«Потребность в праздниках народного единства появляется тогда, когда это единение отсутствует»
В России за последние 25 лет появилось много, скажем прямо, неоднозначных праздников, например, 12 июня или эрзац-дата — День народного единства
С 4 ноября вообще дела обстоят плохо – одни не знают, что празднуем, другие — почему именно это празднуем, а дотошные историки в унисон сообщают о своем полном недоумении относительно выбранного дня – как будто «4 ноября» с неба упало! – выбирали наугад, без оглядки на правила хронологии?
Прозорливые уверяют, что праздник буквально состряпали наспех в 2005 г., опомнившись, что 7 ноября, как символ социального государства, революции — до сих пор — «красный день календаря»: «Погляди в свое окно, все на улице красно! Вьются флаги у ворот, пламенем пылая!».
Дата эта опасная, знаковая и сакральная для народа, который ждут экономические потрясения, классовое расслоение и отсутствие надежды на лучшую жизнь хотя бы для будущих поколений. Вдруг народ захочет посмотреть в свое окно, и «полетит мой красный шар прямо к небосводу»?
«День народного единства» — это попытка заменить 7 ноября, день Великой Октябрьской социалистической революции, поскольку у нас в 1991 г., согласно официальной версии, победила буржуазная, демократическо-капиталистическая революция, и праздновать 7 ноября новым хозяевам стало «не комильфо» — вот и поменяли его на День народного единства, — говорит в беседе с Накануне.RU историк, публицист Андрей Фурсов. — Но в качестве народного единства смехотворно была выбрана дата аж из 1612 г., то есть, по-видимому, власть, которая решала судьбу этого праздника, не решилась взять пример народного единства из новейшей истории. Действительно, какое может быть народное единство у олигарха и рабочего, у капиталиста и работяги? Отнеся День народного единства далеко в прошлое, власть косвенным образом признала, что сегодня этого народного единства как раз и не хватает».
И все же первое, что бросается в глаза при упоминании праздника, это общеисторическая безграмотность тех людей, которые этот праздник «назначили», говорит в беседе с Накануне.RU писатель, историк, автор книг о советской эпохе Игорь Пыхалов:
«На самом деле, это знаменательное событие произошло 22 октября 1612 г. по юлианскому календарю, что соответствует 1 ноября по григорианскому календарю — как это ни удивительно для многих граждан «обновленной России», в XVII веке разрыв между старым и новым стилем составлял не 13 дней, как сейчас, а всего лишь 10. 26 октября (5 ноября) польский гарнизон, осажденный в Кремле, подписал капитуляцию. 27 октября (6 ноября) в Кремль вступили русские войска. А вот 4 ноября ничего знаменательного, с исторической точки зрения, не случилось».
Как считает Игорь Пыхалов, чиновники в данном случае проявили безграмотность и необразованность. О разнице между григорианским и юлианским календарем также упомянул историк, соавтор проекта «Последний звонок» Евгений Спицын и в отношении других памятных дат, установленных в Российской Федерации:
«Взяли все даты – Куликовской битвы, Полтавской битвы — прибавили к ним 13 дней и праздник назвали «День воинской славы». Куликовская битва произошла 8 сентября, а у нас 21 сентября празднуется. Но чиновники не понимают одной простой вещи – тогда вся Европа жила по юлианскому календарю, григорианский календарь вошел в обиход в Европе только в 1582 г., то есть через два с лишним века после Куликовской битвы – поэтому прибавлять никакие 13 дней не надо. Те, кто напринимал законов и праздников, не знают законов хронологии».
Конечно, неразбериха с календарем – неприятность, но для государственного праздника (идеологическую роль которого нельзя отрицать) главное — это не точная дата, а все же смысл, символика, как говорят сегодня, «месседж». Что несет нам, потомкам Минина и Пожарского, воспоминание об их героическом подвиге? Почему, отправившись на выходной 4 ноября, мы должны воспылать духом единения с народом?
Минин и Пожарский, кадр из фильма
Если вкратце – наши выгнали поляков из Москвы. Когда наши выгоняют иностранцев из Москвы — это всегда приятно, но почему бы тогда не сделать Днем народного единства 19 октября, когда мы выгнали Наполеона – более популярный сюжет, много раз экранизированная история, описанная Львом Николаевичем? Так какой сакральный смысл у праздника с красивым названием «День народного единства», что его сделали государственным? И почему люди до сих пор как-то упорно не ощущают единства?
