Иностранных «фермеров» на карандаш
Земля – это особенный ресурс. Её можно купить, но нельзя унести с собой. Кроме того, любой земельный участок находится в границах какого-либо государства. И вот вопрос: если землю купит иностранец, то чья она? Принадлежит ли она всё ещё стране, в границах которой находится, или уже нет?
Уроки истории нельзя забывать
Вспоминается история колониализма. Не всегда колонии европейских держав образовывались в результате прямого завоевания. Европейцы могли просто покупать земли у местных племён, а затем под предлогом защиты собственности приглашать войска из своей страны. Британская Ост-Индийская компания поначалу была всего лишь торговым акционерным обществом, но затем обзавелась собственной армией, которая и покорила Индию для Британской короны.
Имея исторические свидетельства, совершенно нормально ограничивать иностранцев в покупке земель. С таким предложением выступил депутат государственной думы и член центрального штаба Общероссийского народного фронта Алексей Журавлёв. Он считает, что скупка российских земель иностранцами угрожает национальной безопасности страны. Но для начала давайте посчитаем, сколько российской земли уже находится в собственности иностранных граждан.
Российские земли в руках иностранцев
Лидером среди иностранных собственников российской земли является казахстанский холдинг с русским названием «Иволга». Этому холдингу принадлежит 550 тысяч гектаров земли в Курской, Оренбургской и Челябинской областях.
Почти в два раза меньше, а именно, 280 тысяч гектаров купила группа компаний «АгроТерра», которая принадлежит американской транснациональной инвестиционной группе NHC Capital. Основателем этой группы является некто Джордж Рор – американец с украинскими корнями. Земли «АгроТерры» разбросаны по нескольким областям: Тульской, Рязанской, Пензенской, Курской, Тамбовской, Липецкой и Орловской.
Другая компания с приставкой Агро – «АгроИнвест» является дочерней компанией шведской Black Earth Farming (BEF). Среди акционеров BEF числятся Investment AB Kinnevick (Швеция), шведский пенсионный фонд Alecta и Luxor Capital (США). «АгроИнвест» владеет 232 тысячами гектаров в Курской, Липецкой, Воронежской и Тамбовской областях.
Ещё одна шведская компания Volga Farming летом 2015 года была куплена турецкой Agsen вместе с 60 тысячами гектаров земли в Пензенской области. Agsen работает в России уже шесть лет и с тех пор купила 85 тысяч гектаров в той же Пензенской области. Теперь у этой компании 145 тысяч гектаров пензенской земли.
Всего же в собственности иностранцев фактически находится 2.7 млн. га российских земель из 130 миллионов. И хотя согласно ныне действующему закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», иностранцы, лица без гражданства и компании, у которых более 50% активов иностранные, могут брать землю только в аренду, это требование легко обходится при помощи фирм-посредников. По мнению депутата Журавлёва, его законопроект способен прикрыть эту лазейку.
Суть законопроекта
В своём прошлогоднем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин призвал депутатов до 1 июня 2016 года разработать меры по изъятию земель у недобросовестных владельцев. А между тем, 25 миллионов гектаров пашни находилось в чьей-либо собственности, но при этом простаивало. Президент предложил изымать такие земли у собственников и продавать тем, кто на этой земле будет работать.
Поправки, внесённые Алексеем Журавлёвым, кажутся не относящимися к делу непосредственно, но они также помогут навести порядок в земельных владениях. Журавлёв предложил увеличить список лиц и компаний, которым запрещено покупать российскую землю, за счёт дочерних и зависимых организаций подконтрольных иностранным гражданам и компаниям, а также компаниям, иностранные активы которых превышают 50%.
Кроме того, Журавлёв предложил ограничить срок аренды на земли сельскохозяйственного назначения до 25 лет. Сейчас землю можно взять в аренду на 49 лет. Фактически, это означает право собственности, но без отягчающих обязательств и с некоторыми ограничениями в правах. По мнению депутата, 25 лет вполне достаточно, чтобы экономическая деятельность на арендованной земле была рентабельной, но при этом позволяет России сохранить стратегический контроль над этими угодьями.
Справедливости ради нужно сказать, что не один Журавлёв помнит о послании Президента и занимается законотворчеством. Поправки в Земельный кодекс вносят все фракции Государственной Думы. Правительство также присоединилось к этой важной работе, предложив в начале апреля собственный законопроект, в котором предлагается давать землю в аренду только тем, кто раньше не нарушал требований Земельного кодекса.
Евгений Сизов, «Слово и дело»
Своих всех разорили вот и осталось иностранных разорить
А чё, разве не пора ставить памятник при жизни тем кто ещё работает в селе (хоть бы и иностранец) своими руками?… (Я не говорю об олигархах и чиновниках как-бы они не назывались «аграриями»)…
Летом 2002 года Роберт Мугабе приступил к заключительному этапу «земельной реформы». В августе он распорядился, чтобы 4000 белых фермеров, снабжавших страну необходимым продовольствием, срочно покинули её, в противном случае им грозят два года тюрьмы и высылка из страны. К октябрю того же года 90 % белых фермеров в страхе за свою жизнь бежали из страны. МВФ приостановил финансовую поддержку Зимбабве, а Евросоюз ввел санкции против правительства Мугабе. Так что, Россия вперед