Тульское мракобесие 114 лет тому назад
Именной конверт Роберта Ленца, отправленный в 1896 году в Германию некоему Готфриду Ленцу
Роберт Ленц, именовавший себя придворным магом персидского шаха, впервые выступил в России в 1871 году на Нижегородской ярмарке. После этого в течение 5 лет, с 1881 по 1885 годы, он объехал едва ли не пол страны, побывав с гастролями в Саратове, Иркутске, Санкт-Петербурге, Москве и других российских городах. В Иране он выступал под своим настоящим именем — Исмаил Ленц.
Ленц не был напрямую связан с эскапизмом (жанром иллюзии, для которого характерны освобождения от всевозможных оков, веревок, смирительных рубашек, побеги из замкнутых помещений и т.д.), хотя в его репертуаре и присутствовали трюки с наручниками, и работал исключительно в жанрах классической и черной магии. По этой причине на его ярких афишах всегда присутствовали изображения черта, а сам он из-за этого нередко попадал в поле зрения религиозных фанатиков и духовенства.
«Какими средствами вступает Ленц в общение с диаволом и бесами, я не знаю, но утверждаю, что фокусы свои он производит с помощью бесов», — писал в августе 1902 года в «Тульских епархиальных ведомостях» некто Михаил Сопоцько, в свое время прославившийся религиозной травлей отлученного от церкви Льва Толстого. Сегодня такого персонажа СМИ осторожно окрестили бы «православным активистом». Далее привожу отрывок из статьи Сопоцько.
«С дозволения Нижегородского Преосвященного Назария, пожелавшего узнать степень вредности представлений фокусника Р. Ленца, я принял на себя труд присутствовать 12-го мая на представлении его в Николаевском театре. Я несомненно убежден, что без содействия нечистой силы (злых духов) Роберт Ленц не обходится. Это видно („Нет ничего тайного, что бы не сделалось явным“, очевидным) из того, что на своих крикливых афишах, уснащенных самым бесцеремонным самохвальством, Р. Ленц совершенно откровенно изобразил около себя черта со всеми его аксессуарами: когтями, хвостом, рожками, во всей его черноте. Бес на афише изображен в подобострастном положении, пресмыкающимся у ног Ленца и благоговейно взирающим на величественную фигуру Ленца. Вся фигура Ленца на афише запечатлена „житейскою гордостью“ и надменностью, а на гордых людей злые духи готовы смотреть, как на своих господ, или лучше сказать, показывают вид, что смотрят как на господ, ибо на самом деле гордые люди — жалкие рабы духов нечистых. Самая следов.[ательно] афиша Ленца и тон этой афиши (тон самохвальства и самовозвеличиванья) говорит ясно, что он фокусничает с помощью силы нечистой, с помощью злых духов. В самом деле, зачем бы на афише изображать черта во всем его безобразии, если бы Ленц не был с ним в интимнейшем общении.
…Отсюда понятно, насколько полезны фокусы Р. Ленца для зрителей православных, особливо для детей… Мне не довелось побеседовать с Р. Ленцем с глазу на глаз, но достаточно было видеть фокусы его и особенно мерзкую пародию отрубления на эшафоте головы живому человеку, и я убедился в крайней вредности таких зрелищ особенно в педагогическом отношении.
Между тем, увы! — на спектакле этом было немало детей и учащейся молодежи, отроков и отроковиц (гимназистов, реалистов, гимназисток). Если бы родители сознавали, как вредно влияет на молодую впечатлительную душу та самая „похоть очес“, от которой предостерегает св. Иоанн Богослов, тогда они оберегали бы детей даже от прогулок по улицам и бульварам (особенно в вечернее время), а не только от фокусов Ленца со всею их чертовщиною…
Ленц был в Нижнем, может приехать и в Тулу, и другие епарх.[иальные] города; но бодрствовать нужно поэтому всем преосвященным епископам, сим стражам нового израиля».
Желание религиозных деятелей видеть бесовщину в обыкновенном иллюзионном шоу нисколько не удивляет. Во всей этой ситуации с фокусником Ленцем и его критиком Сопоцько больше поражает тот факт, что православный публицист ограничился лишь порцией злобы, излитой на страницах «Тульских епархиальных ведомостей», а не устроил крестовый поход против пособников дьявола, не сорвал представление, как это любят делать нынешние православные фанатики, недовольные очередным спектаклем или выставкой, не растоптал реквизит и не надавал божественных тумаков хулителю веры Христовой. В этом отношении Роберту Ленцу определенно повезло. Повезло, что он не столкнулся с представителями религии мира и добра лицом к лицу.
Алексей Козлов
Специально для «Атеистического сайта Беларуси»
Скоро будет, как в 1902-ом.
Он не православный, а православнутый.
Дураков во все времена хватает.