Говоря о защите детей, чиновники сокращают и без того скудные детские пособия, тратя при этом миллиарды на содержание депутатов
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Согласно Конституции, Россия является социальным государством, деятельность которого должна быть направлена на создание достойных условий жизни собственного населения. На деле объем социальной поддержки населения не только не возрос за период относительной экономической стабильности, но даже сократился. Слова представителей власти о ценности человеческого капитала слишком часто расходятся с делом.
Пройдясь катком по системе здравоохранения, чиновники принялись за «оптимизацию» социальных пособий.
Человеческий капитал на грани банкротства
С 1 июля 2016 года размер пособий по уходу за детьми для проживающих в зонах радиационного заражения семей сокращается в два раза, соответствующая инициатива Минфина была поддержана Минтруда и Минсоцразвития. Представители власти аргументируют свое решение снижением уровня радиации на указанных территориях, так как с момента Чернобыльской аварии прошло более 30 лет. Разговоры о составлении новой карты зараженных земель начались еще в прошлом году, тогда же специалистами были произведены замеры радиации в загрязненных регионах. При этом урезание социальных выплат осуществляется не в результате пересмотра карты радиационного заражения (такая ситуация была бы, по крайней мере, понятной) — вступающие в силу поправки касаются людей, проживающих в так называемых зонах отселения — получается, что результаты проверок не позволили признать данные территории чистыми от радиации.
Повышенные пособия по уходу за детьми до полутора и трех лет, а также социальные выплаты для беременных женщин, проживающих на зараженных территориях, урезаны вступающими в силу поправками. С 10–12 тысяч рублей пособие снижается до 3–6 тысяч рублей в месяц (3 тысячи будут выплачиваться до момента достижения ребенком полутора лет, далее, до 3 лет, — 6 тысяч). Причем сокращение выплат распространяется как на зоны отселения, так и на зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, без корреляции по степени заражения.
В результате неясно, что же является основной причиной сокращения выплат — снижение уровня радиации (если так, то данные изменения, наверное, следовало бы зафиксировать законодательно) или же опасения чиновников, что люди намеренно переезжают в Тульскую, Брянскую и другие зараженные области ради пособий или же фиктивно регистрируются на этих территориях. Этот довод, в частности, использовали региональные представители власти, поясняя нововведение разгневанным гражданам. Впрочем, для предотвращения подобных злоупотреблений внесена еще одна поправка — теперь на пособия смогут претендовать лишь те матери, которые официально находились в зоне проживания с правом на отселение не менее 3 лет, а в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.
Детские игрушки в одной из квартир Припяти. Фото: Anatolii Stepanov / Zuma / TACC
Потерявшие льготы люди намерены бороться за отмену поправок, по словам главы организации «Родители Новомосковска» (Тульская область) Натальи Годованной, матери готовы начать голодовку в случае вступления в силу закона N388-ФЗ. Активистка добавила, что женщины намерены выступить не только за свои личные интересы, но также за повышение всех детских пособий в стране путем доведения их размера до уровня прожиточного минимума.
Представители власти любят рассуждать о демографических проблемах. Но к реальным мерам, принятым для повышения рождаемости в стране, можно отнести разве что введение материнского капитала при рождении второго ребенка (и последующих детей). Но второго ребенка, как правило, заводят люди, уже имеющие какую-то почву под ногами, так или иначе устроившиеся в жизни. Для поддержки же молодых родителей и неработающих матерей (допустим, просто не успевших трудоустроиться до рождения ребенка) делается ничтожно мало.
