По поводу перехода на новую систему оценки знаний беседуют Константин НОВИКОВ и Андрей САМОШИН
НОВИКОВ: Лето — время выпускных и вступительных экзаменов. Сотни тысяч парней и девушек выбирают свой путь в жизни. И во многих регионах сталкиваются с новой, экспериментальной системой оценки знаний: в виде тестов Единого Государственного Экзамена.
На мой взгляд, переход от обычной системы экзаменов на систему тестирования, — самая радикальная перемена в учебном процессе за целое столетие, а может и за несколько веков. Эта перемена грозит очень серьёзными последствиями всему российскому образованию.
САМОШИН: Говорят, что тесты более объективны, чем экзаменаторы. Но мне пришлось беседовать с директором одного из тульских техникумов, и вот что он мне сказал. У них ставился эксперимент: группа будущих математиков (именно математиков, представителей точной науки, которую легче свести к схематичным вопросам!) сдавала вступительные экзамены в виде теста. Этот эксперимент полностью провалился. Из двадцати абитуриентов только двое получили «тройки», остальные -неудовлетворительные оценки. Эксперимент пришлось отменить и принять экзамен снова, в обычном режиме. Тогда большинство «подопытных» успешно сдали экзамен и впоследствии учились на «четыре» и «пять».
НОВИКОВ: Дело даже не в объективности, а в ломке мышления. При беседе с экзаменатором студент учится рассуждать, доказывать, вести диалог, отвечать на взаимосвязанные вопросы, подходить к любой теме с разных сторон. А в тестах никакого рассуждения: зубрёжка! Всё образование будет сводиться к заучиванию простых, примитивных ответов.
САМОШИН: Когда я учился в Тимирязевской сельхозакадемии, у нас был талантливый преподаватель почвоведения — профессор Гонжара. Мы его лекции слушали как поэму! Он первый решил ввести тестовую систему оценки знаний. И погубил всю нашу любовь к почвоведению. Прежде у нас на глазах вырисовывалась единая картина образования почв, мы постигали суть явлений, единые закономерности природы. Подготовка к тестированию превратилась в заучивание мёртвых цифр. Естественно, все эти таблицы и колонки учатся по принципу: сегодня сдал -завтра забыл. Да и невозможно столько цифири долго удерживать в голове.
Вот, например, я до сих пор помню, как образуется чернозём, какие климатические и грунтовые причины на это влияют. Я хорошо помню, что можно делать и что нельзя при обработке чернозёмных почв. Например, нельзя слишком активно применять химию, потому что погибнет микрофлора, то многочисленное микробиологическое население почвы, без которого земля мертва. Знаю, что надо очень аккуратно пахать чернозём — во избежание ветровой эрозии. Помню, что нельзя изымать с полей очень много органики, нельзя вывозить всю солому — почва начнёт быстро истощаться. А вот как при этом будут меняться проценты гуминовых кислот — этого я не помню и помнить не хочу. Понадобится, — возьму справочник и посмотрю. Главное, знать суть. Тесты же от сути уводят к потоку зазубренных цифр.
НОВИКОВ: Это ты привёл пример естественной науки. А каково в гуманитарных? Какие тесты можно придумать по литературе? По русской поэзии?
Ведь наша система образования всё-таки учила мыслить. Известен пример из Московского Государственного Университета, где на экзамене была задана тема: «За что я люблю Маяковского?» А один абитуриент взял и написал: «За что я не люблю Маяковского?» Обосновал свою точку зрения, аргументировал и получил «отлично». Преподаватели оценили глубину его знаний и способность самостоятельно делать выводы. При тестировании такое невозможно. Там, если ты меняешь «плюс» на «минус», это однозначно неудовлетворительная оценка. Переход к ЕГЭ — удар по творческому мышлению. Это подрыв творческого потенциала нации.
САМОШИН: Вообще-то, тестирование или так называемый ЕГЭ (единый государственный экзамен), касается пока только выпускных и вступительных. Сможет ли он в самом деле так повлиять на весь учебный процесс, до такой степени исказить его?
