Главная задача – поразить цель с первого выстрела. Фото автора
«Винторез», СПС, СР1. Уникальные образцы стрелкового оружия, заслужившие признание во всем мире и еще раз доказавшие высокий уровень отечественной конструкторской школы. Но не только это объединяет их. Эти и еще более десятка других образцов оружия и специальных технических средств, принятых на вооружение различных силовых структур, созданы под руководством Петра Ивановича Сердюкова – одаренного конструктора, отметившего недавно свое 70-летие.
УЧИЛСЯ МАСТЕРСТВУ У ВЕЛИКИХ
По окончании Тульского политехнического института в 1969 году Петр Иванович получил распределение в Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ). В должности инженера-конструктора он был определен в помощники Сергею Гавриловичу Симонову. Знаменитый конструктор в то время создавал самозарядную снайперскую винтовку.
В 1970 году молодой конструктор был включен уже в группу по созданию подводного пистолета, руководимую В.В. Симоновым, племянником С.Г. Симонова. В это время в ЦНИИТОЧМАШ по заказу ВМФ СССР в ходе работы «Моруж» создавался специальный подводный пистолетный комплекс. Работа велась в двух направлениях – создание боеприпасов и оружия с реактивным и активным способом метания. Под патроны с реактивной пулей конструктором Д.И. Ширяевым был создан опытный пистолет. В силу ряда причин от оружия с реактивной пулей решили все же отказаться, но опытный пистолет стал основой для подводного пистолета АО-45 (ведущий конструктор В.В. Симонов), разработкой узла запирания рамки и ударно-спускового механизма которого и занимался П.И. Сердюков.
В 1971 году специальный подводный пистолет СПП-1 с 4,5-мм патроном СПС был принят на вооружение ВМФ СССР. Пистолет обеспечил, в зависимости от глубины погружения, поражение живых целей под водой на дальности до 17 м и до 20 м – при стрельбе на воздухе.
Вслед за пистолетом по решению заказчика в ЦНИИТОЧМАШ началось создание автоматического подводного оружия. В рамках работы «Моруж-3» ведущим конструктором В.В. Симоновым был разработан экспериментальный автомат для подводной стрельбы АГ-022.
Пуля подводного патрона для обеспечения стрельбы в воде имеет большое относительное удлинение. Длинный патрон чрезвычайно усложнял его подачу из магазина в патронник при автоматической стрельбе. Именно на создание особой конструкции магазина и отработку системы питания автомата в целом и была направлена работа П.И. Сердюкова. В 1975 году 5,66-мм специальный подводный автомат АПС и патрон МПС были приняты на вооружение.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Одной из первых самостоятельных разработок Петра Ивановича, начавшейся с середины 1970-х, стал 7,94-мм специальный пистолет для вбивания дюбелей РГ019, создававшийся в составе пиродинамического комплекса «Выстрел» для бесшумного крепления минно-взрывных устройств к различным конструкциям под водой и на воздухе.
Разработку специального патрона ПС-1 проводили В.И. Абрамов и В.И. Зубачев. Весь комплекс получил наименование РГ027 и был принят на вооружение в 1981 году. Главное достоинство и новизна комплекса заключалась в том, что он обеспечил надежное крепление специального груза не только к стальному днищу корабля, но и к бетонным, каменным и деревянным сооружениям.
В середине 1970-х годов под руководством П.И. Сердюкова создавался также и пирожидкостный комплекс для временной нейтрализации живых целей «Фиалка», который был заказан КГБ для обеспечения правопорядка при проведении Олимпийских игр 1980 года в Москве. Разработкой специального жидкостного пистолета ПСЖ занимался Н.Н. Кузин, а жидкостный патрон ПЖ-13 был разработан Ю.Н. Тарасовым под руководством В.А. Петрова. Комплекс «Фиалка» обеспечил прицельное и бесшумное метание жидкостей с раздражающими веществами на дальности до 6 м. В 1979 году пистолет ПСЖ в комплексе с патроном ПЖ-13 был принят на вооружение спецподразделений КГБ СССР.
