Когда рождается великий человек, судьба редко даёт окружающим знак. Чаще даже наоборот – будто маскирует до поры его предназначение какими-нибудь негативными в глазах окружающих чертами. И четвёртый сын отставного полковника, графа Николая Ильича Толстого — Лев, родившийся 28 августа (9 сентября) 1828 года, не выделялся из других детей. Рано потерявший родителей и воспитанный дальней родственницей, мальчик получил хорошее домашнее образование, поступил в престижный Казанский университет, но учёба как-то не заладилась. Толстой не смог принять университетскую систему обучения: то, что его интересовало, изучал самостоятельно и быстро, а то, что было предусмотрено программой, мог не учить вообще. В итоге бросил университет после второго курса.
Своей дорогой
Всю свою жизнь он оказывался вне общепринятых рамок того, за что брался, совершал непонятные окружающим поступки, продиктованные каким-то своим внутренним моральным компасом. Пытался возобновить учёбу в Петербурге, но увлекла светская жизнь. Прокутив и проиграв немало денег, всё-таки решил учиться, но, сдав два экзамена, третий сдавать не стал и уехал домой в Ясную Поляну Тульской губернии. Поехал со старшим братом воевать на Кавказ, через некоторое время стал юнкером в артиллерийской бригаде, заслужил награду — Георгиевский крест, но уступил его своему товарищу, чтобы облегчить ему солдатскую жизнь.
Военная служба, как и прежние занятия, не стала делом его жизни, хотя после Кавказа воевал и на Дунае, и в Севастополе, где за безрассудную, по мнению окружающих, храбрость был награждён ещё не раз.
На службе юный граф набирался впечатлений и осмысливал то, что его интересовало больше сиюминутных событий: что такое жизнь и смерть, в чём предназначение человека? Незадолго до Кавказа попробовал себя в литературе, уже на Кавказе дописал первую повесть «Детство», отослав её в журнал «Современник». Тогдашний редактор, поэт Н.А. Некрасов, сразу увидел в нём талант и прислал хороший отзыв. Благодаря этой моральной поддержке человечество со временем получило писателя мирового уровня.
Лев Толстой (второй справа) с гостями в Ясной Поляне
Обретение слова
Писательство стало первым постоянным занятием Льва Толстого. Однако далеко не единственным, хотя вполне могло им стать. Здесь проявилось то же, что в университете: Толстому были тесны рамки писательской жизни. Сначала всё шло хорошо — трилогия «Детство. Отрочество. Юность» была хорошо принята читателем, за ней последовал не менее удачный рассказ «Рубка леса» по кавказским впечатлениям. Напечатанные в «Современнике» рассказы «Севастополь в декабре 1854 г.» понравились Александру II, и впоследствии Толстой за сборник «Севастопольских рассказов» даже был награждён медалью – помимо чисто боевых ордена и медалей. Но писательская среда, компания выдающихся русских писателей быстро наскучила вышедшему в отставку поручику Толстому. Профессиональным литератором он себя не считал и к этому не стремился, хотя и бросать это занятие не собирался. Романы и повести, которые принесли ему мировую славу и сделали классиком русской литературы, были для него только средством донести до читателя свои размышления о жизни и смерти, любви и сущности человеческой души.
Российская Империя. Рязанская губерния. Деревня Бегичевка. Писатель Лев Толстой с помощниками составляет списки голодающих крестьян, нуждающихся в помощи. Фото: ТАСС
Комплекс аристократа
Среди аристократов всегда были люди, склонные к чудачествам. Таковым выглядело для его знакомых и свойственное молодому графу ощущение смутной вины перед крепостными крестьянами. Бедность и неустроенность простых людей воспринимались им больнее, чем самими людьми, в бедности пребывавшими.
Он дважды ездил за границу изучать опыт народного образования с тем, чтобы применить его в России. Построил школу для крестьянских детей, написал учебники, разработал собственную систему преподавания, которой потом пользовались и его современники-педагоги, и советские «учителя-новаторы», и зарубежные школы. Суть системы — в свободном стиле, в сотрудничестве педагога и учеников. В частности, дети сами при этом выбирают места в классе и садятся, как хотят. Уже тогда душе Толстого было противно насилие, которое он наблюдал и в армии, и в отношениях человека и государства.
