Католический храм святых апостолов Петра и Павла отмечает 120-летие
По проекту Скавронского
Первые упоминания о тульских католиках относятся к 1845 году: в местном кадетском корпусе обучались дети дворян, в том числе польских. Позже в Туле появилась арестантская рота из участников польского восстания. Были католики и среди местных жителей, о чем свидетельствуют архивные материалы.
С 1879 года настоятель калужского прихода отец Петр Саницкий приезжал, чтобы их окормлять. В декабре 1885 года с разрешения властей была открыта римско-католическая часовня в частном доме, и у верующих появилась возможность регулярно принимать участие в мессе.
К концу XIX века католическая община в Туле насчитывала уже свыше 800 человек, и в 1892 году католики обратились к тульскому губернатору с прошением выделить участок земли для строительства храма, обещая взять на себя все расходы, связанные с его возведением и содержанием.
Без храма, писал староста, в приходе нет постоянного священника. Случалось, что откладывались крестины или человек умирал без исповеди и слова утешения.
Через год разрешение было получено. Власти безвозмездно выделили участок земли, и 15 мая 1894 года на перекрёстке улиц Киевской и Мотякинской (ныне пр. Ленина и ул. Льва Толстого) состоялась закладка римско-католического храма. Автор проекта — губернский архитектор, католик Эварист Скавронский. Строительство велось на пожертвования и при активном участии прихожан. 6 октября 1896 года римско-католический храм святых апостолов Петра и Павла в Туле был освящен. Вскоре приехал и постоянный священник.
Гаражное поколение
О том, как выглядел храм до революции, свидетельствуют старые фото. Он был построен из красного кирпича. Главный вход украшали статуи апостолов Петра и Павла. Прихожане входили через красивые деревянные ворота и шли по каменным дорожкам, вдоль которых стояли скамейки для отдыха. Рядом находились флигель, хозяйственные постройки и сторожка. Территория была обнесена каменной оградой. Среди прихожан были люди разного социального положения и достатка: служащие, военные, коммерсанты, врачи, педагоги, деятели науки и культуры, ремесленники, учащиеся. Они своими силами ставили благотворительные спектакли, концерты, участвовали в городских культурных мероприятиях.
В 1902 году настоятелем тульского католического храма стал магистр богословия отец Зигмунд Лозинский. В Туле он служил около двух лет, позже преподавал в духовной семинарии и академии в Петербурге. В 1917 году папа Бенедикт XV назначил отца Зигмунда епископом Минской епархии. Вскоре он был арестован советскими властями и 11 месяцев провел в Бутырке. С 1925-го и вплоть до смерти в 1932-м епископ Лозинский возглавлял епархию Пинска. При советском режиме гроб с его телом был замурован в стену пинского собора «из-за угрозы глумления». Церковь назвала Лозинского «слугой Божьим» и открыла процесс его беатификации.
Уезжая из Тулы, отец Зигмунд подарил приходу свою большую библиотеку.
После 1917 года католический храм в Туле еще действовал, но в 30-е годы советская власть разогнала приход, а здание включила в свой фонд. Исчезли колокола, статуи, орган, церковная утварь и библиотека. Внутри появились два этажа, разделенные на комнаты. В разные годы здесь размещались жилхоз, лётная школа, редакция газеты «Молодой коммунар», лаборатория судебной экспертизы.
В 1992 году «Молодой коммунар» опубликовал статью «Легко ли быть католиком в Туле?». В редакцию стали звонить веруюшие — тульские католики решили возродить приход. 22 октября 1993 года католический приход Тулы был зарегистрирован, его настоятелем стал отец Януш Мороз, францисканец из Польши. Для воскресных месс католики были вынуждены арендовать помещение — первое богослужение состоялось 6 февраля 1994 года во Дворце культуры профсоюзов. А в июле 1994-го приходу вместо храма передали маленький гараж, пристроенный к церковной стене. Своими силами и с помощью польских строителей, работавших под Тулой, гараж превратили в часовню. Почти на 10 лет она стала домом для общины, местом проведения святых месс и богослужений. Первых католиков возрожденного тульского прихода теперь в шутку называют «гаражным поколением».
Возрождение
Много лет верующие боролись за возвращение храма и наконец 20 мая 2004 года положительное решение было принято. Начались масштабные реставрационные работы. Здание восстанавливали по старым чертежам. 23 декабря 2007 года состоялось торжественное открытие храма, а 6 июля 2008-го его освятил архиепископ Паоло Пецци.