Одновременно с пирожидкостным пистолетом для спецподразделений КГБ разрабатывался пиротехнический резак «Возгонка». Его назначение – бесшумное перебивание металлических прутков диаметром до 20 мм. Выполнение такой задачи требуется при подготовке штурмовых операций, для проникновения на охраняемую территорию или в защищенную акваторию и для других специфических задач, решаемых специальными подразделениями.
Работы по созданию принципиально нового пиротехнического комплекса также проводились под руководством П.И. Сердюкова. Ведущим конструктором пиротехнического резака РГ022 был назначен В.Н. Левченко, а специального холостого патрона РГ015 – Ю.З. Фролов. В 1979 году РГ022 был принят на снабжение специальных подразделений КГБ СССР.
Позже, с использованием заложенных в «Возгонку» конструктивных идей и при участии П.И. Сердюкова, но уже другими конструкторами был создан малогабаритный резак РГ038, обеспечивавший бесшумное перебивание металлических прутков диаметром до 8 мм. В 1983 году резак малогабаритный РГ038 с холостым патроном РГ039 был принят на снабжение подразделений КГБ СССР.
«ВИНТОРЕЗ» И «ВАЛ»
Одной из наиболее значимых и известных разработок Петра Ивановича стал созданный в середине 1980-х специальный бесшумный снайперский комплекс «Винторез».
Следует отметить, что в 1980-х по заказу КГБ СССР в ЦНИИТОЧМАШ, после проведения комплекса НИР началось создание системы специального бесшумного оружия. Первым образцом спецоружия из этой системы стал пистолет ПСС (1984 год), а вторым – бесшумная снайперская винтовка «Винторез», разработкой которой и занялся П.И. Сердюков.
Создание снайперского комплекса оказалось весьма непростым делом. Крайне жесткие требования по массе и габаритам оружия, обеспечение необходимого поражающего действия, точности и бесшумности стрельбы требовали неординарных конструктивных решений. В ходе работы было создано несколько вариантов оружия под различные патроны.
Так, один из вариантов 7,62-мм винтовки под индексом РГ036 под патрон РГ037 при общей длине 815 мм и массе всего 1,8 кг обеспечивал на дальности 400 м пробитие стального листа толщиной 1,6 мм и 25-мм сосновой доски. При этом комбинированный глушитель снижал уровень звука выстрела до величины, аналогичной пистолету ПБ.
Однако, исходя из задач унификации винтовки «Винторез» и автомата «Вал», требования к которому были согласованы к концу 1985 года, все работы по созданию перспективного оружия были продолжены под новые 9-мм специальные патроны.
К середине 1980-х годов для «Винтореза» Н.В. Забелиным и Л.С. Дворяниновой был создан новый 9-мм специальный снайперский патрон СП5 (9х39). Пуля этого патрона, при начальной скорости чуть менее 300 м/с, имеет массу 16,2 г, что достаточно для надежного поражения живой силы в легких средствах индивидуальной бронезащиты (СИБ).
Под новые патроны была создана и специальная снайперская винтовка ВСС. Снайперский комплекс был принят на вооружение спецподразделений КГБ СССР в 1988 году. Позже винтовка поступила на вооружение в МО и в МВД СССР. Конструктивные идеи, заложенные в это оружие, позволили создать лучший в мире бесшумный снайперский комплекс, который за рубежом не превзойден и сегодня.
Затем П.И. Сердюков, также в качестве ведущего конструктора, в ходе работы «Вал» приступил к созданию специального автомата АС. Для автомата конструктором Ю.З. Фроловым и технологом Е.С. Корниловой был разработан специальный патрон СП6, с более высоким, чем у СП5, пробивным действием.
Автомат АС был максимально унифицирован с винтовкой ВСС. В 1989 году его приняли на вооружение спецподразделений КГБ СССР, а позже и других силовых ведомств. Впоследствии на его основе, но уже другими конструкторами создан малогабаритный автомат СР3.
Петр Иванович Сердюков. Фото предоставлено автором
НОВЫЙ ПИСТОЛЕТ
Следующей после «Винтореза» и весьма успешной разработкой П.И. Сердюкова стало создание нового пистолета, которое пришлось на крайне тяжелые для оборонки 1990-е годы.
