Специальный корреспондент «Комсомолки» Николай Варсегов отправился в Тульскую область, чтобы изучить настоящую причину газового мятежа в местном цыганском таборе
Приятно поговорить с людьми, не читающими газет и книжек. Их разум чист, как первый осенний снег
Фото: Николай Варсегов
В тульское Плеханово, где на днях отключили цыган от газа (и дабы их успокоить после этого пришлось вызывать ОМОН), теперь привезли дрова. Вывалили – бери, кто хочет! Добро бесплатное! Дети и женщины грузят сырые березовые чурбаны на санки или же тащат волоком. Мужчины в сторонке курят.
— Я из газеты, — говорю женщинам, — хочу тут сфотографировать…
— Мы газет не читаем, убери свой аппарат! – грубо отвечает одна.
— Вот что прислала нам эта власть! – пинает полено сердитый мальчик годов восьми.
Тут подходят хмурые мужики.
— А как, — говорю, — такими сырыми дровами топить возможно?
Мужчины удивлены столь правильными суждениями.
— Таежник, что ли? – спрашивают, разглядывая мою бороду.
— В какой-то степени -да, — отвечаю я. Сознаюсь, что у меня тоже газовая проблема. Рядом с моей деревней в таежной Вятке также проходит газовая труба. Но чтобы газ провести в деревню, требуют по 55 тысяч с дома. А где их взять, особо одиноким пенсионерам?
Цыгане возмущаются не на шутку. Во всех нормальных странах, говорят они, где добывают и газ, и нефть, там и бензин и газ для своего народа – бесплатно, или почти бесплатно. И только в России дерут три шкуры! Сами обогащаются, а народ страдает. Оно справедливо?!
У меня, признаться, нет ясных мнений на этот счет, но я поддерживаю компанию:
— Несправедливо!
— Так кто у кого ворует, мы у них или они у нас?!
— Выходит, они у нас, — соглашаюсь я.
— Ты умный мужик! — говорят цыгане.
ЧТОБ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ГАЗ, ПРИДЕТСЯ УБИТЬ ПРОЦЕНТЩИЦУ
Приятно поговорить с людьми, не читающими газет и книжек. Их разум чист, как первый осенний снег. Не закопчен устоями, навязанными с трибун. У них правда жизни не с телевизора, а из глубин сердец.
— У тебя, Николай, какая зарплата? – спрашивают.
В тульское Плеханово, где на днях отключили цыган от газа (и дабы их успокоить после этого пришлось вызывать ОМОН), теперь привезли дрова. Вывалили – бери, кто хочет! Добро бесплатное!
Фото: Николай Варсегов
— Маленькая.
— Вот ты теперь и думай. Чтобы заплатить государству 55 тысяч за газ, тебе придется обворовать двух-трех пенсионеров. Так лучше сразу уж подкопать к трубе.
Они посылают малого за спецом Борисом (некоторые имена изменены). Борис пришел и растолковал мне, как правильно и бесплатно газ провести в деревню.
— Самое главное — не вздумай сверлить трубу электродрелью! — просвещает Борис. — Только вручную коловоротом. И не кури при этом, иначе взлетишь на воздух!
Далее я записал подробно, как «присобачить штуцер, впендюрить шланг» и прочие технические тонкости. Поблагодарил Бориса. Как только земля оттает, начну деревню газифицировать.
Борис человек русский. Когда-то был мастером на все руки, висел на Доске почёта. Но трудовая слава вылилась в пагубную привычку, а пагубная привычка выкинула его за борт общественного признания и прибила к табору.
— В прошлые годы тут было немало таких как я, — рассказывает Борис. – Цыгане хорошие организаторы, всем давали работу. Мы реставрировали задвижки, ремонтировали подъемники. А теперь вот работы нету. Поеду к себе на родину.
ЕСЛИ БЫ РОССИЯ ЖИЛА ПО ЦЫГАНСКИМ ЗАКОНАМ…
— А в России что, никто не ворует? — растолковывают цыгане. — Но почему-то всё списывают на нас. Да, мы тоже воруем малость, потому что живем по российским правилам. А если бы Россия жила по цыганским законам, то это была бы самая честная в мире страна!
