Войти   Регистрация

Фаршированный танатосом Шукшин

Снова ездил в ДК Ясной поляны послушать заезжих писателей. В этот раз афиши зазывали на Алексея Варламова, который в свою очередь представлял свою книгу о Шукшине, которую написал для серии ЖЗЛ. http://www.ozon.ru/context/detail/id/33670702/

Но рассказал он со сцены ДК про какого-то своего Шукшина, тем не менее утверждая, что «разгадал его загадку».

Жирной линией по всему повествованию а наверное и по книге автора проведена линия сегодняшнего официального шизофренического антисоветизма, внутри которого мы все живем.

Варламов рисует Шукшина надломленным кровавым режимом прямо с детства, который отнял у него отца — кулака или подкулачника, репрессированого в числе 80 таких же односельчан — кулаков и подкулачников. Однако в селе Сростки у народа к репрессированным особое отношение, их почему то не любят. Ни ни самих кулаков ни их семьи ни их семя. И вот молодого Шукшина, мать записывает на свою девичью фамилию — Попов. Однако в школе, злокозненно устроенной для всех детей советской властью, ониспытывает некоторое давление со стороны односельчан, которые еще не забыли ни кулаков — мироедов, ни подкулачников, силой выбивавших долги из деревенской бедноты.

Однако жизнь не стоит на месте, мать Шукшина снова выходит замуж, за деревенского ремесленника Куксина. У Василия отношения с отчимом не складываются по вине самого Василия, при том, что Варламов характеризует отчима наилучшим образом. Начинается война, отчим уходит и погибает. Однако благодоря этому, по словам Варламова, «статус семьи повышается»  — они теперь не семья раскулаченного, а семья героя погибшего на фронте. Шукшин приучается к чтенью, однако мать керосину для чтения ему не дает, а дает председатель колхоза, проживающий во второй половине дома. Он же впоследствии помогает справить Василию паспорт на фамилию отца. После семилетки Шукшин поступает в Бийский автомобильный техникум, где недоучивается и немного поработав в колхозе получив паспорт, каковых, как всем известно, крестьянам не полагалось, уезжает из родного села.

На обучении Шукшина в техникуме Варламов делает акцент на одном эпизоде. В реке возле Бийска затонула баржа с сыром и учащиеся техникума ныряли в ледяную воду за этим самым сыром, время было голодное — война. И вот что то такое привиделось в этом эпизоде Варламову, что он делает одним из поворотных сюжетов в своем докладе, да наверное и в книге. Дескать вода холодная, а баржа — глубоко. Сыр же ели только те, кто донырнули, ребята видимо были не шибко дружные Шукшин же в своем рассказе позднее так и напишет — «недонырнул». Отсюда, писатель Варламов сопоставив мемуары очевидцев делает глубокомысленный вывод, что уже с младых лет Шукшин не верит не боится и не просит рассчитывает исключительно на свои силы и интенсивно работает локтями.

varl

Алексей Варламов

Уезжает Шукшин из колхоза не куда нибудь, а в Москву, однако ввиду отсутствия прописки он вынужден работать на производствах, где предоставляют временную. Это, а так же вращение среди полукриминального и криминального элемента дает ему некоторый жизненный опыт, пригодившийся Василию Шукшину впоследствии. В 1949-м Василия призывают в ряды Военно-Морского флота, где он и служит и уже тогда в письмах проявляет некоторые литературные таланты. Однако в 1953 году его комиссуют по здоровью — открылась язва, и он приезжает в родное село Сростки, где экстерном оканчивает среднюю школу. При этом внешне копирует товарища Сталина — носит солдатскую одежду и сапоги, читает классиков маркизма. Соглашается стать директором в школе сельской молодежи, где позволяет себе выпивать с учениками после занятий.

В 1954-м году уезжает в Москву, поступать во ВГИК, где ему и пригождается его опыт и литературные дарования на фоне остальных поступающих он явно более фактурен. Попадает он в мастерскую Ромма, что Варламов отмечает как «подарок судьбы». В 1955 году становится членом КПСС и ХХ-й съезд по словам Варламова становится для него ударом, от которого он «полгода не может оправиться», обсуждает с сыном Бухарина (Юрием Лариным) и в итоге, по словам Варламова, затаивает злобу против не то Советской власти, не то госаппарата.

По совету Ромма Шукшин рассылает свои рассказы в редакции различных журналов и в итоге начинает печататься в журнале «Октябрь» у Всеволода Кочетова, известного позднее своим просталинистским романом «Что же ты хочешь?». Однако приставать к какому либо литературному лагерю Шукшин не спешит и переходит в «Новый мир» к Твардовскому. При этом, по словам Варламова, Шукшин ведет свою подрывную работу не лобово как Солженицин, а используя механизмы государства, исподволь «прорываясь в будущую Россию».

Главным делом Шукшина становится фильм про Степана Разина «Я пришел дать вам волю», которым, по словам Варламова, Шукшин замыслил выстрелить в ненавистное ему настоящее, сняв, опять таки по словам Варламова, практически «бунт зеков на Чукотке». С этим сценарием он начинает осаждать чиновников от кино и почти уже склоняет их своим авторитетом «народного вождя» после «Калины красной» к съемкам фильма, когда они «метафизически убивают Шукшина», не дав ему осуществить задуманное.

А в Сростках, на берегу Катуни начинают собираться почитатели актерского писательского и режиссерского таланта Василия Шукшина, бывалоча числом доходя то полутысячи, особенно после перестройки.

Вот такие вот лекции происходят у нас в ДК Ясной поляны.

Блог Дмитрия Кураева

10307500cookie-checkФаршированный танатосом Шукшин
 

Комментарии

  1. Аватарнаблюдатель

    Там вообще очень странные лекторы преобладают. Но Чубайс бы одобрил.

Добавить комментарий