Войти   Регистрация

Домовые

Точечная застройка в Туле никуда не делась. И вряд ли денется, пока остаются хоть какие-то клочки престижной земли

Фото: Александр Колесник

В социуме нашего гаражного кооператива случился конфликт. Испокон века к изгибу выездной дороги примыкала небольшая яма. На крохотном угловом клочке земли ничего построить было нельзя, и яма потихоньку заполнялась отработанными фильтрами и бутылками. И вот однажды подъехал грузовик со щебнем и яму засыпал. Следом набежали понаехавшие труженики, сляпали фундамент и начали класть стены нового гаража. Хрен бы с ней, с мусорной ямой, но возводимое строение углом изрядно залезало на выездную дорогу, из-за чего водителям, едущим в свои гаражи, приходилось огибать новостройку по сложной траектории, причем двум машинам в этом месте было уже не разъехаться.

С точечной уплотнительной застройкой, попирающей честь и достоинство членов кооператива и вносящей дискомфорт в повседневную жизнь, разобрались быстро, не привлекая сторонние инстанции. В тихий субботний вечер местные активисты вопрос слушали и постановили: а нечего тут! Мужик, конечно, занес председателю, но это его проблемы, а правила общежития безобразить не дадим. При помощи кувалды и лома справедливость была быстро восстановлена, а на руинах Карфагена осталась начертанная на картонке дипломатическая нота: «Будешь строить — будем ломать».

Застройщик, осознав, что в этой войне со средой обитания ему не победить, пошел на попятную — гараж все-таки достроил, но сделал фасад с воротами под углом в 45 градусов, освободив общую дорогу. Теперь уже заезжать по сложной траектории приходится ему одному, что возражений ни у кого не вызывает.

Но то, что может позволить себе гаражная общественность после 150 граммов на грудь, не могут тетеньки, населяющие тульские «хрущевки». Когда вдруг обнаруживают, что в их уютном дворе начинает вырастать бетонное сооружение, которое заслоняет солнце и обещает старожилам конец спокойной жизни, массу автомобилей и прочее, сопутствующее многоэтажному дому. В центре Тулы такое случается регулярно, несмотря на то, что каждый мэр, заступающий на пост, обещает точечную уплотнительную застройку пресечь на корню и впредь не допускать.

На развалинах «Красной артели»

В далеком 1937 году некая «Красная артель» построила в Туле на улице С. Перовской основательное двухэтажное здание с просторными квартирами и высокими потолками. По тем временам — класс «премиум». Строили на века, и дому, казалось, время не наносит никакого ущерба. Даже половые доски спустя 70 лет были как новые. Но в 2004 году дом неожиданно стали расселять. Местный народ говорит, что за двухкомнатную квартиру давали «трешку» — кто же захочет за здорово живешь съезжать из крепкого еще дома возле парка. Завладевшую домом фирму, понятное дело, наследие «Красной артели» не интересовало — его снесли, и на крохотном пятачке началось строительство 5-этажного жилого дома с подземным паркингом и первым этажом под офисы.

Жильцы стоящих впритык к стройплощадке «хрущевок» в едином порыве вышли на улицу. Вернее, во двор. Стали писать петиции в инстанции: дескать, застройщик, ООО «Монолит», мало того, что в сверхплотно заселенном квартале жилой дом строит, так еще и кусок рекреационной зоны (поляна с деревьями) незаконно прирезал к стройплощадке. Обитателям «хрущевок» пришлось вникнуть в коэффициенты застройки и плотности, выучить множество номеров постановлений и решений органов власти — короче, началась известная у нас позиционная война, где народ возмущается, а застройщик отстреливается разрешающими бумагами с печатями и подписями.

— Бывший губернатор Владимир Груздев в 2012 году даже заседание Градостроительного совета провел по жалобам жителей,— рассказывает член совета дома № 26 по ул. С. Перовской Ирина Юрьевна.— Люди ему все коэффициенты показали, доказали, что проект 5-этажного дома по ул. С. Перовской, 38-а с выездом из подземного гаража на единственный пешеходный тротуар не соответствует градостроительным нормам и нарушает права жителей. Объяснили, что положительное экспертное заключение о возможности строительства, которое застройщик всем показывает, он получил от коммерческой фирмы, зарегистрированной только в прошлом году.

Груздев сюда к нам на площадку приезжал, во все вник и заявил: дальнейшее продолжение строительства — только с одобрения жителей соседних домов. А у нас уже сотни подписей против стройки были. Но работа на объекте не останавливается. Инспекция по архитектурно-строительному надзору проверяет, прокуратура проверяет. Но все знают, какими темпами у нас все это происходит, а тем временем два этажа уже построены…

Стоит заметить, что точечная застройка в России вообще и в Туле в частности не то чтобы законодательно запрещена, но сильно осложнена несколько лет назад градостроительными нормативными актами, ужесточающими требования к такому строительству. Застройщику нужно столько условий соблюсти, что, как кажется со стороны, лучше вообще не начинать. Но у нас любой эффективный менеджер в курсе: если какие-то требования выполнить нельзя, то их можно обойти на вираже. По словам Ирины Юрьевны, застройщик на ул. С. Перовской, 38-а таким вот образом «выполнил требование» об обязательном благоустройстве. Возле дома благоустраиваться негде, так он указал в проекте, что озеленение, сад, спортивная и детская площадка у него будут на крыше дома. Такое народ в кино часто видит: выходит в Нью-Йорке капиталист на крышу своего дома и плавает в бассейне с сигарой в зубах. Вот теперь и в Туле так же, дожили.