«Давайте не будем лицемерить – у нас после того, как советская власть была ликвидирована, и восстановлен буржуазный строй, основная масса населения беднеет, а долларовые миллионеры продолжают богатеть. Нас откровенно грабят, и потому никакого национального единства те, кого грабят, почему-то не ощущают, потому и примирения никакого быть не может. А все попытки это примирение навязать – просто попытка власть имущих укрепить свои позиции, и не более того» — говорит Игорь Пыхалов. Сторонники праздника говорят нам, что день 4 ноября венчал конец смуты — смуты в сердцах людей. Довольно патетично, но что есть.
Смута и война с Польшей
И на самом деле, смута была страшным периодом в нашей истории — после смерти Грозного аристократическая элита начала передел власти, и вот это брожение в народе, чехарду на престоле и гуляй-поле казацких бандформирований устроили те самые Шуйские, Воротынские, Мстиславские – потомки Рюрика и Гедимина, они и сместили Годунова, а затем в Калуге привечали самозванца Лжедмитрия.
Когда убили Лжедмитрия, бояре поставили своего человека, как когда-то олигархи привели к власти Ельцина, так на престоле оказался Василий Шуйский – это было начало конца. Боярский назначенец, чтобы бороться со вторым Лжедмитрием и собственным народом, заключил договор со Швецией, она предоставляла армию и оплачиваемых наемников, за это всего-то с щедрой руки отдали Корельский уезд.
Король польский Сигизмунд III под стенами Смоленска
Затем польский король Сигизмунд III объявил войну России и осадил Смоленск, немецкие наемники, служившие у Шуйского в большом количестве, перешли на сторону поляков – гениально. Путь на Москву западным захватчикам был открыт. И тут бояре, осознав, что натворили, взяли дело в руки… и устроили по привычке еще один заговор – сместили Шуйского. Собрались они в Москве и созвали совет Семибоярщины (из семи бояр, собственно) – что же решили? Спалить Москву, но не дать погибнуть России, как в 1812 г.? Защищать город любой ценой, как в Великую Отечественную? Дать бой? Нет, они просто назначили своим русским царем польского королевича Владислава. Сами. А чего ждать? У народа, естественно, не спросили. Народу было легче верить в хоть самозваного, но своего Лжедмитрия, чем в совершенно чужого Владислава. Опасаясь, что народ темный и к царю из «цивилизованной Европы» не готов, на всякий случай бояре-«олигархи» пустили польско-литовские войска в Москву – хотели защитить себя опять же чужой армией (заграница им поможет).
«Поляки вошли в Москву вполне законно – по договоренности с так называемой семибоярщиной. Почему был введен польский гарнизон в Москву — после свержения Василия Шуйского власть в Москве захватила семибоярщина во главе с князем Мстиславским, — подтверждает историк Евгений Спицын. — Они начали переговоры с польским королем Сигизмундом III на предмет призвания на русский престол его сына Владислава, был подписан предварительный договор о признании Владислава, но там была одна загвоздка».
По сути, Московия переставала существовать, русские города стали бы польскими воеводствами, но волновал элиту и церковь один только вопрос – когда Владислав примет православие? Наша церковь не могла допустить на трон католического царя. Ну, а все остальное — мелочи… Вот в чем была единственная загвоздка. Но власть семибоярщины не признали многие русские земли, и страна раскололась.
Минин поднимает Нижний Новгород
Ополчение Минина и Пожарского… и ополчение казаков
Те регионы, которые не признали власть семибоярщины, инициировали создание так называемых народных ополчений. По сути, было два ополчения: первое — казаки во главе с Трубецким; второе — из Нижнего Новгорода во главе с Мининым и князем Дмитрием Пожарским (последний был Рюрикович, потомок Всеволода Большое Гнездо). Трубецкой объявил их мятежниками и даже подсылал к ним убийц.
«Между дворянами, так называемыми «служивыми людьми по Отечеству» и казаками возникли острые разногласия, и Ляпунов на казачьем круге был убит. А потом уже в Нижнем Новгороде начинает формироваться второе ополчение. Кстати, вопрос о финансировании ополчения в исторической науке до конца не разрешен, говорят, что там, помимо земских денег так называемых – собранных со всей земли, – вопросами финансирования занимался как раз Кузьма Минин, нижегородский староста (были и английские деньги от короля Якова I, какие-то контакты между братьями Татищевыми, которые контролировали один из очень выгодных торговых английских путей), и в Ярославле было сформировано новое, второе ополчение», — рассказывает историк Евгений Спицын.
В Кремле затаились поляки, и к ним на помощь уже скакал гетман Ходкевич — с ним и столкнулось ополчение Минина и Пожарского. Сами справиться не могли, а казаки не шли на помощь, и тогда к Трубецкому отправили посланника с интересным предложением – если ударите по Ходкевичу, то все обозы польские – ваши. Согласились. Так, благодаря казакам и их шкурным интересам — прорвались. «Распределение было такое: Минин — главный казначей, а Пожарский был главный воевода, то есть возглавлял военные силы ополчения. Здесь они смогли договориться и с Трубецким, с одним из вождей первого ополчения, его отряды тоже участвовали в боях против поляков», — поясняет Спицын.
