Так уж сложилось, что любая историческая фигура зачастую двойственна. И рассматривать личность только с одной стороны – значит, в принципе отрицать в ней человеческое начало…
В мои школьные годы любимым занятием учителей было рассказывать засыпающим и ленивым учениками о прелестях нашего славного Тульского края. Таким образом решалось сразу несколько проблем: и урок проводить не надо – настроение не то, и вроде как деток просвещаешь. Правда, суть рассказа в зависимости от характера педагогов менялась…
Где зреет классицизм
Если литературу преподавала стойкая и видавшая виды женщина в возрасте, любимым занятием которой было с каждым разом придумывать все новые и новые интерпретации слова «нравственность», то о Тульской области и виднейших ее представителях говорилось исключительно в почтительном тоне.
Сказать что-то нехорошее, не говоря уже об откровенных оскорблениях (что иногда вполне оправдано, минусы-то везде есть), было смерти подобно. Толстой, как один из писателей того времени, тоже всячески осыпался комплиментами: глава русской литературы, гуманист, преобразователь классического романа… В общем, образ был исключительно положительный. И ничего, что эпоха классицизма давно закончилась, и все люди больше не делятся на «хороших» и «плохих». Толстой – наше все. А если так не думаешь, значит, сам «плохой».
Другое дело, если школьникам достался более-менее адекватный учитель, который в курсе, что личность человека многогранна и не может содержать в себе только положительные качества. Тогда и выясняется, что Лев Николаевич, может, и гениальный писатель, и школу для крестьянских детей организовал, но есть и в его биографии такие факты, которые будоражат даже самые образованные слои общества.
Но, как бы не хаяли писателя, все-таки память о нем осталась. И еще какая: целая Ясная Поляна в Щекинском районе стоит. Стоит и ежегодно принимает такое колоссальное количество туристов, что волей-неволей задумываешься: а что же в ней такого?..
Подобный тип мышления вообще характерен для человека, который проживает недалеко от какого-нибудь всеми любимого памятника или музея. И если поначалу этот памятник действительно воспринимается как что-то стоящее, то потом становится в один ряд с деревьями или лавочками во дворе: всегда рядом, никуда не денется…
Так и сложилось, что в любой жизненной ситуации: будь то праздник, встреча с друзьями, окончание учебного года, уже традицией стала поездка в Ясную Поляну. И не важно, что твориться за окном – есть же Ясная Поляна, почему б не съездить… В этом были и свои плюсы: через пять лет постоянных поездок на территорию музея-заповедника мы уже сами спокойно могли проводить экскурсии. Наслушались.
Главное разочарование детства
Мало кто знает, что поместье изначально не принадлежало Толстому. Да, он там жил, творил и занимался просветительской деятельностью, но первоначальным хозяином был вовсе не Лев Николаевич. Усадьба основана – на минуточку! – в 17 веке, а фигура писателя хоть и титаническая, но все же не бессмертная. Так что обживали территорию сначала Карцевы, а уже потом Волконские и Толстые.
Да и как бы не подчеркивали архитекторский талант Льва Николаевича, он только расширил один из флигелей до полноценного дома, где и жил в последующие годы. И где сейчас, кстати, чтобы попасть внутрь, надо обязательно обуть мудреные тапочки. Конструкция на вид простая, только вот чтобы справиться с куском ткани на веревочках, надо проявить недюжинную инженерную мысль.Отдельного разговора заслуживает могила Толстого. Писатель еще при жизни завещал похоронить его не на кладбище, а возле загадочной «зеленой палочки», на которой, по легенде, написан секрет мира во всем мире. И если сейчас такая формулировка воспринимается как сказка, то в детстве подобные перспективы рассматривались особо тщательно и серьезно.
В общем, пока уставшие после дороги ребята высыпались из экскурсионного автобуса, им уже начинали рассказывать ту самую легенду: дескать, на дне оврага закопана зеленая палочка. Естественно, палочка не простая! Тому, кто найдет ее, непременно будет счастье. Правда, тут формулировка легенды менялась в зависимости от фантазии экскурсовода: одним детям обещали исполнения желаний, другим что-то еще более материальное… А в оригинале же нашедший палочку сделает по-настоящему великое дело: установит на земле своеобразный рай. И не будет больше ни смертей, ни болезней, ни войн…
Легенда красивая, а вот результат рассказа – не очень. Детки, нарядно одетые родителями в честь экскурсии, тут же бросались к тому самому оврагу – и палочку найти, и себя показать. Этим и вызывали недоумение экскурсоводов и дикую панику воспитателей.
Но и на этом эмоции не заканчивались. Особо «везло» тем, кому эту историю подавали не как красивую сказку, а как историческую правду. Факт. Представьте разочарование ребенка, когда каким-нибудь солнечным или не очень утром, он понимает, что палочки и не было вовсе. Такое потрясение равносильно осознанию, что деда Мороза не существует. Но ведь красноносый приходит раз в год, а в Ясную Поляну возят гораздо чаще…
Возможно, именно поэтому многие жители Тульской области не воспринимают музей-заповедник как часть исторического наследия. Слишком много наслушались, слишком часто приезжали. К хорошему ведь быстро привыкаешь, а в таких делах важно не количество. Важно качество.
В Тулу со своим самоваром
Ни для кого не секрет, что, помимо Ясной Поляны, у нашего города есть и другие исключительные атрибуты. Это всем известные самовар, пряник и, как ни странно, оружие. Весьма своеобразная компания подбирается. Не хватает только кнута. Только представьте возможный девиз: «Тула – город кнута и пряника!». Ничего не поделаешь, Тула, она такая, контрастная.
