Как московская бизнес-вумен дом в велегожских полях построила
Кладезь полезной информации для тех, кто мечтает о своем домике и свежем воздухе
Два года назад я рванула из Москвы в Велегожские поля. Я купила землю и построила дом, чтобы в нем жить. До этого момента я около 20 лет руководила собственным бизнесом — агентством недвижимости и считала себя достаточно подкованной, чтобы справиться с одним единственным домом для себя самой. Это рассказ о том, на что я натыкалась, пока его строила.
Грабли первые. Осознанность выбора.
Дом был для меня мечтой. Самой большой мечтой всей моей жизни, ну, кроме еще парочки других мечт. К моменту, когда я рванула в эти роскошные поля Тульской области, я успела побывать директором собственного бизнеса, вырастить двух детей, получить несколько образований, решить свой квартирный вопрос. Переделав все, что можно, я решила взяться за счастье.
Всю жизнь надо было просто зарабатывать на жизнь, поэтому мой будущий дом должен был символизировать все счастливое, чего я была достойна.
В итоге я была не совсем готова к своему проекту под названием «Дом как строение, которое надо будет отапливать, на земле, которую надо будет обрабатывать».
Я не прочла ни одного учебника по малоэтажному строительству, зато просмотрела сотни фотографий чудесных вилл в лавандовых полях Прованса и альпийских шале на горных склонах Швейцарии.
Мой дом — нереальная смесь лавандово-горной виллы-шале из Прованса-Альп. Только в русском климате и с зимой, которая длится пол жизни.
Я даже вырыла озеро размером с маленький каток, чтобы довершить альпийский пейзаж. Сейчас озеро работает катком бОльшую часть времени. Склон я засадила лавандой, пряными травами и можжевельником. Все это 6 месяцев в году, конечно, укрыто мешками и опилками, но лето же не за горами.
Мои первые грабли привели меня к выводу: мечта — не реальность. И к мечте надо рационально готовиться.
Грабли вторые. Земля.
Я выбрала крайний участок к лесу с панорамным видом. Правда, весь вид достался соседу. Брокер при показе неопределенно махнула рукой в сторону покосившихся столбиков, которых, признаться, я не усмотрела в буйной растительности.
Я видела только то, что хотела видеть. Мне следовало бы вызвать геодезиста, вбить колышки, натянуть сигнальную ленту и любоваться на вид изнутри, не забывая про будущий забор.
Заборов у меня не будет, — храбро решила я. Я родом из Эстонии, где люди как-то живут без заборов. Декоративная ограда из низких цветочков или кустарника наглядно демонстрирует, куда можно ходить, а куда нельзя.
Первый снег показал, что по моему участку кто-то все время ходит. Более того, заглядывает в мой колодец! Зачем? Что там может быть, кроме воды?
Пришло первое лето и потянулись грибники. Споры о том, что «мы все время здесь ходили, потому что здесь проход в лес», меня отрезвляли все больше. После перебранки с двумя собаками и их владельцами («нашли где дом поставить, мы здесь все время гуляли»), я распрощалась с мечтой о табличке «не ходить, частная земля», и заказала самый высокий непрозрачный забор. Пусть про этот проход все забудут.
Ту часть участка, что смотрела в лес, я все же оградила прозрачным забором, мне хотелось сохранить вид. Теперь тихим летним утром, попивая кофе на террасе в выходные, я слышу все подробности жизни незадачливых грибников. Я кашляю, звеню кастрюльками, но, чудо, они не слышат меня, продолжая пастись прямо под забором, но я-то отлично слышу их.
Я, конечно, тоже собираю грибы, практически не выходя из дома. Но только по средам и четвергам. Выяснилось, что все выходные, начиная с пятницы, весь лес прочесывается из нескольких углов разными группами. В пятницу его прочесывают местные, в выходные -московские.
Летом же я становлюсь заочной участницей всех дискотек в Доме Отдыха Велегож. Нас разделяют пара-тройка километров. Таковы особенности акустики ландшафта.