Стыдиться должно праздной жизни
Средний возраст Льва Толстого был заполнен работой над самыми знаменитыми его романами — «Война и мир», «Анна Каренина», повестью «Казаки» и другими произведениями. Тридцати четырёх лет от роду он женился на восемнадцатилетней племяннице своего старого приятеля, и женитьба оказалась очень удачной. Софья Николаевна не только рожала детей и вела все хозяйственные и юридические дела семьи, но успевала ещё переписывать набело черновики литературных произведений мужа. Это давало ему возможность заниматься общественными делами. Толстой был назначен в своём уезде мировым посредником — чиновником по земельным вопросам и крестьянским заведениям, что стало причиной ненависти местных помещиков, ибо обычно земельные споры им решались в пользу крестьян. Добровольно участвуя в переписи населения в Москве, он пытался привлечь внимание высших слоёв общества к нищете обитателей городских трущоб и решить их проблемы — найти работу, поддержать деньгами и как-то устроить вне Москвы, в которой, как ему казалось, перспектив начать нормальную жизнь у этих людей не было.
В поисках истины
Годам к пятидесяти, уже будучи знаменитым писателем, состоявшимся семьянином (из родившихся тринадцати детей выжили восемь — немало даже для того времени) и материально обеспеченным человеком, Толстой испытал, как теперь бы сказали, кризис среднего возраста. Во всех своих достижениях он так и не увидел смысла жизни. Вопрос встал остро — до депрессии и мыслей о самоубийстве. Он перестал ходить на охоту с ружьём и убирал из комнаты шнурок, чтобы не повеситься. Врач посоветовал модное тогда лечение кумысом. В башкирском кочевье, в 120 верстах от Самары, на баранине, кумысе и простой жизни в юрте писатель вылечил нервы, но не решил мучивших его вопросов.
Попытки понять, зачем нужна жизнь, привели его к изучению религии. Он прочёл всё, что смог найти и по православию, и по другим религиям. Ездил в монастыри, встречался с известными монахами-отшельниками, староверами, сектантами, читал о буддизме, иудаизме. Изучил древнегреческий и древнееврейский языки, чтобы читать евангелия в оригинале. И постепенно пришёл к выводу, что церковные и сектантские обряды — лишь манипуляции, обман и колдовство, только закрывающие Бога от человека.
Писатель Лев Толстой (на первом плане) в сопровождении своего лечащего врача. Фото: ТАСС
Об этом он написал в своём «Исследовании догматического богословия», которое не могло быть издано в России, а потому было напечатано в Женеве. Сразу после издания в 1884 году был запрещён в России трактат «В чём моя вера» и написанная ранее, но не изданная по цензурным соображениям автобиографическая «Исповедь», которая тоже была напечатана в Женеве.
Исходя из заповедей в Нагорной проповеди Христа, Толстой отрицал всякое насилие, включая государство. У его «христианского анархизма» быстро нашлись последователи, отказывавшиеся брать в руки оружие, давать присягу и потому уклонявшиеся от службы в армии. За это наказывали, однако число сторонников его учения, «толстовцев», быстро росло.
В быту писатель старался жить крайне скромно, продал «лишние вещи» — рояль, дорогие коляски и другое имущество, которое счёл роскошью, ненужной человеку. Софье Николаевне пришлось вести семейные баталии, чтобы уже выросшие дети не остались без средств. Вопрос решился распределением между ними собственности и прав на литературные произведения, от которых писатель тоже отказался. Его жизненные идеалы сводились к общению с природой, физическому труду, моногамной семье, общению с другими людьми, здоровью и безболезненной смерти.
На грани разрыва
В начале 1890-х годов он ещё занимается общественной деятельностью. Крестьяне Рязанской губернии пострадали от неурожая и голода, и Толстой создал благотворительный фонд, собравший более 150 000 рублей на покупку семян, лошадей и прочего для восстановления их хозяйств.
Литературные произведения тех лет становятся всё более философскими и пессимистичными. Повесть «Крейцерова соната» была запрещена цензурой, только вмешательство царя помогло ей выйти с цензурными купюрами. Александр III остался доволен, но императрица была в шоке от этого произведения. Народная драма «Власть тьмы» настолько ярко показала тогдашние проблемы низших слоёв общества, что стала популярной во всех европейских театрах. А последовавший за ней роман «Воскресение» (1899 год) так показал великосветский быт, сросшееся с властью духовенство и пороки судебной власти, что духовное расхождение писателя с церковью и государством ещё больше усилилось, хотя он оставался членом-корреспондентом Императорской академии наук и почётным академиком по ряду изящной словесности.