Мне нечего возразить цыганам. Мне даже стыдно за «Оборонсервис», за сахалинского губернатора с его золотой ручкой за 36 миллионов, за…, ну там огромный список, что сайт зависнет.
Цыгане возмущаются не на шутку. Во всех нормальных странах, говорят они, где добывают и газ, и нефть, там и бензин и газ для своего народа – бесплатно, или почти бесплатно
Фото: Николай Варсегов
Цыганский порядок строг. Без ведома барона общаться с прессой нельзя. А барона в поселке нет. Поэтому люди не называют своих имен, не фотографируются.
— И все ж таки, — говорю, — зажиточно вы живете. Вон сколько больших домов.
— Эти дома построили при Горбачеве, когда открылись кооперативы. Мы занимались металлоизделием: ворота кованые, заборы железные. Ремонтировали технику. Не стало кооперативов, не стало работы. Сейчас только летом в совхозе на капусте работаем или какая шабашка где подвернется. Мы хотели бы по металлу опять работать. Вот ты напиши, пусть приедут предприниматели, мы им что хочешь сделаем.
— Напишу, конечно.
— Сейчас, — говорят цыгане, — власти хотят провести нам газ официально. Но якобы тоже придется за это большие деньги платить. А где нашим цыганам взять деньги, если мы наркотиками не промышляем?
Про наркотики, похоже, говорят правду. Как сообщили мне в Тульском Наркоконтроле, из всех областных цыган, что проходят по наркоте, нету ни одного плехановского. То же сказали мне и сотрудники местной полиции.
— А может на предприятия вам пойти работать?
— На предприятия нам нельзя. Если в бригаде из десяти человек один цыган, и вдруг там гвоздь пропадет какой, кого обвинят? Обвинят цыгана.
Признаться, и я тут крепко задумался: и правда, если официальной работы нет, откуда цыганам взять столько денег, чтобы платить за газ? Пойти торговать наркотиком?
Цыганский порядок строг. Без ведома барона общаться с прессой нельзя. А барона в поселке нет. Поэтому люди не называют своих имен, не фотографируются
Фото: Николай Варсегов
«ЖИВУТ НА ДЕТСКИЕ ПОСОБИЯ, СОБИРАЮТ МЕТАЛЛОЛОМ»
— На чем сегодня зарабатывают плехановские цыгане? – спросил я главу администрации Зареченского района Максима Щербакова, который курирует и нашумевший поселок Плеханово.
— Собирают металлолом и получают детские пособия.
— Будут цыганам газ подводить законно?
— Мы планируем к началу следующего года завершить по газу проект. Там все очень сложно. В цыганском анклаве по переписи 2 400 человек, но, возможно, и больше. 338 домов. Из них только около семидесяти имеют законную документацию. Остальные построены самовольно. И лишь домов пять имеют договор на электричество. Остальные пользуются бесплатно. Электрики провода срезают, но цыгане снова подсоединяются. А за газ вообще там никто не платит, как и за воду.
— Цыгане вчера мне сказывали, что газ у них проведен еще с 60-х годов. И пока советская власть не кончилась, они и за газ, и за электричество, и за все платили. Но когда страна рухнула и началось повальное воровство, цыгане не по своей воле тоже были вынуждены включиться в этот процесс.
— Так в Плеханово еще живут и русские. Они почему-то не включились в процесс, а продолжают за всё платить.
— Незаконные цыганские дома будут сносить?
— Чтобы газ провести, нужна земля, а там все впритык застроено. Поэтому надо сносить несколько десятков домов. Сами цыгане согласились на это. По другим незаконным домам сейчас работает комиссия. Скорей всего для них будет дачная амнистия и специалисты помогут их документально оформить. Но это потребует от хозяев каких-то денег.
— Подключать газ им тоже будут за деньги?
— Да, это обойдется более 100 тысяч рублей с дома.
— Ого!
— Они такие же граждане России, потому и должны платить как все.
— Но мы же с вами прекрасно понимаем, что за деньги газ подключат далеко не многие. Остальные будут опять врезаться в трубу. Это опять аварии и ОМОН. Так может быть государству дешевле обойдется провести им газ бесплатно?