Зимой мой лес становится местом паломничества квадроциклистов. Но это даже хорошо, я понимаю, что где-то там есть жизнь. Зимой на прилесном участке иногда кажется, что жизни нет вообще, а если есть, то где-то далеко-далеко. Калитку в лес открыть все равно нельзя, да и по лесу не прогуляешься, можно просто утонуть в снегу.
В итоге вид с моего участка оказался не моим, а тишина крайнего участка оказалась палкой о двух концах.
Я не знаю, решилась бы я снова на участок, крайний к лесу или хотела бы его поменять на жизнь в середине поселка с асфальтированными дорогами, магазином и детской площадкой. У всякого преимущества есть оборотная сторона.
Грабли третьи. Проект.
Проект уже был, он был внутри меня, он жил и вырывался наружу, как ребенок. Море света, огромные окна, из которых открывается чудесный вид, все должно мне напоминать счастливое лето, которое не кончается.
Проект я нарисовала сама, потому что ни один архитектор не мог меня понять. Больше всего архитектор «тупил» с лестницей, рассказывая мне про нормо-шаг, ширину ступеньки и высоту хода. Лестница в моем понимании не должна была заслонять собою половину пространства, быть легкой, прозрачной, а потом уже обеспечивать подъем объектов на заданную высоту. Еще лестница не должна была вести против часовой стрелки, все движение в доме должно было крутиться по часовой.
Это имело отношение к фэн-шуй, но при слове «фэн-шуй» у архитектора начинал болеть зуб или ухо. Он упорно закручивал лестницу против часовой стрелки, куда ему было удобно, потому что это обеспечивало бы открывание двери в будущий санузел под лестницей.
В боях за фэн-шуй я забыла про некоторые практические вопросы.
Например, про прихожую, что очень существенно в нашем климате, потому что прихожая создает тепловой контур.
Распахивая дверь с мороза, я попадаю сразу в гостиную-кухню, а часть тепла устремляется из дома наружу, поэтому в дом все обязаны заходить быстро и ловко. Я забыла про кладовые, и теперь я маюсь с десятками банок, которые вечно на виду, а моя одежда делит место с банками в бойлерной.
Грабли четвертые. Второй свет.
Я выиграла второй свет у архитектора, как и лестницу, к слову сказать. Наверно, он просто устал спорить с женщиной, которая рисует проекты карандашом со скоростью принтера.
Второй свет- это волшебная вещь: Вы стоите на первом этаже дома и видите потолок второго этажа. Человек со второго этажа может общаться с теми, кто на первом готовит или смотрит телевизор. Второй свет — это составная часть «лавандовой мечты». Дом залит светом весь день.
Вот только я не ожидала, что все тепло при конструкции «второй свет» будет со скоростью сквозняка устремляться под конек крыши, вызывая у меня озноб. Это показала первая зима.
Второй свет позволяет итальянской жаре убираться под потолок –отличная вещь для теплого европейского климата.
Теперь в моих планах конструкция, которая позволит мне на зиму закрыть весь второй свет. Потому что такой дом протапливать зимой очень затратно.
Грабли пятые. Панорамное остекление.
Поскольку у меня был свое маленькое озеро, мне нужен был вид из дома на это озеро. Поэтому вся восточная стена представляет собой одно сплошное окно, вернее четыре окна и стеклянную дверь.
Наверно где-то в Швеции существуют окна, которые не пропускают суровую шведскую зиму в дома суровых шведских моряков и лесорубов. Мои окна, по словам строителя, должны были отлично держать тепло и жару. Мне не приходило в голову задуматься, почему в вологодских и архангельских деревнях такие небольшие окна и такие приземистые избушки, без второго света и панорамного остекления.
Вид у меня действительно чудесный. Из всех огромных окон, которые составляют минимум 50 процентов поверхности моего дома.
