Как развивать книжный бизнес в небольшом городе?
Два года назад Ирина Рогачева открыла в Туле небольшой детский книжный клуб «Корней Иванович», где продаются лучшие книги российских издательств и проводятся интересные мастер-классы. Воспитание литературного вкуса у детей — так она определяет смысл своего дела.
Какие барьеры приходится преодолевать сегодня независимым книжным магазинам, какая поддержка им необходима, насколько перспективен для Тулы формат магазина-клуба, Ирина Рогачева рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Концепция бизнеса
Я всегда любила книги. Когда у нас с мужем появился ребенок, мы столкнулись с тем, что в Туле совсем нет тех книг, которые мы хотели бы ему читать и которые видим в Москве и Петербурге на выставках, ярмарках и в хороших книжных магазинах. Года два назад, когда мы везли из Петербурга очередной чемодан с книгами, нам пришла в голову мысль о том, чтобы самим попробовать продавать в Туле книги. Так в апреле 2014 года мы открыли свой детский книжный магазин-клуб под названием «Корней Иванович». Пока это единственный проект такого формата в тульском регионе и один из немногих в России.
Формат магазина-клуба определяет основные векторы в развитии проекта: как магазин мы представляем хороший ассортимент книг, которые подбираем вручную, а как клуб предлагаем различные дополнительные занятия по развитию детей. При этом магазин находится на первом месте — все-таки это то, благодаря чему мы зарабатываем деньги. А клуб — дополнительная ценность, позволяющая привлекать родителей и детей.
Пока наш проект мало похож на бизнес, скорее это хобби. Пока мы зарабатываем не на магазине-клубе. Мой муж продолжает работать на основной работе, у меня тоже, помимо бизнеса, есть работа, причем она никак не связана с книгами. Я по образованию политолог, муж — архитектор.
Направления работы
Команда нашего проекта очень маленькая — всего четыре человека: я, мой муж, моя родная сестра, которая проводит все занятия с детьми, и продавец. По большому счету мы уже все эксперты в детском чтении.
У нас несколько направлений: для малышей есть обучение чтению, для среднего возраста предусмотрен курс юных иллюстраторов, на котором ребята изучают техники книжной иллюстрации и пробуют создавать свои иллюстрации или рисуют на заданную тему, это своеобразная изобразительная студия. Для подростков-старшеклассников создано несколько форматов. Один из них — клуб юных писателей. В рамках этого курса дети учатся сочинять, излагать мысли, разбирают различные литературные формы. Они пишут рассказы, повести, изучают виды композиции. Так что у нас все по-взрослому. С академической точки зрения сестра занимается без каких-либо преуменьшений и с большим уважением, что, кстати, является одной из основ нашей концепции. Мы помогаем родителям понять, что ребенок достоин уважения. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что приходит семья, ребенок выбирает одну книгу, а родители ему говорят: «Тебе это не надо, ты вообще ничего не читаешь». Мы стараемся быть психологами, но совсем чуть-чуть, потому что психологического образования ни у кого из нас нет.
Мы создали проект «Корней Иванович» — реальные профессии», в рамках которого приглашаем разных интересных людей с редкими профессиями, они рассказывают детям о том, как можно в таких профессиях состояться.
На сегодняшний день мастер-классы составляют 10%-15% от нашего оборота, что весьма скромно. При этом мы принципиально не продаем канцелярию, так как не хотим размывать концепцию магазина. У нас есть небольшой ассортимент дорогих красивых брендовых игрушек, которые мы привозим два раза в год под праздники.
Важным для нас является тот факт, что проект «Корней Иванович» стал организатором книжной ярмарки. А книжная ярмарка — это статусное мероприятие для любого города. Ее цель — показать жителям то многообразие хорошей, качественной, интересной, важной детской литературы, которая сейчас издается в России. Потому что те книги, которые продаем мы, нигде больше в городе не встретишь, их можно заказать разве что в таких интернет-магазинах, как «Лабиринт» и Ozon.