Крым. Писатели Антон Павлович Чехов (слева) и Лев Николаевич Толстой в Гаспре (с фотографии 1901 года). Фото: ТАСС
Бойся ложного знания
Конфликт со Святейшим Синодом — высшей в то время церковной инстанцией — на почве понимания сути христианства вылился в конечном итоге в опубликованный в 1901 году документ, в котором РПЦ оповещала православных, что граф Толстой отошёл от православия и больше не является сыном Церкви. Кто-то воспринял это как отлучение, хотя анафемы наложено не было.
По сути, Толстой и здесь не вписался в общие рамки — на этот раз в рамки религии и государства. Писателю стали поступать письма с угрозами и проклятиями от людей, которые не слишком вдумывались в происходящее. В то же время ему восторженно писали и сторонники или считавшие себя его сторонниками. Как те, так и другие, нередко сути его воззрений не понимали.
В ответ Толстой написал статью «Ответ на определение Синода от 20-22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма», в которой подтвердил и обосновал свой отход от Церкви, чем привлёк ещё больше сторонников. Писатель не отрицал Бога, а призывал жить по заповедям Христа, не подменяя их церковными ритуалами и обрядами, которые называл колдовством. Его собственные принципы, принятые последователями его философского учения — не гневайся, не прелюбодействуй, не клянись, не противься злу насилием, возлюби врагов своих, как ближнего своего — в 1908 году были сведены им в одно: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием».
«Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».
Сокрытая истина
Брошенные им духовные семена дали всходы во всём мире, оказав влияние на развитие гуманистических идей. То, что «Царство Божие внутри вас», постепенно стало осознаваться обществом. И когда в 1910 году он ушёл из дома и отправился странствовать (без определённой цели и маршрута ездил на поездах), заболел воспалением лёгких и умер на станции Астапово в Липецкой области, проводить его собрались тысячи людей. Власти были всерьёз обеспокоены, как бы это прощание с писателем и духовным наставником не переросло в массовые беспорядки.
Именем Толстого в России позже вволю попользовались большевики (Ленин назвал его зеркалом русской революции), пристегнув к нему «борьбу с капитализмом», хотя Толстой был принципиальным противником борьбы и насильственной революции. В советских школах старшеклассников заставляли читать роман «Войну и мир», про который сам автор написал Фету ещё в 1871 году: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану». В то же время из его философских произведений оставили только роман «Воскресение», а религиозные воззрения в программу не попали. Поэтому большая часть современного населения России о величайшем русском писателе знает только то, что он написал длинный и скучный (для школьника) роман, тогда как в других странах о русском Толстом знают в первую очередь как о философе-гуманисте.
Но такие люди не появляются на свет просто так, и России ещё потребуются идеи её великого сына, родившегося, возможно, раньше своего времени.
Афоризмы Льва Толстого:
Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира.
Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство всё равно самый худший грех в мире.
Власть над собой — самая высшая власть, порабощённость своими страстями — самое страшное рабство.
Вся семейка Толстых странная
И тогда, и сейчас…
» Софья Николаевна не только рожала детей и вела все хозяйственные и….» , такие ОТпечатки ?! Аффтар просто жжет.
Да, я тоже от познаний биографии семьи графа автором обалдел))
Это же «культурный минимум»
Благодарность за данную статью О Л.Н.Толстом, груз с моей души сняли, тяжесть которого испытала после прочтения дребедени журналиста Колесникова о пребывании начальствующего тандема в «Ясной Поляне».Секрет Льва Николаевича Толстого прост: он сумел дойти до Бога и….вернуться обратно, толпами к Богу не ходят и пророков Всевышний посылает по одиночке, чего больше всего боится власть тьмы.И в этой тьме пророчески прозвучали и Вера и Исповедь писателя, философа, мыслителя поразительной силы Духа Льва Николаевича Толстого.И директрисе Толстой надо было не книксен делать за пылесос, а просить тандем врио губернатора и президента о возможности создания лектория, вести самую широкую просветительскую деятельность по всей губернской территории и не только Добиваться, чтобы в школьные программы одновременно с изучением романа «Воскресение» внесли и две его пророческие вещи «В чём моя вера» и «Исповедь».
«Культурный минимум» совсем не порадовал этой статьей о Толстом. И раньше, не зная многих фактов из его его биографии, относилась к нему, как человеку, как то не очень хорошо, а теперь, он совсем упал ниже плинтуса. Ну, а информация о том, что женой Толстого была Софья Николаевна, еще раз показала уровень знаний нынешних журналистов.
