеrt (маленький), латинский curtus (короткий) и праславянский *korъ (с укором, наперекором и покорением. Из этого многообразия следует, что корень *кор древний общеконтинентальный, и очень ветвистый.
Почему-то никто ещё не написал, что наиболее убедительными «родителями» слова «корточки» могут быть древнерусское слово «коря» (корень, опора) и общеславянское слово «точка». Получается, «корточки» это корневые точки или точки опоры. Позиции «на корточках» могут выражать укоренение, кротость, покорность, скорбь и корпение.
Не совсем точен Даль, объясняя положение человека на корточках «упершись ступнями в землю». Так некрасиво обычно сидят ветераны тюремных узилищ. Опирание только на носки, сохраняет прямую спину. Это красиво, но применяется для краткого приседания. Можно опираться более красиво – на стопу и носок, как увидели это древние скульпторы и запечатлели в мраморе. Эта поза хоть и на корточках, но выражает готовность к быстрому подъёму наперекор невзгодам.
Известно, что в Тульской области жёсткая кальцинированная вода. У взрослого населения соли откладываются в суставах, особенно в коленях. Сидеть на корточках проблематично. А может упрямое тульское достоинство не позволяет прилюдно корчиться. Таковы секреты тульской стойкости.
Связь с Тулой это точно не из той оперы