Фрагменты интервью бывшего тульского депутата Госдумы и бывшего советника-наставника губернатора Владимира Груздева «Аргументам неделi»
— А Ваша книга про Ельцина все же некая зримая обида на бывшего шефа, ну права ведь?
— Конечно, обида была и обида большая: ведь он меня просто предал, променял на очередной свой срок, Березовского, Чубайса и прочих, кому не только в Кремле не место, их не каждый изолятор согласился бы принять …
— На Ваш взгляд, как стала бы развиваться Россия, если в 1996 году Ельцин не отправил бы в отставку Вас, Барсукова и Сосковца? Был ли у Вас и Ко какой-либо план по оздоровлению экономики, социалке, внешней и внутренней политики?
— Я уверен, что если бы мы усидели в своих креслах до вторых выборов Ельцина, все в целом осталось бы без перемен. Та же команда, тот же Березовский, дочь Таня, уже полюбившая большую власть, тот же с 11 утра уже пьяный Ельцин и т.д. Снова – «Кремлевки», вранье про «крепкое рукопожатие» и постепенный развал страны.
Но тогда Чубайс никак не стал бы главой администрации, т.н. Николай Егоров, занимавший это должность был специалистом экстра-класса, великолепным организатором. Ельцин его ценил. Но выгнал. Вызвал в Барвиху и распрощался. Нашептывание «семейного» круга оказались более веским, чем здравый смысл и интересы государства.
— А Черномырдин Вам виделся на посту Президента?
— Сейчас, по прошествии стольких лет я часто виню себя за то, что «наехал» на ЧВС, когда узнал, что тот собрал миллион подписей россиян в свою пользу. Газпромовские деньги всегда были под его контролем и вместе с ними он без труда заменил бы больного и немощного Ельцина…
Он мне на многое раскрыл глаза, Степаныч. Царство ему небесное …
Вообще, меня в стране сильно демонизировали: кто-то по незнанию, дескать, раз рядом с «телом», то знает и может все, кто-то сознательно, чтобы вбить клин между мною и Ельциным. Фамилии этих людей я упоминал неоднократно, повторяться не хочу.
Многие меня боялись обоснованно. Например, того же Шохина не без участия СБП удалось буквально выгнать с поста первого вице-премьера правительства.
— За что?
— За свою подпись за нефтяные договоры (к газовым сделкам Черномырдин его и близко не допускал – А.К.) он получал 10 млн. долларов. Мы его не просто «прихватили», мы его разоблачили, есть документы, доказательства и т.д. Ну а нынешние власти его снова пустили в тот же «огород». Сейчас в Кремле своя логика. Впрочем, мне вполне понятная.
Помимо Шохина удалось выловить и выгнать целую плеяду чиновников рангом пожиже. Тоже за взятки и «откаты». Ничего оригинального. Никогда у российских чиновников наличие больших денег, даже ворованных, не считались позором.
Уже потом я все-таки понял, что если бы Черномырдин стал Президентом, для страны это было бы гораздо более удачным вариантом. Ведь Ельцин страной не руководил. Рулили все, кому не лень: Чубайс, Юмашев.
— Ну хорошо, почти все тогда были плохие. Кого сегодня в России вы можете считать политической элитой?
— Нынешняя Россия – это, увы, повторение СССР времен Брежнева. Тогда коллегиальные решения принимало Политбюро. Сегодня вокруг Путина тоже ближний непробиваемый круг соратников, которым позволено многое.
Разница в том, что в том Политбюро были умницы, умеющие настоять на своем: Косыгин, Устинов, Громыко … Их решения были не в угоду Брежневу, а на благо страны.
А что творят сейчас, например, наши финансисты? Набиуллина, к примеру? Какой-то английский журнал назвал ее то ли лучшим банкиром, то ли лучшим финансистом года. И я с этим журналом полностью согласен: для Англии Набиуллина, конечно лучший финансист: все английские банки набиты выведенными из России миллиардами. Конечно, лучшая.
Понятие «элита» имеет много оттенков. «Воры в законе», например, тоже элита в своем мире.
— А почему Вы отказались от очередного думского срока? И зарплату новым избранникам сделали в 5 раз выше, чем у известных мировых академиков, и пенсия, соответственно карман бы грела. Надоело? Или не позвали?
— Наоборот! Не только звали, но даже сюда ко мне домой за город приезжали, уговаривали. Это правда. Я отказался. Не захотел более участвовать в этом политическом шабаше, где вся работа депутата сводилась лишь к нажатию кнопки «согласен» при обсуждении какой-нибудь очередной бредовой правительственной инициативы.