Тула признана большим оружейно-промышленным городом, но нам хочется поспособствовать развитию ее интеллектуально-творческой жизни. Поэтому мы даем возможность нашим друзьям и клиентам, которые уже знают, про что наш проект, пообщаться вживую с писателями, послушать издателей, приобрести полезную литературу. Книжная ярмарка — это большой книжный праздник, который привлечет внимание к семейному и детскому чтению, позволит родителям и детям стать ближе друг к другу благодаря книгам.
Культурная точка на карте города
У меня с Корнеем Ивановичем Чуковским день рождения в один день — 31 марта. Это выяснилось, когда мы уже открывали магазин и выбирали для него название. 4 апреля был день рождения магазина, клиенты поздравляли нас со словами: пожалуйста, держитесь, никуда не уходите, вы лучшее место в Туле, благодаря вам хочется здесь жить. Есть много таких приятных моментов, но я не могу сказать, что мы нужны большинству.
У нас достаточно высокая для Тулы ценовая планка. Мы не продаем совсем дешевые книги или учебники, нам интересна только художественная литература. В городе работает федеральная сеть «Читай-город» — всего четыре магазина в разных торговых центрах. Есть также тульская сеть, в основном с учебными книгами, но у нее совсем другая концепция. Она предлагает самые дешевые издания, а если это те издания, которые мы продаем, то они в три раза дороже, чем у нас. А у нас независимый детский книжный магазин-клуб, с ассортиментом от 25 лучших детских издательств России, тоже независимых и маленьких. По сути, наш магазин-клуб — это культурная точка на карте города, место, где есть возможность для многих родителей просто пообщаться.
Сложности
К концу второго года работы я поняла, что независимые книжные магазины, каким является наш магазин, — это история не про деньги. По крайней мере в регионах. В Москве и Петербурге таким магазинам, конечно, проще, там их больше, потому что среди туристов и даже местных жителей считается хорошим тоном сходить в книжный.
В нашем бизнесе возникает немало сложностей, основная состоит в том, что мы медленно завоевываем популярность и известность, а это отражается на продажах. Второй год, несмотря на все кризисы, финансово все же лучше первого. Я надеюсь, что третий будет лучше второго. Просто нужно время, чтобы о нас узнало как можно больше людей. Также на нас повлиял экономический кризис — люди стали заметно меньше покупать.
Книжный рынок — сезонный. Лето — период абсолютного провала в продажах, а Новый год, наоборот, пиковый сезон. Плюс рынок очень зависим от детских каникул.
В процессе работы становятся заметны и другие особенности: неделя до зарплаты в регионах — «мертвое время», потому что люди, видимо, занимаются коммунальными платежами, выполняют кредитные обязательства. Поэтому начало и середина месяца всегда более удачны по продажам, чем конец.
Летний спад практически ничем невозможно компенсировать. Мы, конечно, делаем распродажи, придумываем дополнительные маркетинговые «фишки», но они очень слабо работают, просто потому что людей нет в городе. Некоторые мои друзья-коллеги летом закрывают магазины на один-два месяца, потому что в этот период бесполезно работать. Мы не можем себе этого позволить, потому что нам за аренду надо платить. Пока наш проект не окупился. Когда мы открывали бизнес, у нас не было сбережений, поэтому пришлось брать кредит на пять лет. Стартовый капитал составил порядка 1 200 000 руб.
Сложная история с маленькими независимыми магазинами в России — это типично российская история. Потому что везде в мире книжные магазины на каких-то нереальных льготных условиях занимают свои помещения, в каких-то странах они вообще освобождены от части налоговых обязательств, плюс ко всему во всех странах есть государственная поддержка книгопечатания, книгораспространения, предпринимателям выдаются субсидии.
Мы по количеству книжных магазинов на душу населения находимся рядом с Камбоджой: один магазин то ли на 150 000, то ли на 200 000 человек, и это еще в Москве. А по России, возможно, ситуация еще хуже, если внимательно вглядеться в статистику. Миф про самую читающую страну в мире — это цитата Брежнева, выхваченная из контекста. Когда-то мы были огромной книгопечатной страной с миллионными тиражами. Но об этом уже можно забыть.