Началась осада Кремля. 22 октября (1 ноября) 1612 г. под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Напомним, в Китай-городе и Кремле вместе с поляками прятались и русские князья-бояре – первейшие из первых – Иван Романов (дядя будущего царя) и Марфа Романова (мать отрока Михаила). Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери. А 26 октября (5 ноября) командование польского гарнизона подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц; на следующий день гарнизон сдался.
«Выпустили тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц», – как будто их в заложниках удерживали? Вопрос: кто-то устроил суд над продавшими родину Владиславу боярами? Кто-то осудил договоры со шведами? Ответили предатели за то, что сами впустили польско-литовскую армию в столицу? Может, их обвинили в государственной измене? Нет, ни один волос с боярско-княжеских голов не упал, Пожарский не решился отдать предателей под суд, объявил их пленниками поляков. В почете остались Мстиславский — вождь старого, исконного боярства, Воротынские, Шуйские, Голицыны, Куракины, и они же начали выбирать царя, кстати, без зазрения совести Мстиславский скромно выдвинул свою кандидатуру.
В конце февраля 1613 г. Земский собор, не без нажима со стороны казаков, избрал новым царем Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых – его Мстиславский венчал на царство и остался первым боярином. То есть, по сути, праздник сводится к тому, как народ якобы в едином порыве возвел на трон первого Романова (меньшее из зол), и элиты, оставшись безнаказанными, примирились наконец меж собой. Вроде бы все логично, но очень много есть вопросов и к Романовым в том числе.
Вступление князя Пожарского и Минина в Кремль 25 октября 1612 года
Почему именно этот день — стал днем «единения»? В истории страны есть менее спорные даты, которые могут объединять нацию сакральным смыслом: так, эксперты высказываются за 9 мая – хотя у нас было много побед, но до 1941 г. ни один наш враг не ставил задачу физического уничтожения русских и вычеркивания их из истории, поэтому ставки в Великой Отечественной войне были неизмеримо выше, чем в любой другой войне. Также историки называют объединяющим 12 апреля, хотя праздник именно с таким называнием, — здесь все эксперты сходятся во мнении, — вообще не нужен.
«Зачем нам вообще праздник «народного единства»? Раньше у нас такого праздника не было, потребность в праздниках «народного единства» появляется тогда, когда это единение отсутствует. Это как потребность в национальной идее возникает тогда, когда становится понятно, что такой идеи нет, — говорит Андрей Фурсов в беседе с Накануне.RU. – Кстати, 12 апреля 1961 г. в последний раз в советской истории народ сам вывалил на Красную площадь, его никто не сгонял туда, просто люди собрались в едином порыве, и больше такого единения не было».
Праздновать годовщину своей революции (даже если, как у нас, она закончилась реставрацией старого режима) на западе не стесняются, хотя крови лилось не меньше, а больше — в Англии чтут Кромвеля, французы поют Марсельезу в День взятия Бастилии, а не придумывают «дни единения». Может — не надо стесняться?
Пусть народ — и млад и стар — празднует свободу «и летит мой красный шар прямо к небосводу!»
Елена Кирякова, РИА Накануне.RU
Расскажите это тем красно-жирным мордам, который сегодня за 4 ноября ратуют, а ещё 27 лет назад за 7 Ноября топили со всех трибун.
УФ! Видать накипело у автора)))
У Ключевского, конечно, иначе. У Бориса Акунина — тем более. Но и тут — интересно. Симпатичная трактовка событий. Зажали поляков в Кремле (а они на 80% состояли из русских же наемников), дождались, пока наполовину друг друга поедят с голоду, и победили, проявив милосердие к своим же предателям. И это — праздновать? Кстати, Тула одной из первых помчалась Лжедмитрию (Гришке Отрепьеву) присягать. Потом каялись — бес попутал. Тоже не наказали казюков. Замечательная это штука — наша с вами история! Спасибо, развлекли.
Россия пережила три больших нашествия — татаро-монгол , французов, фашистов, и в настоящее время чиновников. Переживёт ли последнее нашествие?
И для чё мне энтот «праздник»?…с каким олигархом или топ-чинушей я должен единиться?…
Ну, смотря где единиться… Если на Канарах за его счет, то отчего бы не поединяться недельку-другую? Правда, для меня праздник прошел впустую — никто не пригласил!
единение нужно богачам. так более доходно.
Им нужно спокойствие низов, а не единение