Первоначально все работы по созданию нового мощного патрона и пистолета под него велись по заданию МО РФ в ходе работы «Грач». Испытания показали превосходство макетного образца пистолета под новый патрон 9х21. По результатам испытаний заказчик рекомендовал дальнейшую разработку пистолета в институте проводить под вновь разработанный пистолетный патрон с бронебойным сердечником.
Однако впоследствии в силу проблем экономического характера Минобороны приняло решение о разработке нового армейского пистолета под менее мощный патрон 9х19. Тем не менее перспективные наработки по новому пистолету не пропали даром. Им заинтересовались в Министерстве безопасности России.
Дальнейшая разработка пистолетного комплекса под патрон 9х21 мм была продолжена в ходе работы «Вектор», но уже по тактико-техническому заданию нового заказчика. В результате на свет появился комплекс, состоящий из пистолета СР1 (СР – «Специальная разработка») и патрона СП10 (СП – «Специальный патрон»), принятый на вооружение в 1996 году. Этот пистолет также часто неверно называют «Гюрза». Хотя под таким именем он и предлагался иностранному заказчику.
Опыт применения пистолета СР1 выявил необходимость внесения в него ряда конструктивных изменений, направленных на улучшение его служебно-эксплуатационных характеристик. Модернизацией также занимался П.И. Сердюков. В частности, была разработана новая конструкция защелки магазина и клавиши предохранителя, обеспечено удобство использования пистолета в зимних перчатках.
После модернизации пистолета им вновь заинтересовалось Минобороны. В результате доработанный пистолет под наименованием 9-мм самозарядный пистолет Сердюкова был принят на вооружение МО РФ в 2003 году. Так впервые почти за 35-летний период конструкторской деятельности имя Петра Ивановича Сердюкова было использовано в названии созданного им оружия. Но причина этого не только в специфике работы по созданию специального оружия, но еще и в том, что создание современного оружия – это дело целого коллектива конструкторов, технологов, производственников и испытателей.
В 2004 году 9-мм модернизированный пистолет СР1М принят на вооружение спецподразделений ФСБ России, а впоследствии и других силовых структур.
К началу 2010-х под руководством П.И. Сердюкова были созданы еще две модификации пистолета СР1М.
Для расширения возможностей СР1М при проведении специфических боевых операций разработан комплект для крепления вспомогательных средств: съемное приспособление с планками типа «Пикатинни» и надульный глушитель. Планки предназначены для установки лазерного целеуказателя, фонаря, коллиматорного прицела и других вспомогательных средств. В результате в 2012 году на вооружение поступил пистолет СР1МП.
А в 2011 году на вооружение поступил пистолет СР1ПМ, оснащенный комплектом технических средств, обеспечивающих возможность стрельбы патронами с метящей пулей. Пистолет обеспечивает, при использовании патрона СП10, поражение живой силы противника, в том числе защищенной СИБ. Для стрельбы метящими патронами производится замена затворной группы на специальный комплект, в котором ствол с нарезной частью и патронник выполнены раздельно. Использование комплекта технических средств позволяет при стрельбе патронами с метящей пулей проводить тренировочные занятия.
Кроме того, в 2010-х годах под руководством и при непосредственном участии П.И. Сердюкова была проведена модернизация винтовки ВСС и автомата АС. Работа была направлена на повышение их служебно-эксплуатационных характеристик и, в частности, увеличение ресурса и улучшение эргономичности. Также были разработаны новые дневной и ночной прицелы. Модернизация ВСС и АС позволила повысить их боевые возможности и на многие годы обеспечила специальные подразделения различных силовых ведомств прекрасным и эффективным оружием.
Свой юбилей Петр Иванович встретил с богатым творческим багажом – 14 образцов оружия и специальных технических средств, принятых на вооружение, и несколько учеников, которые продолжают трудиться вместе с ним. Труд П.И. Сердюкова отмечен Государственной премией РФ (1993 год), орденом Дружбы (1995 год), Почетной грамотой Российского агентства по обычным вооружениям.
Не многие отечественные конструкторы-оружейники имеют такое наследие.
Об авторе: Виктор Васильевич Кораблин – полковник запаса, кандидат военных наук.
Подленький заголовок
Даже обидно,что московский сердюков такую достойную фамилию опоганил….
А ну как родственник
Даже не однофамилец! ;-)))
Респект и уважуха, только этому Сердюкову, а тому