Наверно из-за чисто русской проблемы отцов и детей, я отказалась от опыта предков в строительстве домов. И взяла все лучшее с европейской почвы, надеясь, что оно как-нибудь приживется само. Слово «энергосберегающий» меня начало интересовать после первой зимы в собственном доме.
Ну, придется немного потратиться на плотные занавески и зимние ставни с прокладками из утеплителя. Это в моих планах на будущий год.
Помнится, Ив Монтана поразили женские зимние панталоны с начесом. Вот, наверно, Ив Монтану понравились бы мои ставни с утеплителем!
Грабли шестые. Фундамент.
Рыть свой прекрасный склон я не позволила. Если честно, то это все из-за озера. Его рыли всю первую зиму. Мой склон уже достаточно пострадал от тяжелой техники, и я сама не хотела видеть ни одной машины, оставляющей глубокую колею, на будущих лавандовых полях. Вид тяжелой техники до сих пор вызывает у меня тревожные чувства, наверно потому, что эта техника ездила по моей детской мечте.
Перепад высоты в двух крайних точка дома составлял более двух метров. Поэтому мы с прорабом остановились на сваях.
Сваи – это действительно хорошая вещь для сложных рельефов. Их можно закрутить вручную там, куда не проедет машина. Но сваи гуляют, особенно, если слои земли смещаются под силой паводка или подземных вод. Сваи надо очень тщательно проваривать между собой сложной паутиной металлических балок и заливать изнутри цементом. Все это мы сделали, но вот уже вторую весну дверь в туалет в какой-то момент перестает открываться. Какая-нибудь половая доска вдруг встает домиком. И еще: полы, как ни грей, зимой все равно остаются холодными. Потому что двухметровое пространство между полом и землей остается открытым морозу.
Какой бы я выбирала фундамент для своего дома теперь? Я бы выбирала другой участок земли, ровный и другую конструкцию дома.
Грабли седьмые. Кирпич, дерево солома.
О, я помнила про трех поросят,- победил тот, что построил дом из кирпича.
Вопрос материала для меня сейчас — это вопрос толщины кошелька.
Но есть еще кое-что: рациональность с точки зрения времени. В наше быстрое время родительские дома редко устраивают молодежь. Слишком активно меняется мир снаружи. То, что было тихим поселком писателей, стало центром тусовки шумных людей. Я как директор агентства видела много домов, построенных старым поколением из добротного кирпича, на Рублевке и Успенке, которые пошли с молотка. Ценности меняются также быстро, как и строительные технологии.
Дом не может быть вечным. Каждое поколение будет видеть в нем что-то свое. То, что ценно мне, не будет нужно моим детям. Поэтому тратить годы на возведение каменного замка я считаю не рациональным.
Дерево и сруб — отличное решение для наших предков, которые имели елки, сосны и дубы под боком и могли выбирать лучшие деревья на стройку. Почитав форумы о строительстве сруба и поговорив с друзьями, которые поставили срубы сами, я решила: не сруб.
Выбор остался за каркасным домом.
Каркасный дом, к сожалению, несколько опошлен нашими застройщиками скворечников.
Но достаточно посмотреть на шведские каркасные дома в интернете, чтобы понять — это может быть очень красиво и тем более практично. Я построила каркасный дом и все еще голосую за каркасный дом.
Мне следовало внимательнее изучить литературу по утеплителям и особенностям каркасников. Их слабое место -углы, щели и стыки, через которые все тепло устремляется наружу. Каркас возводится из дерева, а дерево сохнет, то есть сжимается. Никто не гарантирует сухого дерева на стройке, да его и в принципе нет. Щелей все равно не миновать. Вторую зиму подряд я затыкаю все новые и новые щели в своем доме.
Грабли восьмые. Строители, рабочие, мастера.
Я перезнакомилась с тульскими прорабами, молдавскими и донецкими рабочими, заокскими сантехниками и электриками, серпуховскими плотниками, малаховскими поставщиками щебня и заборов, и не исключила сотрудников из московских контор типа «Зодчий».