А предложения наших профильных министров все как одно почему-то в конечном итоге сводились к одному: как похитрее и побыстрее сделать россиян еще беднее. Противостоять этому цинизму я не мог, участвовать не хотел. Потому и отказался.
— Вопрос сугубо личный: как Вы распорядились гонорарами от своих книг? Как Вы считаете, сегодня можно писателю прожить лишь на литературные заработки?
— Мне повезло: тираж моей первой книги был рекордным: почти два миллиона экземпляров! Гонорар соответствовал тиражу и радовал кошелек.
Но по совету тогдашнего «друга» Барсукова, который настойчиво рекомендовал один «самый надежный» банк (который, возможно, сам и «крышевал»), я положил все заработки именно туда.
Во время дефолта это, по словам Барсукова, «самое надежное денежное хранилище» сдулось первым номером. Вместе со всеми деньгами вкладчиков. И с моими тоже.
Впрочем, я получал гонорары еще до дефолта и успел сделать на них немало: в Туле я построил единственный крытый теннисный корт, он работает до сих пор. Потратил на это сооружение порядка 800 тысяч долларов из гонорара. Помог с приобретением оборудования для нового спорткомплекса Тульского университета. А вообще какого-то специального учета я не вел своим расходам. Когда ехал в Тулу на встречу с избирателями, всегда брал большую сумму денег. Все, как правило, раздавал нуждающимся. Военным много помогал. Вы можете сегодня представить в такой роли, например, прощенного миллионера Шохина? Или Шувалова? Я – нет. Ну и на семейные нужды деньги уходили. Деньги имеют одно странное свойство: чем их больше имеешь, тем меньше остается. Ну а тут и дефолт подоспел …
Современному писателю, если он по-настоящему талантлив, владеет аналитикой, умеет выбрать серьезный сюжет, поразмышлять в своем материале, провести аналогии и т.д., на мой взгляд, на гонорары прожить можно, если только по выходным он со всей семьей будет обязательно ездить в ближайший колхоз перебирать в бункерах кормовую брюкву или морковь. Иначе – вряд ли на хлеб хватает. Общество разучилось читать, перестало анализировать, делать прогнозы, лишилось логики, перестало покупать настоящую литературу. Все стер из мозгов интернет.
— Ваше отношение к определению «национальная идея России». Может ли вообще в такой многонациональной стране, как Россия, быть отдельная национальная идея? И какой нации она должна принадлежать? И что это должна быть за идея?
— Я тоже много слышал рассуждений на ту тему, споров, но никогда – конечной и единой выверенной точки зрения.
Я всю жизнь практически прослужил в спецслужбах, задачи которых были всегда одни: защищать страну изнутри. От террористов, шпионов, диверсантов. Для нас это и было национальной идеей. Но в последние годы даже все перечисленные категории вредителей, пожалуй, меркнут перед армией российских казнокрадов, взяточников, мздоимцев и т.д. …
Кстати, взять того же Чубайса. Многие не понимают, в чем секрет его аппаратной непотопляемости. Отвечаю.
Если бы в 1996 году Ельцин не отправил меня в отставку, то дело Чубайса довели бы до логичного и неприятного для него конца. Ведь им уже тогда негласно, но плотно занимались многие, он был в активной разработке, были материалы, но …
Начались президентские выборы, на которые все и переключились. Мои сотрудники были перекинуты на другие участки и т.д.
А ведь мы уже тогда добрались до счетов Чубайса в Дании, его датских связей, покровителей.
Анатолий Борисович оказался хитрее всех своих друзей, которые телегами перли наворованное лишь в швейцарские банки, где каждый доллар до сих пор на виду.
Он предпочел тихую незаметную Данию, где тоже имеются надежные банки и верные банкиры и деньги шуршат также как и в Берне.
Так что возвращаясь к национальной идее, я остаюсь верен тем словам, что уже сказал. Только при одном условии: без «охоты на ведьм»! И обязательное участие в этом процессе СМИ! Единственное, чего боятся казнокрады – это огласки, уверяю вас.
Неспроста наш губернатор с Шохиным дружбу водит и дочку его в московское представительство области пристроил
Что же Коржик только сейчас прозрел, а не когда при власти был. Надо было вязать шохиных, чубайсов, а не тапочки алкоголику подавать.
Пройдёт время, он и про время работы советником-наставником в Туле что-нибудь напишет и расскажет.
А разве теннисный корт в Туле не Б.Сокол построил?!
А нет ли в этом разжигания?
Давай, Коржик, жги дальше!
Главное таки не сгореть
Сколько сегодня стоит подпись Шувалова, например?