— Население этого не поймет. Придет бабушка, спросит: почему мне за деньги, а цыганам бесплатно? И как вы это себе представляете: освободить людей от уплаты только на том основании, что они цыгане? Нет такого закона.
В цыганском анклаве по переписи 2 400 человек, но, возможно, и больше. 338 домов
Фото: Николай Варсегов
ГАЗ НЫНЧЕ ДОРОГ ВОТ ПОЧЕМУ
— Почему в России, добывающей газ, так дорого стоит для своего народа подвести этот газ домой? – спросил я управляющего филиалом АО «Газпромгазораспределение Тула» Николая Боголюбова.
— Мы не торгуем газом, — отвечал Николай Евгеньевич. — Мы зарабатываем только на доставке. Чтобы от точки до дома провести метров 10, это стоит 25-26 тысяч рублей. Еще надо сделать проект. Это 3-4 тысячи. А если до абонента 100 и более метров? Вот и считайте. Приезжают три человека. Им надо дать зарплату. Отчисления от зарплаты, бензин, аттестации, обучения, и т.д. У нас прибыль всего от 5 до 7 процентов.
— А после, когда абонент пожизненно платит за газ, эти деньги идут мимо вас поставщикам в Газпром?
— Да, там какой-то мизер идет нам за доставку. Потому зарплаты наших специалистов около 20 тысяч рублей. А им надо семьи кормить.
— Так было б, наверно, правильно вас, доставщиков, влить в единое газовое хозяйство, дабы ваша прибыль не зависела только от подключений. Тогда бы и вы, и весь Газпром в целом заработали гораздо больше. Подключайте людей тысяч за 10. Тогда их количество возрастет в разы, как и плата от них вам за потребление.
— Ну это не мне решать такие дела. Это вопрос Госдумы и других органов.
— Еще непонятно мне, как можно воровать газ в огромных количествах, как то случилось в поселке Плеханово, а газовики вроде как это не замечали? Ведь есть же счетчики там какие-то?
— Там нет персональных узлов учета. В Плеханово старая система, советская. В те времена считали, что в нашем обществе люди не могут воровать газ. Есть понятие общий баланс. Тула в год потребляет миллиарды кубометров газа. Поэтому небольшой незаконный забор где-то выявить сложно. Он просто не превышает допустимые утечки.
— Выходит, в России так запросто можно тырить газ?
— Теперь уже стали все больше ставить узлы учета у населенных пунктов. К тому же наши обходчики контролируют магистрали.
— А как в Плеханово вы раскрыли кражу?
— Там история началась 15 марта. Пришла заявка от одного хозяина о непоступлении газа в дом. Наши приехали и увидели, что этот хозяин еще от дома провел незаконно газ к своему магазинчику. Так и попала вода в систему.
— Этот хозяин цыган?
— Понятия не имею. Его дом не в цыганском анклаве, а на другой улице.
— Что грозит этому жулику?
— Не знаю, это вопрос органов. Ну а дальше — больше, нашли еще кучу врезок.
КАК БОРОТЬСЯ С ВОРАМИ ГАЗА?
— Недавно обозреватель «КП» Евгений Черных писал, что по нашему СеверномуКавказу просто какие-то чудовищные масштабы воровства газа. Там тоже все списывают на утечки?
— Про Кавказ сказать не могу, а в Туле, как и в большинстве регионов России, 97 процентов населения платят честно.
— Есть какие-то технические возможности бороться с ворами газа?
— Пока что никто ничего против газовых воров не изобрел. И знаете, наша первостепенная задача это не воры, а обеспечить безаварийность, поскольку речь идет о жизни людей. У меня был случай: приехали в один дом, семья три человека сидят за столом за чаепитием, только неживые. Там сломалась вентиляция, а колонка работала. Они не почувствовали даже запаха. Вот, и такое бывает. Поэтому я бы призвал людей серьезнее относиться к газовой системе. Вызывать специалистов, когда есть какое-то подозрение.
— В шахтах, известно, есть газовые датчики. Возможны в нашем быту такие?
— Да, есть такие бытовые датчики, их можно приобрести в торговле от 2 до 5 тысяч рублей.