Частные российские издательства сильно подкосил кризис. Большинство книг печатается за границей, ведь в России нет ни расходных материалов, ни хороших производственных мощностей для издания книг того качества, которое нужно издателям.
Условно, многие детские книги печатаются на белом мелованном картоне, который белый на срезе. Его в России никто не производит. Соответственно, его закупают за границей по курсу евро и печатают тоже за границей.
Очевидно, что книжный рынок должен поддерживаться государством, нужна большая федеральная программа. Есть мировой опыт, достаточно вникнуть, пригласить умных людей, которые занимаются книгами. Наверное, большинство из этих людей знают, что нужно делать в таких ситуациях. Я, конечно, человек не государственный, но стараюсь по мере сил создавать свою маленькую историю.
Прошлый год был объявлен годом литературы. В Москве в этот год для всех малых и средних бизнесов ввели дополнительный налоговый сбор, в результате чего закрылось несколько старейших книжных магазинов Москвы. Никакой поддержки оказано не было, поговорили о том, что надо давать книжным магазинам льготы на аренду, как в Европе, но все это кончилось тем, что законопроект так и не был принят. Естественно, в регионах льготная аренда окажется совершенно убитыми аварийными зданиями, в которые нужно будет вкладываться. Плюс еще будут обязательства по цензуре. Если ты будешь участвовать в этой системе, придется брать на себя обязательства по продаже или непродаже тех или иных наименований.
Единственное достижение и успех года литературы — фестиваль «Книги России», который прошел на Красной площади. Кажется, он становится ежегодным, вроде бы комитет, который его делал, перевели в статус регулярного по поддержке. В этом году фестиваль тоже проводился на Красной площади. Это важно, потому что выставка Non Fiction — достаточно специфическое мероприятие, а «Книги России» — это тот интеллектуальный статус, который должен быть у каждой страны и желательно у крупных городов. Это то, без чего любая нация не может существовать, поскольку книги — это общекультурный контекст, связывающий поколения, нацию, это язык прежде всего.
Марина Крицкая, «Контур.Журнал»
Ира,готов помочь вам делом.Разместите в журнале телефон. Если боитесь,законспирируйте его. Напишите,что это генеральнвя прокуратура.
Контур перепечатываем-с. Непатриотично, редакция. Контур же ж Екатеринбуржское логово белеоленточное, коим прихлебатель Олеши Наваального Леня Волков рулил. Контур — зло. хехехе
Выпейте холодной воды.
Лучше огненной. хехе
лучше сразу яду
Очень дорогой магазин. Хозяева магазина делают ставку на так называемый средний класс, а вблизи магазина живут обычные люди с небольшими зарплатами и крохотными пенсиями. Довольно таки странный подбор художественной литературы для детей. Покупала на пробу, по совету продавца, несколько книг неизвестных мне ранее авторов в подарок много читающим маленьким родственникам. Интересовалась, понравилось ли? Все, как один сказали: «НЕТ, совершенно не интересно!»
Видела занятия с маленькими детьми — 4 человека, от силы 5 человек сидели за маленьким столом в полутемном помещении, раньше это было складское помещение маленького магазинчика. Там же были расположены стеллажи с книгами, поэтому волей-неволей приходилось слышать разговор с детьми молодой женщины, которая вела эти занятия. И каждый раз хотелось спросить, имеет ли она педагогическое образование, медицинскую книжку с актуальными заключениями врача и анализами. И сам факт проведения занятий с детьми в помещении, где бродят покупатели не вызывал восторгов.
Законспирированная?
«Клуб юных писателей»… «…учатся писать стихи…». При таком уровне культуры или чувства юмора не стоило бы заниматься самодеятельной педагогикой.
Хозяйка магазина политолух по образованию! Чего вы от нее хотите? Самое главное чтобы в головки детишек не вталкивали идеи либерализма.
О! Ромкина женушка в свет вылезла со слезными просьбами о подаянии в помощь на подаренный ею родителями бизнес! )))