«Люди потеряли уважение к смерти»,— с горечью заметил когда-то Эрих Мария Ремарк
Фото: velootchet.org
Немецкий писатель имел в виду мировую войну, когда смерть перестала восприниматься как великое таинство, превратившись в конвейер. Мы сегодня можем констатировать, что уважение утрачено не только к смерти, но и к мертвым. А вот это всегда было признаком варварства в его незамутненном виде (вандализм — определение больше правовое). Кладбища стали не только местом упокоения предков, но и территорией, где можно раздобыть средства на опохмел или обустройство дачного участка.
В застойные годы не догадывались, что нержавеющая сталь в скупке будет стоить пятьдесят рублей за килограмм, поэтому понаставили множество надгробных памятников из этого сплава. Их уже практически не осталось на тульских кладбищах — сданы во втормет. Цветы на похоронах теперь принято ломать пополам, иначе унесут со свежей могилы, чтобы снова продать у кладбищенских ворот. Выламывают даже доски со скамеек и тротуарную плитку с могильных участков — видимо, кому-то не кажется зазорным выложить ею дорожки на даче, а касаемо дурной энергетики — так это выдумки мракобесов.
Это, кстати, какая-то наша национальная «скрепа» — грабить погосты. Газета «Тульская молва» еще сто лет назад, в 1916 году, писала о том, что с могил на кладбище в Чулково малолетние мародеры воруют и сдают в металлолом цинковые кресты.
У нас и к живым хронический дефицит уважения, что уж о мертвых говорить. Обустроили на Новомосковском шоссе очередное, четвертое кладбище, а идти до него с трассы, где остановка общественного транспорта, считай, километр. Если на машине, то и говорить нечего, не проблема. Но смертны, увы, не только родственники автовладельцев. Вот и бредет бабушка на могилу своего деда с сумкой, лопатой, бутылкой воды и прочим скарбом. Пока дойдет — дух вон, но пока что, слава богу, временно…
Это только кажется, что смерть — то, что происходит с кем-то, но не с нами. В христианском понимании, можно быть непричастным к смерти, уйдя в мир иной, и быть мертвым, еще живя на земле. И то верно: живой человек вряд ли крест в скупку понесет.
Константин Леонов, «Молодой коммунар»
Все там будем! Аллилуйя!
Константин Николаевич традиционно великолепен, хотя и редко стал отмечаться на газетных страницах.
Тех, кто решения по кладбищам принимает, на авто с водителями развозят.
🙂
Грустно это всё.
Жги, Костя, глаголом!
Я видел на этом кладбище,как родня ветерана войны отказалась опускать гроб в могилу,заполненную водой. Могильщики,с трудом подавив негодование и показав руками на очередь ждущих упокоения б. живых людей,ведром на веревке отчерпали десяток емкостей,и опустили гроб в полужижу. Стал интересоваться причиной могильного наводнения?Ливень?Близкий водный горизонт?Ответа не получил.
А воровство на могилах от общей низкой культуры туляков. В том числе и по причине пресной прессы,которая смотрит в глаза начальству,а с критикой опаздывает и не лает конкретно. Чего уж плакаться в задний след. На могиле моей дочери сломали изгородь и спилили сирень,калину,шиповник,не превышающие высотой ращрешенные размеры.Так кто-нибудь из местной прессы возник, несмотря на мои протесты.Оказывается,рубку учинил п приказу знаменитого «дяди Вити» из партии «Родина».А рубили негры из ТулГу. И написала только Шулепова с «Российской газеты»,а снял Мазов на Тулателе. в негодность приходят уже и памятники на аллее почетных покойников.у одних цыган порядок.Наглость города берет.А не смелость.
кто за могилами должен следить ?
по-моему родственники покойного
Пора перенимать опыт у мусульман в этом плане, те хоронят, ставят памятник и больше никогда ничего не делают на могиле!
Теперь выясняется, что ещё и морги трупами барыжат. За соблюдение сроков выдачи тела.
Кто что имеет, тот с того и зарабатывает