Здесь будет город-сад. Если не провалится

Больше всего от «точечных» застройщиков в Туле достается Советскому району. В кварталах поближе к Центральному парку свечки-новостройки торчат повсюду. Если где-то что-то сносят, местные сразу напрягаются: беда пришла, наверняка многоэтажку воткнут, ироды. Задача бизнесмена (как, думается, и его «почитателей»-чиновников) незамысловата: быстрее построить и сразу продать. Что сбоку и под ногами — это застройщика волнует не в первую очередь, если волнует вообще.

В квартале, ограниченном улицами Первомайской, Демонстрации, Гоголевской и Бундурина, точечных объектов жилищного строительства сегодня больше всего. Но мало кто знает, что, например, между улицами Фрунзе и С. Перовской когда-то, судя по архивным данным, протекала речка Серебрянка. Она никуда не делась, просто под землю ушла. Там был когда-то пруд, еще живы бабушки, полоскавшие в нем белье. Прудом голову забивать не стали и его просто засыпали. И рядом возвели здоровенную высотку. Но вода дырку найдет всегда, не сегодня, так завтра…

Многоэтажный дом на углу улиц Л. Толстого и С. Перовской вообще строили, как когда-то крепостные — Питер. Сваи при забивке улетали вниз буквально с 3–5 ударов, словно в болото. Дом стоит на овраге, где раньше из парка тек неслабый ручей. Он, понятное дело, сегодня где-то под новым домом. Не просто так в его подвалах установлены насосы, после дождей и по весне откачивающие воду. Об этом поведала та же Ирина Юрьевна. Говорит, жильцы дома № 26 по ул. С. Перовской, что напротив новостройки, стали жаловаться: почему-то трясутся газовые плиты. Вызванный слесарь решил, что у него белая горячка. Долго разбирались и выяснили: те самые насосы в подвале нового дома расположены близко к газопроводу, оттого и вибрация.

По бумагам все эти новостройки, конечно же, стоят правильно и юридически грамотно. Но это по бумагам. А по жизни? По жизни — как повезет: может, дом будет стоять, а может, трещинами пойдет, провалившись в подземную реку. Но в любом случае тот, кто заработал на нем, вряд ли пострадает. Как водится, потерпевшими окажутся счастливые обладатели ипотечных кредитов, купившие квартиры.

А что касается людей в маленьких «хрущевских» мирках, то они от стройки в своем дворе начинают чувствовать себя не только ущемленными в правах, но и обманутыми. И так ничего в жизни нет, кроме своей квартирки с кактусами на подоконнике, так еще и последнего лишают — покоя. Обида и неприятие несправедливости — категории неправовые, но напрасно их не принимают во внимание власть и бизнес. Часто не пустой холодильник, а именно эти абстрактные материи становятся катализатором массового недовольства.

«Жители поражены тем, как бесконтрольно и нагло может твориться беззаконие и ущемление интересов тысяч граждан в угоду нескольким бизнесменам и чиновникам!» — написали обитатели «хрущевок» на улице С. Перовской в коллективном обращении на имя главы региона.

— Нас обвиняют в том, что мы против строительства. Нет! Понятно, что жилищный вопрос надо решать. Мы — против нарушений при строительстве, против того, что на нас плюют,— говорят жители.

Свидетели приезда на стройплощадку Владимира Груздева вспоминают, что он тогда сказал предыдущему застройщику (тот присутствовал): «Жадность порождает бедность». Мысль — глубокая, хотя бы потому, что высказывание неоднозначное: то ли жадный застройщик рискует стать бедным, то ли он такой жадный оттого, что раньше бедным был. Впрочем, что в лоб, что по лбу: «уплотняемым» от этого не легче.

Константин Леонов, «Молодой коммунар»

10370700cookie-checkДомовые
 

Комментарии

  1. АватарТуляк

    Городская среда- это не ваша частная собственность. Как народоизбранная власть решит- так тому и быть.

  2. АватарГость

    Это он про жадность хорошо сказал. Как в воду смотрел.

    Вопрос в другом. Современные технологии таковы, что раз там стоял дом в два этажа, то на шесть поставить точно можно. Вся Москва на куске сыра стоит.
    Человек купил участок. Заключение есть.
    Логика жителей умиляет — пятиэтажки стоять могут, а шестиэтажки — нет.
    Сходите в суд да обжалуйте.

  3. Аватаркоммерс

    При откатной модели экономики строить можно где угодно и что угодно.

  4. АватарЭдуард

    Груздю на Тулу было плевать с высокой колокольни. Он временщик, соответственно и поступал, и врал направо и налево.

Добавить комментарий