Как гибнут исторические объекты Ефремова
А где персональная ответственность?
Лица, занимающие различные должности в российской власти, при каждом подходящем случае не устают твердить о том, как важно беречь и охранять историческую память, национальную культуру, традиции предшествующих поколений. Однако, когда разрушают ту самую историческую память нашего народа, когда требуется предпринять конкретные действия, чтобы это остановить и наказать виновных, государственная машина порой начинает буксовать. А ведь народ, лишённый исторической памяти, можно завоевать, грубо говоря, голыми руками.
Именно этими соображениями руководствовались законодатели, когда принимали законы о защите и обеспечении сохранности объектов исторического наследия и культуры. Но как ни печально это лишний раз произносить, в нашей стране по-прежнему действует правило, по которому жёсткость и суровость законов компенсируется необязательностью их применения.
Винные склады
Ещё в начале нынешнего года «Панорама Красивомечья» рассказывала о том, как разрушается бывшее здание казённых винных складов на улице Тургенева, которое до революции было самым большим и высоким архитектурным сооружением в Ефремове, а сейчас являющееся объектом культурного наследия регионального значения. В конце XX века там располагалась воинская часть. После того, как это недвижимое имущество от военных перешло к новому собственнику, здесь постепенно воцаряется разруха. Так, кровля после микросмерча 22 мая 2013 года пострадала значительно, но до сих пор не отремонтирована. Такой пример безответственного отношения к требованиям законодательства об охране объектов культурно-исторического наследия в Ефремове, к сожалению, не единственный. Однако есть и другие факты, когда ремонтные работы как раз проводятся, но так, что это впору называть вандализмом. Архитектурный облик здания, который закон требует сохранять, в ходе подобных работ подвергается чудовищному видоизменению.
Особняк изуродовали
На улице Карла Маркса, 46 находится старинный особняк, в котором сейчас размещается служба судебных приставов. А в годы гражданской войны здесь заседал уездный комитет Российской коммунистической партии большевиков, о чём свидетельствует мемориальная доска, к сожалению, разбитая….
Собственником здания с правом оперативного управления с 6 сентября 2006 года является федеральное государственное бюджетное учреждение «Тульская межобластная ветеринарная лаборатория». (ФГБУ «Тульская МВЛ»). Оно дважды ремонтировало крышу и фасад здания: в 2013 году потратило на эти цели 4,5 млн рублей, а в 2014-м — уже более 10 млн рублей.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведённой на основании приказа министра культуры и туризма Тульской области Татьяны Рыбкиной, 6 июня 2014 года были выявлены нарушения федерального закона «Об объектах культурного наследия», допущенные собственником здания. В выданном ему предписании эти нарушения необходимо было устранить до 1 ноября 2015 года.
12 августа 2014 года в ходе судебного разбирательства ФГБУ «Тульская МВЛ» признали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ («Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны»). Было назначено наказание в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей. В ходе рассмотрения дела суд установил, что ремонтные работы фасада и кровли производились силами ремонтно-строительной организации, которая не имела лицензии на производство реставрационных работ на объектах культурного наследия.
Представитель ответчика О. Н. Викторов на суде вину не признал и пытался доказывать, что здание не является объектом культурного наследия. Однако суд с его аргументами не согласился и установил, что это здание состоит на государственной охране согласно решению Тулоблисполкома от 9 апреля 1969 года. Также имеются паспорт и учётная карточка от 30 мая 1986 года. Они подтверждают, что это здание является памятником истории и культуры. А тот факт, что права собственности на этот объект, указанные в охранном обязательстве, не были зарегистрированы надлежащим образом, как сказано в постановлении суда, «является нарушением требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия», и не может быть основанием для того, чтобы не считать здание объектом культурного наследия.
В результате ремонтных работ объекту культурного наследия нанесён значительный ущерб в части искажения объёмно-пространственной структуры здания и его исторического вида: полностью демонтирована конструкция крыши, элементы внешней отделки, надстроен мансардный этаж, что привело к повреждению памятника культуры и изменению его первоначального внешнего облика.
Материалами по этому делу занимались в межмуниципальном отделе МВД России «Ефремовский». Однако в возбуждении уголовного дела в полиции было отказано. Основанием послужило то, что это здание не было включено в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, утверждённого Указом президента № 176 от 20 февраля 1995 года. Выходит, если объект культурного наследия имеет областной статус, то виновных в разрушении его исторического облика можно не наказывать?
К настоящему времени единственным наказанием за всё, что сделали с этим зданием, стал лишь административный штраф в 200 тысяч рублей с юридического лица, решение о котором принял ефремовский суд.
Но поскольку ФГБУ «Тульская МВЛ» — организация бюджетная, то штраф этот можно рассматривать всего лишь как перекладывание денег из одного государственного кармана в другой, а конкретные физические лица, ответственные за всё то, что произошло, к настоящему времени никакой ответственности не понесли.
Памятник культуры не восстановлен в соответствии с предписанием, выданным в ходе министерской проверки летом прошлого года.
Была усадьба
Увы, это не единственный пример подобной безнаказанности по отношению к тем, кто покушается на объекты культурного наследия в нашем муниципальном образовании. В Пожилине находилась усадьба, в которой в 1838-1844 годах жил и работал учёный-географ и писатель А. И. Лёвшин. Это здание было сдано в пользование физическому лицу и в настоящее время принадлежит ему на правах собственности. Госорганом по охране памятников истории и культуры с ним было согласовано охранное обязательство № 466 от 20 марта 2006 года. Оно предусматривало выполнение ряда требований, в том числе связанных с ремонтно-восстановительными работами специально аккредитованными организациями с разрешения госоргана. Однако этот памятник культуры был фактически разрушен и на его месте возведена, по сути, совсем другая постройка (очевидно, более выгодная в коммерческом плане). В настоящее время она выставлена на продажу по цене 135 млн рублей. При этом министерством культуры и туризма Тульской области разрешения на производство работ по сохранению (реставрации) этого здания не выдавалось, собственником не изготавливался паспорт объекта. В соответствии с действующим законодательством, если продажа здания состоится, то новый собственник не будет нести никакой ответственности за то, что оно утратило свой первоначальный исторический облик…
Сергей Баранов, историк
«Панорама Красивомечья»
Приставы от «не приставай».
Время т.н. прагматиков на дворе. Если дешевле снести, снесут. На историчность и прочее — пофиг, если это в бабло не конвертируется.
Вы к сожалению правы на 200%
Слово то какой, «собственник». Не хозяин, нет, именно владелец собственности. Отсюда и отношение.
А куда идут деньги с Каргилла? Всё в Америку утекает?
Если бы в тех томах всякие ЛГБТ жили, тогда Каргил конечно же подсобил
О доме в Пожилине. В годы ВОВ в нем был штаб партизанского движения Брянского фронта, Ворошилов испытывал новую снайперскую винтовку, повесив мишень на дверь, там была по его просьбе написана песня «Шумел сурово Брянский лес» — ныне официальный гимн Брянской области. А здание на ул. К. Маркса принадлежало Шориным (В.С. Шорина — внучатая племянница И.С. Тургенева). Ведь все это надо учитывать.