P.S. В школьную программу включила бы только «Рассказы для детей» это для начальной школы, и «Севастопольские рассказы» для тех кто в 9 классе учится. » Война и мир» и «Анна Каренина» — только в виде художественных фильмов, снятых в СССР, — в 10-11 классах.
А я статью прочитал с интересом.Нельзя вот так рубить сплеча по творческим попыткам рассказывать новое. Позволю себе дополнить прочитанное двумя известными мне,но не широкой публике фактами.
1.Сын Новикова-Прибоя сказал отцу: «Отец,ну что все так возвеличивают толстого.Он же писал плохо. Длинные периоды,бесконечные повторы одних и тех же слов…». Автор «Цусимы» вздохнул и ответил сыну:»Сынок-сынок,Толстой был настолько велик,что ему вовсе необязательно было писать хорошо».
2.Толстого спросили:»Граф,когда вы порадуете человечество новым романом мастшта
«Войны и мира».Толстой раздраженно потряс бородой и бросил фразу «Чтобы я еще когда-нибудь сел писать такую муру»…
и два своих наблюдения.
1.Как-то я сказал своему товарищу,с которым крепко поспорил,что перечить мне бесполезно,т.к. я прочитал все 98 томов его полного собрания сочинения.И мой оппонет заткнулся.Два дня он хоил больной.Полка я не сказал ему:»Не парься,Иван.Я пошутил.Я не читал все 98 томов».И Ванька ожил.Какое счастье.Я таклй же невежда,как он сам.
2.Толстой ушел из дому потому,что понял:ничего он своими произведениями изменить не смог.и даже ег любимая Тула не будет жить по его какнона.Даже семья.а он хотел изменить человечество.Не больше не меньше.
Я четверть века пытаюсь туляков отремонтировать речку Толстого Воронку,воды которой отравлены цианидами Косогорского металлургического завода.Бесполезно.Хотя организовал несколько десятков пацаньих десантов по очистке русла и берегов,а критикой Щекинского «Азота» добился Постановления Совмина России,которое вывело из цехов вредоносного соседа Ясной выпуск самых убийственных для зеленых насаэждения заповедника химических веществ типа серной кислоты.Мудрый Толстой знал,что мертвый он ничем не сможет помочь своей Ясной Поляне,без которой он не принимал мир,и …ушел,куда глаза глядят,юросив свои любимые книги и конюшню.Критикуйте меня.
Спасибо автору за статью. Впрочем, все общеизвестные данные о Толстом здесь содержатся. Они нужны для людей — чтобы взять и открыть; открыть и почитать; почитать и стать другим человеком. Навсегда другим человеком, ибо, как он сам правильно заметил, есть информация такого рода, после которой человек уже никак не может быть равнодушным (и прежним-тёмным-зашоренным, добавлю от себя). Всем действительно стоит знать, что в конце семидесятых — на своем шестом десятке, толстой, если и был «другим», то начал становиться уже бриллиантом духовной мысли и правильного миросозерцания (то, что заложено в человеке изначально, а не то, к чему пришло человечество в своей моральной грязи не без помощи таких инструментов, как скажем, церковь). Много, чего, есть. Титайте, лрузья, Толстого! Не «войну и мир», а начните, скажем, с «исповеди»; плюс ещё не менее сорока значимых произведений, написанных после второй половины семидесятых, включая и художественные произведения.
Этот человек дает новый и правильный взгляд на мир, я считаю.
Он поднял «большое дело» в осознании того, что есть человек, какое его предназначение, смысл его жизни, все аспекты связанные с этим, и, самое главное, именно размышления в практической плоскости в этой сфере, а не какие-то аморфные философствования каких-то многиз бездельников-философов.
Стоит его причитать всего (всего запрещенного цензурой).
На многие вопросы об аспектах бытия, мне, например подсказал ответы и философ Николаев. Современник Толстого, и его сподвижник, хоть и произошло это уже очень поздно (ближе к смерти Толстого). Но он (Толстой его читал и одобрял многие о жизни души, посылаемых испытаниях, и так далее)…
В общем, в добрый путь, друзья.
Всем советую и рекомендую.
P.S. Не слушайте нытиков и откровенно недобрых людей, порочащих Толстого. Они это делают или по неведению, или с определенными целями (ведь Толстой-христианин-философ) замалчивается даже в современной России. Его взгляды крайне неудобны для тех, которые накинули на шею ярмо народам и едут… Нет, не так задумано человечество.
О том и говорит многократно Толстой. А также помогает каждому конкретному человеку познать свой внутренний мир, чтобы не делать ошибок.
В добрый путь.