Теперь же тульские символы принято называть брендами. С легкой руки региональных СМИ этот термин вошел в обиход. Бренд. Прямо Русью веет от этого слова! Причем есть сайт, который так и называется «ТУЛА БРЕНД», воспитывающий, как недвусмысленно намекается, патриотические чувства туляков.
Итак, настало время углубиться в историю. Точнее, слегка копнуть.
В 1778 году братья Назар и Иван Лисицыны сделали первый тульский самовар, а спустя четверть века появилась и самоварная фабрика. Самой известной моделью стал экземпляр, называемый «Паричко». Тогда его еще не называли заморским словом «бренд», а жаль. Как бы гордо звучало: бренд всея Тульского наместничества – самовар «Паричко»!
Но не самоваром единым жива наша область. Нельзя забывать о знаменитом прянике. Тем более что в 2014 году его отлили из бронзы и поставили на главной площади Тулы. И как-то само собой получилось, что каждый юный и не очень житель Тулы и области считает своим долгом выложить фото на фоне монументального пряника в социальные сети. Но это уже совсем другая история.
Первое упоминание о тульском прянике датировано 1685 годом. Оно хранится в писцовой книге, где о занятиях туляков сказано: «Кропали портное, делали крашенины, ножишки, занимались всяким иным рукомеслом, торговали по мелочам орехами, пряниками». А где же надпись, что трудолюбивые ремесленники изготавливали тульские бренды?
Поговорим об оружии. И в наш неспокойный век эта тема актуальна. В далеком 1712 году, по именному Указу Петра I началось строительство Тульского оружейного завода, который успешно функционирует и по сей день. За свою историю завод выпускал оружие для нескольких войн. Думал ли российский солдат, что несет в руках тульский бренд?
Возможно, многие читатели уже задумались – а чего это я так много вниманию уделяю тому, что слово «бренд» иностранное? Казалось бы, хоть горшком назови, только в печку не ставь. Однако чрезвычайно странно, что при политике воспитания патриотизма населения мы даем известным тульским символам иностранное название. И это при нашем великом и могучем… Однобокий патриотизм какой-то получается.
Тульский Арбат, которого нет
Всем хороша красавица-Тула! Просторные улицы, главная площадь с танцующими фонтанами, Белоусовский парк с его светлыми аллеями… А богатство истории? Вы только подумайте – первое упоминание о Туле датировано 1146 годом, что на год раньше первого упоминания о Москве.
Конечно, в этом торжественном красноречии есть подвох. И это даже не гостиница «Армения», которая красуется огромной неоновой вывеской на главной площади одного из древнейших городов России. Это небрежное отношение к тульским постройкам старины глубокой.
Ведь что такое Арбат для нашей столицы? Помимо заоблачно высоких цен на квартиры и престижного района. Это исторический центр, который москвичи берегут как зеницу ока; популярное место среди иностранных туристов.
А вот в Туле таких улиц нет. Старинных зданий, которые в давние времена радовали глаз роскошной лепниной, а сейчас зияют грязными оконными провалами, хоть отбавляй. И избушек тоже много, этаких деревянных срубов с вековой историей, тоже много. Только они лежат друг на друге, а из провалов дверей вываливается мусор. Тоже, видимо, с вековой историей.
Взять хотя бы улицу Союзную, которую до 1923 года называли Жигалинской(по фамилии тульской купеческой семьи). Еще в позапрошлом веке здесь были торговые ряды, которые построил московский купец Степанов по проекту архитектора Гурьева. Жители города могли купить здесь очень многое: мебель, различные бытовые вещи, рыбные и мясные продукты, выпечку и даже заграничные фрукты. В торговых рядах арендовали места для торговли знатные тульские купцы, в том числе и Ливенцевы.
Кстати, о Ливенцевых. Тула должна знать своих героев в лицо. Иван Васильевич Ливенцев был не только купцом, но и промышленником, точнее, занимался постройкой заводов. За время, когда он находился на посту Главы города, в Туле случился пожар, и очень много людей осталось без крыши над головой. И Левенцев пожертовал пять тысяч рублей серебром пострадавшим от пожара. Баснословная по тем временам сумма, особенно для благотворительности.Теперь стоит пояснить, какое отношение многоуважаемый Ливенцев имеет к современной проблеме облика старинных зданий. В Денисовском переулке Тулы, который выходит прямиком к кремлю, стоят парадные ворота дворца Ливенцевых. По легенде, к проекту строительства приложил руку сам Растрелли. Что? Не можете припомнить никаких роскошных ворот времен Екатерины? В том-то и проблема. Они все так же стоят на месте, ведь строили раньше действительно на века. Вот только их состояние весьма плачевно. Как и других, не менее древних построек в Денисовском переулке. Да и по всей Туле тоже.
Всем хороша красавица-Тула. Разве что исторический облик кое-где выпирает.
Правильно изложено. Интересно, кто автор. Аккаунт в ЖЖ из себя пустышку представляет.
Про бренды и брендирование хорошо
«Армения» в центре старинного русского города — это то что надо. Слава тем, кто кормился и кормится с папяновой руки.
Наши клиенты
Куда девать людей из срубов с вековой историей? Чтобы их дома в нормальный вид привести, куда-то жильцов расселять придется. Или выселять, на что они вряд ли согласятся.
«Расселять»? Задаром? Размечтались!
Вот выселить — всегда пожалуйста! И как наши «власть имущие» до этого ещё не додумались? И благовидный предлог можно придумать — ради «сохранения культурного наследия»!
«бренды» — словечко для потомков, ничего не придумавших и не сделавших, но мечтающих чем-то понтоваться и козырять