НОВИКОВ: Конечно. Ведь вся подготовка, всё натаскивание в школе начнет строиться с учётом будущего ЕГЭ. И ученик будет ставит во главу угла тесты, краткие ответы и цифры, отметая суть явлений. И учителя будут на это нацелены: ведь их труд будет оцениваться по количеству баллов, набранных учениками. Вся система образования перевернется.
САМОШИН: Насколько я понимаю, система тестирования целиком заимствована с Запада. Это просто калька с американской модели. А ведь Америка — это общество узких специалистов. Там большинство людей не способно о чём-то судить за пределами своей узкой профессии. В США уже давно не возникает собственных талантов, все таланты импортированные, привозные. В том числе — из России.
В целом моё впечатление от Америки: что это общество-паразит. В магазинах почти нет американских товаров. Автомобили — из Японии, обувь — из Кореи, рубашки — из Малайзии. Даже в общественном питании «Макдональдсы» вытесняются китайскими ресторанчиками. Пока Штаты держатся на накопленных богатствах, на мировой спекуляции долларами, но думать и производить американцы уже разучились.
НОВИКОВ: Настораживает то, что реформу образования по западному образцу активно проталкивают глобалистские структуры. Кто даёт деньги на реформу? ЮНЕСКО, Мировой банк и всемирно известный финансовый прохиндей Сорос.
САМОШИН: При этом регионы, которые соглашаются на эксперимент, просто клюют на подкуп. В области, которая перешла на ЕГЭ, за деньги этих мировых «благотворителей» создаётся огромный компьютерный центр. Летом он обсчитывает результаты экзаменов, а всё остальное время находится в распоряжении администраций. В нашей области администрация пока занимает нормальную позицию, но ведь эксперимент захлестнул уже половину регионов России.
Что касается иностранных советников, то все мы помним, какое количество советников по экономике явилось в нашу страну в начале 90-х годов. Результат известен — экономика развалена. Теперь советники хлынули в образование. Каким будет результат?
НОВИКОВ: Я готов ещё смириться с тем, что западные специалисты приедут нас учить, как делать автомобили или шить брюки. Тут мы от них действительно отстаём. Но зачем они лезут в образование, где наша страна их превосходит?
Наша система образования доказала свои преимущества, наши специалисты во многих отраслях науки лучше западных. Западные страны сами активно их к себе переманивают. Чему нас тут учить?
САМОШИН: Думаю, что новая система вводится для того, чтобы сделать из России безропотное управляемое общество. Американец, подготовленный по системе тестов, не способен мыслить самостоятельно. Он привык отвечать как болванчик: «да» или «нет». Он механически доверяет мнению «экспертов». Для него весь мир делится на чёрное и белое: «Кто не с нами, тот против нас».
Ему сказали: сербы плохие. Ответ — бей сербов! Ирак плохой -бей Ирак! Сейчас говорят, что плохой Иран. Завтра плохой может быть объявлена Россия. И на всё — некритическая реакция абсолютно управляемых людей.
НОВИКОВ: У нас даже в самое строгое советское время люди критически воспринимали подаваемую официальную информацию. Мы газеты читали между строк, мы додумывали перемещения в Политбюро, мы пытались самостоятельно оценивать события в мире. Мы знали, по крайней мере, о существовании множества стран и политических сил. Американцы ничего этого не знают и не хотят знать. Они стали частью огромной двухцветной информационной машины.
САМОШИН: Америка сегодня — гораздо более тоталитарное общество, чем СССР. Причём, эта тоталитарность добровольная, основанная на примитивном типе образования и «промывке мозгов». Из нас тоже хотят сделать такое же послушное, некритическое, управляемое общество.
НОВИКОВ: Из этого я делаю вывод: системе тестов надо противостоять. У самих американцев она вводилась в действие около 50 лет назад. Уже в то время многие американцы сопротивлялись нововведениям. А сегодня они просто бьют тревогу: падает интеллектуальный коэффициент выпускников школ.
Нам нужно сохранить русскую систему образования — дающую объёмный, всесторонний, глубокий взгляд на мир. Творческий потенциал наших людей — это колоссальное богатство. Это, может быть, главное наследство, которое оставили наши предки. Нельзя его потерять.
