Сборы с операторами разведывательных станций «Соболятник» прошли в Приамурье. Десять дней представители различных частей Восточного военного округа осваивали новейшую технику, поступающую сегодня в войска и способную радикально повысить эффективность действий армейской разведки.
Малогабаритная радиолокационная станция 1Л227 «Соболятник» — разработка тульского научно-исследовательского института «Стрела», входящего в концерн «Алмаз-Антей».
Новая РЛС — устройство многофункциональное. Она способна следить за полетом артиллерийских снарядов, рассчитывая при этом точку их запуска и место падения и тем самым решая вопросы контрбатарейной борьбы, наблюдать за подвижными целями и стационарными объектами.
При разработке «Соболятника» конструкторы учли пожелания военных, возникшие в ходе эксплуатации прошлых поколений станций наземной разведки.
Ради удобства эксплуатации новая РЛС была выполнена в виде комплекса устройств, который могут в случае необходимости транспортировать и эксплуатировать всего два человека. Прямоугольный блок (антенное устройство) монтируется на треноге, подключается к пульту оператора и источнику питания – и все, РЛС готова к работе!
Дальность, на которой «Соболятник» может отслеживать цели, выросла по сравнению с более старыми моделями в 2-3 раза и составила порядка 30 километров. Использование фазированной антенной решетки, по словам экспертов, дало возможность уйти от механического сканирования местности: если по-простому, то теперь устройству не нужно «вращаться».
Автоматика РЛС сама анализирует данные обнаруженной цели и определяет ее класс. При этом место расположения самой цели называется с точностью до 10 метров. Одновременно станция может сопровождать около 20 объектов.
Настоящим прорывом при разработке «Соболятника» стало резкое снижение уровня излучения, которое у его предшественников было одним из основных демаскирующих факторов. Также в несколько раз (до 2 тысяч часов) смогли довести конструкторы время непрерывной работы РЛС.
Использоваться «Соболятник» может как сам по себе, так и как часть системы при объединении нескольких станций или при монтировании его на колесную или гусеничную военную технику. Применение системы позволяет контролировать как участок сухопутной границы, так и определенную площадь водной поверхности. Такая универсальность объясняет, почему новые РЛС так активно передают именно в войска Восточного военного округа.
Из-за агрессивной риторики Японии по Курильскому вопросу и общему охлаждению отношений с США по инициативе последних Дальний Восток превратился в настоящий «нервный узел» на нашей границе. Еще в советские времена армии и спецслужбы стран-членов НАТО использовали в целях ведения разведывательно-диверсионной деятельности против СССР своих боевых пловцов. К сожалению, нечто подобное они теоретически могут повторить и сегодня. Речь идет даже не об открытом военном противостоянии, а об установке какого-то оборудования или о совершении провокаций. И «Соболятник» поможет нашим партнерам избавиться от ненужных соблазнов.
Кстати, в этом же контексте было бы очень хорошо начать применять новые РЛС на Балтийском и Черном морях — особенно в Крыму.
1Л227 кардинально повысит эффективность деятельности подразделений российской армейской разведки. Во-первых, «Соболятник» может видеть на расстоянии значительно большем, чем самый зоркий глаз, даже вооруженный биноклем. Во-вторых, никакой человек не сможет синхронно следить за двумя десятками объектов. В-третьих, станция будет выдавать разведчикам расчеты, на которые в обычных условиях понадобились бы часы времени. Да и, в конце концов, это прекрасная подстраховка для глаз, которые имеют свойство уставать.
Использование высокомобильных РЛС в комплексе с беспилотниками позволит артиллерийским, механизированным, десантным подразделениям наносить значительно более точные удары в быстро меняющейся обстановке, минимизируя при этом риски для разведчиков и авиации.
«Соболятник» — это уже оружие XXI века, подтверждающее репутацию российской армии.
Олег Полевой, «Политическая Россия»