Неработающая мать (даже в том случае, когда перерыв в работе был связан с ликвидацией организации) имеет право на получение 2908 рублей в месяц до того момента, пока ребенку не исполнится полтора года. Женщины, получившие официальный статус матерей-одиночек, могут рассчитывать на дополнительные льготы, но их размер невелик: например, в Ярославской области такая выплата составляет 726 рублей в месяц. Даже в том случае, если мать и ребенок каким-то образом сумеют выжить на эти средства (что практически невозможно) до того момента, как ребенку исполнится полтора года, проблем у нее не убавится, ведь в последние годы государство активно сокращает ясельные группы в детских садах («ясельным» считается возраст до 3 лет). При этом заложенное в «майских указах» (2012 год) требование по обеспечению населения детскими садами до сих пор не выполнено. В качестве компенсации власти предлагают родителям, не сумевшим устроить ребенка в детсад, очень скромные суммы, несопоставимые с размером средней зарплаты.
Было бы справедливо, если бы размер пособия для неработающих матерей-одиночек, а также для родителей, лишенных возможности устроить ребенка в детсад, был повышен до прожиточного минимума (в четвертом квартале 2015 года данный показатель для детей был установлен на уровне 9197 рублей). На меньшую сумму прокормить ребенка невозможно — это признанный факт.
Проявления заботы со стороны государства порой принимают абсурдные формы. Например, в апреле 2016 года Минздрав расщедрился по отношению к детям-инвалидам на 4 рубля 20 копеек, подняв выплаты с 758 до 762,2 рублей.
Высшее лицемерие
Низкий уровень соцобеспечения в России можно было бы оправдать дефицитом бюджетных средств, если ли бы нехватка денег распространялась не только на рядовых россиян, но и на чиновников, сотрудников госкорпораций и депутатов. Однако на практике все ровно наоборот: РП ранее писала о необъяснимо высоких доходах народных избранников, «проедающих» в год около 10 млрд рублей. Аппетиты парламентариев только растут: например, недавно стало известно о том, что спикер Госдумы и управделами президента настаивали на выделении дополнительно 1,3 млрд рублей на ремонт служебного жилья и рабочих кабинетов депутатов нового созыва парламента. Впрочем, по данным СМИ, Минфин не согласился потратить такую сумму на обеспечение комфорта нового думского состава, урезав ее вдвое.
Но думцы при этом немного потеряли. Нижняя палата парламента поддержала в третьем чтении закон, наделяющий депутатов правом самостоятельно составлять список предметов убранства и бытовой техники для оборудования жилья для депутатов нового созыва. Можно подумать, что на свои 400-тысячные зарплаты нардепы не в состоянии обставить служебное жилье бытовой техникой и мебелью.
Шикарную жизнь ведут не только депутаты и чиновники, но и топ-менеджмент государственных корпораций, устанавливающий для себя многомиллионные зарплаты, «золотые парашюты», устраивающий корпоративные вечеринки и т.п. На эти цели деньги почему-то находятся всегда.
Кстати, если разделить траты на содержание Госдумы (10 млрд) на количество детей-инвалидов (612 тысяч), то получится более 16 тысяч рублей — вполне ощутимая сумма, особенно для российской провинции.
В последнее время политики и общественные деятели очень полюбили рассуждать о нравственном воспитании молодежи и пропаганде моральных принципов. Легко с праведным гневом обрушиваться с трибун на проявления безнравственности — курение, матерную брань или песни группы «Ленинград», одновременно сокращая социальные пособия и разрушая систему образования. «Нравственность» без справедливости и истинной заботы о людях более напоминает фарисейство.
Надежда Алексеева, «Русская Планета»
А че только на депутатов?! Еще на футбол, ОПК, суворовские училища (наверное, ожидается рост числа сирот на фоне сокращения пособий), бесконечные съезды ЕР, Валдайские клубы, экономические форумы, ну, ва сами знаете…
А чё на народец тратить (думают чинуши)?…кто здоровый и так вырастет и на них пахать будет…
Что ж вы считаете чужие деньги. Лучше соберитесь всем миром и подумайте, как эти деньги заработать. А то прикрываетесь детьми. Ну если нет нормальных условий работы, жилья- чего рожать? А ведь рожаете и третьего и пятого ради каких 3000 руб (которые выплачиваются только до трех лет, а далее сам). Ну надоело это бесконечное нытьё.