Дмитрий Медведев приблизит образование к науке
Президент упразднил Роснауку и Рособразование
Дмитрий Медведев 6 марта подписал указ, согласно которому в России упраздняются такие структуры, как Роснаука и Рособразование. Их функции передадут в Минобрнауки. Данная реструктуризация призвана упразднить долгосрочные процедуры согласований между ведомствами. Своим мнением по данному решению поделился доктор педагогических наук, профессор кафедры связей с общественностью Российского государственного университета туризма и сервиса Оскар Гойхман:
— Упразднение сразу двух федеральных агентств – по науке и инновациям, а также по образованию и передача их функций министерству – шаг вполне логичный. И вполне оправданный. Это лишний раз свидетельствует о том, что президент Медведев в курсе тех проблем, которые переживает сегодня и наука, и образование. Впрочем, это не случайно. Глава государства часто встречается и с профессурой, и со студентами, и с чиновниками из нашего министерства. Вообще два этих агентства были искусственными образованиями.
Если мы хотим иметь унифицированную политику в сфере науки и высшей школы, — мы должны не разъединять науку и образование, а, наоборот, делать все, чтобы они работали, что называется, в одной упряжке. Кстати, мы недавно подавали заявку на гранд в федеральное агентство по науке и инновациям, но к нашим просьбам отнеслись как-то странно и очень своеобразно. Видимо, потому, что мы были, как говорится, «просители» совсем из другой отрасли. Указ Медведева я назвал бы своевременным еще и потому, что все научные школы сейчас находятся, в основном, в ведущих вузах, а специальные НИИ, они оторваны – и от науки, и от образования. Я надеюсь, что теперь, по крайней мере, в ближайшем будущем, этот диссонанс будет ликвидирован и российские вузы получат не только моральную, но и финансовую поддержку для своих новых идей и проектов.
КСТАТИ
Единый государственный экзамен как главный инструмент проверки знаний школьников должен совершенствоваться, тесты должны быть более разнообразными. Об этом сказал президент Дмитрий Медведев в субботу, 6 марта, на встрече с преподавателями средней общеобразовательной школы № 66 Адлерского района города Сочи.
«Пройдет несколько лет, пока мы этот механизм доведем до кондиции, — считает президент. — Это должен быть живой инструмент, он не может быть раз и навсегда зафиксированным. Понятно, что нужно… думать о том, что сам по себе ЕГЭ является главным, но не единственным способом проверки знаний».
По словам президента, ЕГЭ удобен, поскольку позволяет достаточно быстро выявить уровень знаний ученика. В то же время, заметил Медведев, есть предметы, которые в силу своей специфики либо вообще не могут проверяться на ЕГЭ, «либо там должны быть какие-то специфические вкрапления».
Президент также поделился своими наблюдениями за тем, как ЕГЭ влияет на школьников.
«Я стал замечать по разным косвенным признакам, в том числе общаясь и со своим сыном, что ЕГЭ дисциплинирует. Очень долгое время результаты экзаменов в школе, строго говоря, большого значения не имели, и готовиться к ним можно было по упрощенной схеме. ЕГЭ заставляет этим заниматься в непрерывном режиме, и это хорошо», — сказал Медведев.
Он также отметил, что ЕГЭ — очень важный шаг для создания равных конкурентных возможностей для всех учеников при поступлении в вузы.
«Чтобы там ни говорили, очень важным является то, что практически любой ученик, из любой российской школы — неважно, где она находится, в Сочи или в Анадыре, в Москве или Калининграде — может поступить в любой университет», — подчеркнул президент.
Зачотная статья. Подпишусь под каждым словом. Из-за тестов детф разучились думать, разговаривать, выражать свои мысли
Детям,обучавшимся в советской школе,повезло.Знания у них были на порядок выше,чем у теперешних.Многие школьники не только не могут на бумаге излагать свои мысли,они даже слова не дописывают полностью,буквы забывают и путают.Загляните к ним в тетради по литературе и русскому языку,в ужас придете.ЕГЭ — это ликвидатор образования в школе. Отупление молодежи — это и заслуга ЕГЭ тоже.
Обама выделяет 20 млрд.!!!долларов,что бы опять уйти от "тестовых экзаменов"-аналог ЕГЭ.Т.к. по мнению американских педагогов…"тестирование ведёт к ограничению кругозора познания,к отвыканию логически мыслить и правильно излагать свою точку зрения."