Когда строишь дом, никому не верь, все познай на себе и держи валерьянку под боком.
«И кто ж Вам такое сделал?»,- раньше я хваталась за сердце, услышав такие слова. Потом я привыкла и поняла, что у рабочих это вместо «Здравствуйте». А означает «мне тоже нужна работа».
Вывод: во-первых, все сделанное можно переделать, а все незаконченное закончить. Во-вторых, каждый рабочий норовит раскритиковать работу предыдущего. В-третьих, качество его работы не обязательно будет выше работы предыдущего.
Я уяснила, что профессиональных строителей на рынке почти нет. То есть нет тех, кто долго и упорно учился технологии строительства малоэтажного жилья. Да, есть люди, которые построили несколько десятков домов. Не знаю, пускают ли их в этих домах в гости. И тем более нет людей, которые перенимали опыт поколениями, учитывая особенности самой местности, местного грунта, почв, климата, ветров, дождей, влажности.
Каждый строитель, и я это теперь точно знаю, учится на своих ошибках. Но их ошибки остаются владельцам домов в пожизненное пользование.
Об особенностях местности и розы ветров: моя терраса обращена на юго-запад специально для послеобеденных чаепитий в конце напряженного дня. Это оказался угол, особенно подверженный дождям и ветру. Сидеть на открытой террасе в этом направлении на моем склоне практически никогда нельзя. Пришлось натягивать специальную террасную пленку. В конце концов, все можно исправить.
Грабли девятые. Материал, технологии и косяки.
Стандарты современного строительства домов для постоянного жилья предлагают утеплитель 15 см для стен и 20 для полов и крыши, что мы и сделали в моем доме. Я прожила уже две зимы в своем доме и не перестаю его утеплять. Я подбила все полы пенополистиролом в дополнение к стандартному полу с утеплителем 20 см и собираюсь добавить в зиму еще один слой.
Есть современные утеплители, которые через особый фен в виде жидкой струи загоняются между каркасными стенками. Такой утеплитель стоит на порядок дороже обычного, но он идеально заполняет собой все щели и единственный дает гарантии непроходимости тепла. Я бы выбирала его, конечно, если по карману.
В итоге через несколько месяцев, когда дом начал сохнуть и дерево сжиматься, мне пришлось проложить все углы по всему периметру льноволокном, для чего надо было снять все плинтуса уже после покраски дома. И все равно, когда наступают морозы с температурой минус 20С, вся воды в трубах внутри хорошо отапливаемого дома замерзает. Я пережила несколько пренеприятных моментов и теперь просто держу наготове тепловую пушку. Все трубы по углам замотаны утеплителем.
Могу озвучить несколько ценных советов, которые я получила:
-не выключайте воду на ночь, пусть постоянно льется слабой струйкой.
-поднимите трубы выше от пола, желательно к потолку.
-есть такие модные инфракрасные греющие плинтуса, установите их. (Ниже уровня труб, конечно).
-засыпьте пространство между полом и землей керамзитом, неважно сколько это стоит.
-замотайте трубы в утеплитель и закройте в короба, и проложите греющий кабель.
-надо бы сделать обогрев полов.
Какой бы совет не был самым разумным, но ложка хороша к обеду. И что-то делать с уже проложенным водопроводом означает, что все полностью надо переделать.
Строители домов, как правило, живут в квартирах. А наши строители домов еще и живут в Узбекистане, Молдавии и Украине, где зима несколько теплее.
Наверно из всех советов, я выберу греющий кабель и короб на следующую зиму- по крайней мере не надо будет все ломать.
Грабли десятые. Чем топить? Газ, электричество, котел и конвекторы.
Я выбирала поселок с газом или с его перспективой. Газовое товарищество у нас есть, газопровод прокладывается, но конечная стоимость завода газа в дом по моим подсчетам уже превысила 500 тысяч рублей. Не считая системы отопления и оборудования в самом доме. Думаю, итоговая сумма подойдет к 800.
