Корреспонденты «Центра 71» решили проверить, как живется в нашем городе людям с ограниченными возможностями
О программе «Доступная среда» говорят давно и много. Она направлена не только на адаптацию нашей области к потребностям инвалидов, но и на создание позитивного отношения у общества к таким людям. Накануне 3 декабря, Международного дня инвалидов, корреспонденты «Центра 71» решили проверить, действительно ли доступна «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями в нашем городе и отправились по тульским улицам в компании инвалида-колясочника, директора благотворительного общества «Могу» Артема Муницына.
Кладбище пандусов
Артем получил инвалидность в 10-летнем возрасте по роковой случайности. Мальчик упал и получил черепно-мозговую травму в школе, после чего две недели провел в коме. Врачи смогли спасти жизнь ребенка, после чего начался долгий процесс реабилитации. Можно сказать, Артем заново учился жить. Ведь он не мог самостоятельно ни двигаться, ни говорить.
Сила характера помогает молодому человеку и поныне. 28-летний Артем ведет активный образ жизни, путешествует, пишет стихи и даже встретил подругу жизни Веру. А еще туляк, являясь директором благотворительного общества, поддерживает всех, кто также ограничен в возможностях по воле судьбы.
Мы встретились с Артемом у него дома в микрорайоне Левобережный.
— Сегодня погода хорошая для прогулки, — бодро говорит наш новый знакомый, пока его девушка заботливо поправляет на нем шапку. — Вы кладбище пандусов видели уже?
— Там валяются отслужившие свой век? — выдвигаем мы наше предположение.
— Вы очень наивны, — отвечает наш собеседник с печальной улыбкой. — Пандусы должны находиться у каждого подъезда, по идее. Только вот местным жителям это не по вкусу. И вид портят, и место занимают. Поэтому в один прекрасный день их все снесли. Потребовалось потратить много сил и времени, чтобы вернуть на место пандус хотя бы у моего подъезда.
И действительно метрах в ста от дома наблюдаем груду железа, которое когда-то было пандусами. Печально бросив на них взгляд, Артем покачал головой и вдруг улыбнулся:
— Вот хоть коляска моя радует и спасает.
На самом деле, инвалидное кресло у Артема современное. Работает от аккумуляторов, заряда которых хватает на 30 км.
— Государство выдает инвалидам раз в 6 лет обычную коляску, но так долго она, само собой, не служит, — делится Артем. — Мне же повезло: добрые люди подарили такую красоту. Теперь могу себе позволить ежедневные прогулки.
Такси или часы ожидания
Приближаемся к конечной первого автобуса, где нас ожидает сюрприз — сорванное расписание и остановка без крыши.
— Заявлено, что автобусы раз в полчаса ходят, — сообщает молодой человек. – Но, по факту, дай Бог, чтобы раз в час дождаться. Да еще не у каждого есть пандус для инвалидов. А если такой и имеется, то может оказаться, что у водителя нет специального ключа, который позволяет пандус опускать. Бывает, стою на остановке по полтора-два часа. А бывает, что меня прямо до дома водители автобусов подвозят. Хороших людей у нас очень много, все-таки.Из беседы узнаем, что чаще всего Артем и его девушка вынуждены заказывать такси. Так проще куда-то уехать и, главное, попасть на место вовремя. Причем, такси не социальное, а обыкновенное. Первое нужно заказывать недели за две-три до предполагаемой поездки.
В этот раз нам повезло: нужный автобус пришел через полчаса, у водителя оказался заветный ключ и мы, общими усилиями погрузив Артема внутрь, отправляемся в центр Тулы.
Путь к магазину как кругосветное путешествие
Перед остановкой Каминского пытаемся оповестить водителя, что нужно снова опускать пандус. Но кнопка связи в салоне, посредством которой инвалиды сигнализируют о своих намерениях, не работает. По словам Артема, такая ситуация практически во всех автобусах. Приходится нашим корреспондентам бежать к кабине водителя с просьбой выпустить инвалида.— Проблемы часто возникают. Вот, например, за покупками мы все время ездим в крупные торговые центры. Ведь только они доступны для таких, как я, — рассказывает Артем, покидая автобус. — Магазинчики вдоль проспекта Ленина для меня недоступны, как и многие аптеки. Впрочем, даже в торговых центрах надо совершить целое кругосветное путешествие, чтобы добраться до лекарств.
Подтверждение слов Артема не заставило себя ждать. В одном из крупных торговых центров Тулы, куда мы отправились, аптека находится рядом с центральным входом на первом этаже, но для человека с ограниченными возможностями путь к ней оказался полон препятствий. Чтобы попасть внутрь, необходимо сделать круг и объехать здание с другой стороны, где на входе нет ступеней, подняться на лифте сначала на пятый этаж, оттуда спуститься снова на первый.
— Зато здесь туалет есть специальный, — находит положительный момент герой нашего репортажа. — Правда, иногда долго приходится искать ключ от него уборщикам, но это ничего. Главное, что он вообще существует.