1 октября архиепископ вновь посетит Тулу — на этот раз для того, чтобы принять участие в праздновании 120-летнего юбилея храма. Святая месса с участием архиепископа Паоло Пецци состоится завтра, в субботу, в 12.00.
— 120 лет, конечно, это не возраст для храма: прекрасные культовые сооружения, которым уже много сотен, а то и больше тысячи лет, украшают города нашей страны, стран Европы,— говорит настоятель храма отец Виталий Спицын.— Но наш, тульский — уникальный. Он красив своей неповторимой историей, своей драматической судьбой.
Туляки рассказывали мне о боли, которую испытывали еще десять лет назад, глядя на то, как было изуродовано это прекрасное здание за советский период. Многие вспоминали замечательные готические храмы Прибалтики, других стран Северной Европы, сожалея, что «тульская готика» пребывает в таком плачевном состоянии, а ведь это Божий дом.
Эти времена прошли, и сегодня храм вновь жив. Но сейчас он стоит уже не на окраине города, как раньше, и служит не общине иностранцев. Чудесным образом храм стал неотъемлемой частичкой Тулы. Сегодняшняя католическая община — это в большинстве своем коренные туляки. Храм заслуженно участвует в культурной жизни Тулы. Его посещают туристы, здесь ежемесячно проходят концерты органной музыки.
В этот юбилей хочется благодарить Бога за то, что есть это святое место — место встречи людей с Господом, которое приносит добро и красоту всему городу…
В сентябре 2012 года в тульском приходе зародилась новая традиция: концерты органной музыки.
Первый орган появился в храме в начале XX века. Более того, в Туле с 1906 года даже существовал класс органа — в нем преподавал В. И. Стасюлевский, одновременно работавший дирижером любительского певческого кружка. Прерванную век назад традицию удалось возродить благодаря благотворительному Фонду «Искусство добра», занимающемуся поддержкой и продвижением западноевропейской духовной музыки в России. Именно он передал тульскому костелу цифровой концертный орган британской фирмы Viscount. А также — благодаря Тульской областной филармонии, поддержавшей этот проект.
Тульская филармония поздравляет храм св. апостолов Петра и Павла с 120-летием, благодарит за сотрудничество и дарит к юбилею концертную программу, подготовленную силами своих солистов и творческих коллективов.
В концерте принимают участие: камерный ансамбль «Bella-musica» (художественный руководитель и дирижер — лауреат международных конкурсов Владислав Белоусов), Галина Некрасова (меццо-сопрано), лауреат международных и всероссийских конкурсов Александра Ахромушкина (лирическое сопрано), Ирина Скибинская (орган), Наталья Львова (скрипка), Алексей Симоновский (гитара).
Концерт состоится 2 октября в 18.00. Билеты продаются в кассах филармонии.
Ольга Михайлова, Игорь Любимов, «Молодой коммунар»
Фото: Сергей Шмунь и из архивов Тульского католического прихода
А Зелиньска католик?
Бывшая партработница (КПСС).
Это фамилия одного из её мужей. Никакого отношения к Жечи Посполитой она не имеет.
Проходил в воскресенье мимо, когда служба была. Не сказать, что народ туда толпами ломится слева-направо креститься.
Мне рассказывали,как усердно трудился на возрождении храма настоятель,фамилии. которого мне не назвали.Молодец.Аплодирую ему,хотя я стопроцентный атеист.А первый раз я задумался о воздействии атмосферы в католическом храме вообще сравнительно с православной церковью в соборе Магдебурга.Мне понравилось,что католики сидят.Все коллективно поют с книгами в руках.Ну и орган.Это что-то.
Как закоренелый атеист солидарен с вашими впечатлениями.
Господь един!
Справедливо, а кто и как к нему идёт, это дело каждого.
ТРИЕДИН!
Справедливо, а кто и как к нему идёт это выбор каждого из нас.
Абсолютно верно. Вот, скажем, Игорь Любимов, который, оказывается, в каком-то качестве вернулся в Тулу. В свое время разыгрывал борца за Горбачевщину, и когда во время пьянки в «Молодом коммунаре» тет-а-тет с девицей та зарезала его (но не до самой смерти) ножом, он, выйдя из больницы, рассказывал, что пострадал от врагов перестройки. Потом, по голубоватой линии, подался в Польщу, в католические монахи. И пришел куда ему хотелось.