За такие деньги я бы могла обогревать свой дом электричеством 10-15 лет.
Я перебрала все виды электрического обогрева в попытке найти самое эффективное.
Начала со старого масляного электрического, потом перешла на конвекторы, этой зимой я подвесила инфракрасные потолочные. Мой электрик посмеивался уголками рта (чудес не бывает), а сосед физик рассуждал о пропорциональности теплоотдачи от потребления электроэнергии.
Теперь, имея на руках вещественные доказательства в виде счетов от Тулэнерго, ответственно заявляю: чудес не бывает: потребление электроэнергии и теплоотдача находятся в пропорциональной зависимости.
У меня большой выбор разных гаджетов, дающих мне тепло. Я включаю их попеременно и по моему настроению. То инфракрасник (он щелкает, когда греется), то конвектор (он сушит воздух), то старую масляную батарею (она не щелкает и не сушит воздух).
Единственным действительно ценным своим приобретением я считаю температурный датчик, благодаря которому мои обогреватели включаются тогда, когда температура им на то укажет. Уезжая в Москву из дома зимой, я ставлю температуру на минимум, а возвращаясь в свой дом протапливаю сначала его обычным камином, поэтому у меня, как в избушке лесника, всегда сухие дрова наготове.
Если закрыть второй свет, зашторить панорамные окна теплыми шторами, замотать трубы по углам шерстяными носками, то можно жить. В конце концов, зима длится у нас всего 6 месяцев в году. А потом все равно наступит лето.
Грабли одиннадцатые. Лето — время покоса.
Лето действительно рано или поздно наступает, но легче жить не становится. Трава растет так, что спланировать отпуск, чтобы отдохнуть от своей дачи, я могу не больше чем на десять дней. Я -то знаю, что, вернувшись, я не узнаю своих аккуратно постриженных склонов.
Как только я заканчиваю косить дальний угол, пора снова приступать к ближнему. Есть конечно выход- засадить все кабачками и тыквами. Думаю, что эти летом я это опробую.
Если честно не ожидала, что жизнь в собственном доме -это не отдых, а работа: то покос, то полив, то посадки, то консервирование того, что выросло.
В итоге, когда наконец 15 августа, трава перестала расти, я была готова служит благодарственный молебен, но меня ждала кучу огурцов, кабачков сливы и грибы.
Если живешь на земле, то всему свое время. Есть время копать и есть время сажать, время поливать и стричь, и время собирать и заготавливать. Это какой-то установленный свыше график, сопротивляться которому бесполезно, в него надо встраиваться. Это очень сильно отличается от жизни в городе, в котором ты сам планируешь свою жизнь.
«Россия, что ты хотела?» — говорят мне все, кому я рассказываю свои домовые приключения.
«У нас все не просто, все не так, как у них. Зато у тебя свой дом. Мечта сбылась, счастливая ты.»
Да, я счастливая, моя мечта с лавандой и альпийским склоном сбылась. Только счастье надо искать внутри, а не снаружи. А мир все равно несовершенен, в нем есть и будут косяки и кривые углы.
Для тех, кто предпочитает учиться на чужих ошибках, писулька полезная весьма.
Согласна с вами полностью. Очень актуальная информация для тех, кто всю жизнь прожил в городах и только в детстве ездил в деревню к бабушкам, а теперь решил жить в собственном доме за городом.
Счастье еще , что автор имеет достаточный капитал, чтобы исправлять ошибки , которые сама создала и ошибки строителей.
Жить надо где-нибудь в районе экватора… Вечное лето, набедренная повязка, шалаш…
Или хотя бы в Крыму 🙂 Он наш!
рядoмслeсoм.pф
А по-южнее нету? Ярославская область как-то не того…
Веневское шоссе. д. Синетулица
И что там? Электроэнергия, вода, газ, канализация? Или как обычно — «удобства» во дворе?
Кладезь полезной информации. Учту, как я надеюсь
Марина, снимаю шляпу, так держать! Кстати, у Вас муж есть?