— Так с учетом у нас частых взрывов в жилых домах, наверное, было бы правильно обязать всех установить такие приборы во всех квартирах? Может сразу их вывести и на пульт диспетчера? Ну вот как ту квартирную сигнализацию от воров?
— Теоретически все возможно, но это потребует опять же огромных денег. Согласится ли население дополнительно заплатить?
— Может быть государству было бы дешевле это вот оплатить, чем выплачивать компенсации за погибших от взрывов газа и восстанавливать разрушенные дома?
— Я ж сказал, что за государство я ничего решать не могу. У меня вот бывают случаи, звонит абонент и сообщает, что у него рядом нехорошая квартира. Он боится, что там может газ взорваться. Мы подымаем документы, а в нехорошей квартире все нормально и с оплатой, и с обслуживанием. Тут мы не можем к ним ничего применить. Отключить не имеем права. Разве только поговорить о безопасности.
ДУМА О БУДУЛАЯХ
Но вернемся к нашим плехановцам. Цыгане все же народ особый, они далеко не немцы и даже, я бы сказал, не русские, чтобы работать на производстве, висеть на Доске почета. Может они и умнее всех, но Природа лишила их счастья радоваться веселому пенью гудка. «На работу жаркую на дела хорошие вышел в степь донецкую…» — это явно не про цыгана.
К плехановским цыганам это тоже относится. Но с маленькой поправкой. Цыгане делятся на этнические «разновидности», равно как россияне, (русские, финно-угры, татары…). У цыган, согласно цыгановедам: крымы, влахи, сэрвы, ловари, и т.д.
Плехановские цыгане называют себя котлярами, ведущими родовую откузнецов. Это высшая этническая иерархия, для которой погано промышлять наркотой и тому подобным. Нецыганское население в Плеханово, хотя и цыган не любит за воровство, за антисанитарию, однако про цыганскую наркоманию не говорит.
Первые цыганские семьи обустроились компактно в Плеханово в начале 60-х годов, исполняя указ правительства о запрещении кочевой жизни. Однако же по сей день называют свое поселение табором. Были вынуждены работать в колхозе. Поначалу жили в палатках на выделенном поле. Скоро стали строить лачуги, а потом и дома добротные.
После развала СССР на фоне общего бардака их анклав вышел из-под контроля властей. Потянулись сюда и другие цыгане — котляры. Начали где попало и без всяких согласований строиться новые дома. За воду, газ, электричество все перестали платить. Парни массово уклоняются от службы в армии. В областном тульском военкомате мне рассказали «не для печати»: цыганский юноша добровольно идет служить только в том редком случае, когда его собираются женить супротив его воли. В других случаях эти юноши заявляют, что они неграмотные, и никакой психиатр не докажет обратное. А которые парни грамотные, то к призывному возрасту уж имеют пару детей, и это их освобождает от службы.
Плехановский табор самый крупный в России. Вчерашние кочевники уже прижились оседло и никуда съезжать отсюда не собираются. Как жить они будут дальше, представить сложно. Если все ж таки власть обяжет их всех платить: за газ, электричество, за воду и за аренду, во что это выльется? Работы в таборе ныне реально нет. А мелким и честным промыслом на всё на это не заработаешь. Наверное им придется забыть, что они элита, и заняться наркоторговлей? А может быть власть сумеет им предложить какую-то денежную работу? Но я не цыган, не могу гадать. Хотел бы через полгода опять побывать в Плеханово и поглядеть что там дальше будет.
Николай Варсегов, «Комсомольская правда»
Никто не знает что с этим борделем делать
Но ведь от пособий и материнского капитала цыгане не отказываются, получают и пользуются. Выходит,что когда выгодно -они с законом дружат и льготы от государства принимают. А вот когда от них требуют оплачивать воду, э/энергию и газ — то вспоминают о справедливости и о том,что «всё вокруг народное». Их желания и даже претензии понятны. Но поскольку от других своих граждан государство требует оплаты потребляемых природных ресурсов,установило тарифы,нормативы,постоянно повышает их,то нельзя по национальному признаку менять эти правила. К тому же — не платят одни,за них все равно заставят доплачивать добросовестных и законопослушных граждан.
Шубы продают пускай на подключение к газу хватит. Не работают но все бабы в норке