Пока мы передвигаемся по торговому центру, наблюдаю за реакцией людей. Кто-то придерживает двери лифта, пока Артем выезжает из него. Кто-то смотрит с состраданием. Но основная часть людей, к сожалению, делает вид, что не замечает Артема.
Таинственные знаки
После торгового центра решаем посетить ближайший продуктовый магазин.— Ура! Ко входу ведет пандус, — обрадовались мы, но оказалось преждевременно. Путь к пандусу преграждал высокий бордюр. Объезжаем магазин вокруг, но не находим ни одной возможности преодолеть бордюр человеку на коляске. Пришлось нашим корреспондентам идти за комментариями к директору магазина.
— Что, ни одного заезда нет? — искренне удивилось должностное лицо. — Знаете, я недавно тут директор, и магазин принимали без меня. Я сделаю все возможные запросы и исправлю эту ситуацию, обещаю.
По пути домой замечаем знак на очередном торговом центре, который указывает, что в этом месте можно заехать в ТЦ инвалидам и мамам с колясками. Однако и тут путь преграждает высокий бордюр, а сам пандус построен практически под прямым углом и съезд по нему небезопасен.
Снова отправляемся за разъяснениями к администрации торгового центра, но тут натыкаемся на стену непонимания.
— У нас проект такой, заехать инвалидам можно только с другой стороны, — утверждает представитель ТЦ.
— Тогда почему именно на этот вход указывает знак? И как инвалид должен узнать, что для него вход доступен с другой стороны здания?
— Я не буду давать комментарии, — отрезал наш визави и поспешил скрыться внутри здания.Как ни странно, но на наше возмущение такой путаницей, Артем отвечает позитивной улыбкой.
— Знаете, Тула в обеспечении «Доступной среды» идет далеко впереди других регионов, — говорит он. – Наш город отстает лишь от Москвы.
В сравнении с тем, что было года 3-4 назад, сейчас в Туле очень хорошие условия для таких, как мы. А всякие мелочи, вроде транспорта, идущего не по расписанию, или некоторых дорог, по которым невозможно проехать на коляске, являются просто небольшими неприятностями. Нужно не зацикливаться на них и смотреть на мир с улыбкой.
По иронии на остановку приезжает тот же водитель, что уже вез нас утром. Мужчина терпеливо достал ключ, спустил пандус и снова помог нам заехать внутрь. Мы удобно устроились у окна и, взглянув на полного позитива и веры в добро Артема, также не смогли не улыбнуться миру.КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Давайте будем добрее!
— 24 января 2007 года была принята Международная конвенция о правах инвалидов, которую одобрила Россия, — говорит председатель тульской региональной организации «Всероссийского общества инвалидов» Алла Новикова. – Позднее наша страна подписала конвенцию и стала проводить работу по ее воплощению в жизнь.
Программа «Доступная среда» развернулась во всех регионах России, в том числе и в Тульской области. По ней уже многое сделано. Закупается низкопольный транспорт, устанавливаются остановочные павильоны для слабо слышащих и слабо видящих, проводится адаптация социальных объектов к потребностям инвалидов, в частности устанавливаются пандусы и создаются другие условия для комфортного передвижения людей с ограниченными возможностями.
Такие же требования предъявляются ко всем организациям, как бюджетным, так и коммерческим. Все новостройки обязаны быть адаптированы к потребностям инвалидов. Сложнее, правда, со вторичным жильем. Его непросто сделать доступным для людей с ограниченными возможностями. Поэтому рассматривается вопрос о создании резервных фондов адаптированного жилья, куда будут переселять инвалидов. Конечно же, по их желанию.
К сожалению, еще остается много трудностей. И часто окружающие люди проявляют нетерпение и непонимание. Ну, я уверена, что со временем мы решим все проблемы, и надеюсь на добрые сердца туляков.
Оригинал материала: Артем Жильцов, «Центр 71»
К чему стыдливое замалчивание названия торгового центра?
ТЦ «Утюг»
Кошмарики. Хорошо, когда задумываться об этом не надо…
Поддерживаю
Ответственных лиц бы заставить пару дней на этих колясках по городу попередвигаться
Чему удивляться, у нас в Туле всё так, главное пропиариться и отчитаться, а там трава не расти.
Отсылка к тому, что в других городах ещё хуже, не сильно канает
К сожалению, Груздев предпочитает показуху, поэтому и в городе, и в области процветает беспредел, власти о доступной среде для инвалидов не задумываются.
Пара примеров с официального правительственного форума:
http://forum.tularegion.ru/index.php/topic/4430-власть-дискредитирует-власть/#entry93351
http://forum.tularegion.ru/index.php/topic/5100-кто-в-администрации-тулы-получает-взятки-за-без/#entry108555
Кстати, и прокурорские палец о палец не ударят, чтобы навести порядок(