Посвящается И.М.
Уж не помню, сколько лет мне было, 14 наверно или меньше, когда моя покойная мать купила нам билеты на творческий вечер Микаэла Таривердиева в Туле. Я тогда учился в музыкальной школе по классу ф-но. Таривердиева просто обожал — красивая музыка с ясными гармониями — подбирать было очень легко. Прям на ходу, как импровиз. Немногим раньше на телеэкраны вышел фильм: «Адам женится на Еве» и, почти одновременно, аудиотрек к фильму на пластинке. Конечно, я тут же выучил его наизусть — сонеты Шекспира в авторском исполнении маэстро!
Фильм мне не понравился, точнее — я его не понял. Но музыка Таривердиева в сочетании со стихами Шекспира — это было нечто новое! Многие музыканты и музыковеды придерживаются мнения, что Таривердиев попросту своровал итальянские музыкальные каноны XIII века, и построил на них свою музыку. Отчасти это вызвано тем, что якобы Франсис Лей хотел засудить Микаэла Леонидовича за плагиат (мелодия «Песни о далекой Родине». Ходили слухи, что Таривердиев долго выплачивал Лею гигантскую сумму — 100 тысяч долларов США. Но это были сплетни и козни видимо завистников, стоившие Микаэлу Леонидовичу первого инфаркта. Позже Лей заявлял, что никаких претензий к Таривердиеву не имеет. Вот ссылка. Прочтите.
Но, вернемся к концерту, сонетам а, главное, к личности Микаэла Леонидовича. Таривердиев был новатором-экспериментатором, пытавшимся (часто весьма успешно) соединить классику с современным искусством. Жаль, что моего друга-искусствоведа нет на этом свете. Она бы сформулировала точней. Но, кажется, я слишком далеко ушел от темы…
Зал был полон. Сначала, как положено, конферансье объявила начало, потом не помню, потом некий очередной, не удачный на мой взгляд, пример «современной оперы» — моноспктакль на музыку Таривердива «Современная женщина». Антракт. Вопросы, ответы с изрядной долей снобизма:
— Что вы думаете о театре музыки Аллы пугачевой?
— На Бродвее я видел лучше!
И, конечно, сонеты. Я просто замирал: Микаэл Борисович пел сам. Был слышен скрип ужасного рояля Тульской филармонии (потом сам сидел за ним не раз — более ужасного инструмента в Туле не было). Но все звучало. Я вышел очарованный…
Кир Елистратов
Оригинал записи