Практически всю неделю синоптики нас предупреждали, что в субботу 26 сентября нас ждет последний теплый день, а потом все — слякоть, холод и скукотища… Мы очень надеялись и верили, что все что они нам обещают не случиться прямо в субботу, ведь у нас запланировано очередное путешествие, и путешествие не простое.
Веселой и радостной толпой, с воздушными шариками, мы погрузились в автобус и отправились в Тульскую область, ведь наши приключения должны были начаться именно там.
Не считая технических остановок, нашей первой остановкой стал город Богородицк. В нем нас привлекла только одна достопримечательность (ну или точнее несколько, но сосредоточенных в одном месте) — дворец-музей графов Бобринских с красивым пейзажным парком, прудом и церквями. Вот с прогулки «вокруг да около» мы и начали нашу туристическую субботу.
Богородицкий дворец и парк — это бывшее владение Екатерины II, которое после смерти императрицы унаследовал ее сын граф Алексей Григорьевич Бобринский. Некогда именно парк этой усадьбы был жемчужиной среди русских дворцовых регулярных парков, за что собственное Богородицкое и получило название Тульский Петергоф. Все это было результатом стараний жившего здесь выдающегося ученого XVIII-XIX века Андрея Тимофеевича Болотова — основоположника русской селекции и помологии, агронома, историка, журналиста, писателя, художника. Болотов оставил после себя огромное количество научных трудов, некоторые из которых до сих пор не изданы, а некоторые были воплощены в реальность. К сожалению, Тульский Петергоф остался далеко в прошлом.
Усадебный парк и запруженная река Упёрта безусловно очень живописны, но не более чем обычный парк и иной водоем в ярком осеннем обрамлении в солнечный день. Гулять по таким местам одно удовольствие.
Дворцовый ансамбль, на мой взгляд, оказался тоже достаточно простым и не особо отличающимся от типичных дворянских усадеб. Но простота простой, а изюминка своя все же есть. В композицию ансамбля дворца архитектор И.Е. Старов включил и многоярусную въездную башню, соединив ее с дворцом кирпичными полукруглыми стенами. Она представляет собой колокольню в стиле петровского барокко, которая была возведена на рубеже 60-70-х гг. ХVIII в. по проекту неизвестного архитектора. Башня являлась звонницей усадебной Казанской церкви и парадными воротами во двор.
К счастью или к сожалению, в сам дворец мы не пошли. Во-первых, изначально не было такой цели, а во-вторых, помимо музея, дворец предоставляет услуги записи актов гражданского состояния, и, как вы понимаете, народу здесь уйма. Даже трудно себе представить, что твориться внутри, если сфотографировать памятники архитектуры без толп празднующих практически не возможно, но все же можно (супругу вот повезло).
По правую сторону от проездных ворот среди осени виднеется Свято-Казанский храм, построенный так же по проекту И.Е. Старова.
Ну а мы еще немного похрустев опавшими листьями, покружили по парку и направились в автобус.
А дальше мы направились в место, которое было долгожданным для каждого участника нашей команды и собственно основным в нашей поездке.
Но именно на этом интригующем месте я прерву последовательную цепочку своего рассказа, и перенесу вас сразу в заключительную точку нашего путешествия — в Епифань.
В поселок городского типа Кимовского района — Епифань мы приехали практически на закате. Из достопримечательностей здесь только пара церквей, этнографический музей и дом местного купца Пучкова. Если о музее и купеческом доме я узнала уже по возвращению (да и в сумерках этого бы никто там не стал искать), то о паре церквей было известно изначально. Кроме того, если хорошо приглядеться, то их было видно из точки №2.
Итак, покинув автобус на огромной для городского поселения центральной площади, мы оказались перед соборным храмом Святителя Николая Чудотворца. Появление храма на этом месте по местным преданиям и сказаниям связано с событиями Куликовской битвы. Храм тех времен, естественно, не сохранился. А вот то, что мы видим сейчас представляет собой комплекс состоящий из фрагмента старого собора (XVIII в.) с почти шатровой колокольней и соединенного с ним колоннадой нового собора (1850 г.) величественного образца классицизма с богатой лепниной и гипсовыми барельефами. Также сохранились две башни старой кирпичной ограды, но они несколько в худшем состоянии.
Но нас больше интересовала другая церковь — Храм Успения Пресвятой Богородицы. Сама церковь, место ее расположения является своеобразной визитной карточкой Епифани — Успенская церковь венчает вершину крутообразного холма над поймой Дона.
Холм, на котором стоит храм, издавна называется Федосьиным городищем. И нет до сих пор однозначного мнения о его происхождении: искусственный он или природный. Да это нам в принципе то и не важно, главное красиво.
Судьба Успенского храма и монастыря в целом за все время существования достаточно драматичная, но со счастливым завершением. Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена «крымчаками». В следствии этого монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. В конце XVII века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти XVIII века была значительно перестроена. В В 1763-1764 г., по указу императрицы Екатерины II, монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь — обращена в приходскую.
В 1811 году на подаяния от богомольцев, «старанием и попечением» священника Иоанна Никитина, в Тихвинском приделе храма установили новый резной иконостас и отремонтировали ризницу. В 1835 году на средства надворной советницы Александры Ивановны Цвеленевой Успенская церковь была полностью оштукатурена снаружи и внутри, заново расписана по стенам и покрыта листовым железом. В 1850 году, старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой, вокруг храма возвели каменную ограду. В 1914 году, на деньги, завещанные тульским купцом Евгением Ивановичем Ветровым, был произведен наружный ремонт церкви. Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. А вот в 1956 году руководство района посчитало, что краеведческий музей для маленького поселка это слишком и церковь подверглась запустению. За последующие годы храм был разграблен и разобран по кирпичикам до основания.
Новую жизнь Успенский храм получил в 2003 году, когда в здешних местах оказался епископ Сергиево-Посадский Феогност. Увидев живописный холм и венчающие его руины храма, епископ мгновенно принял решение: «Храм будет восстановлен!».
Эмоции от увиденного действительно зашкаливают — место очень живописное. А у подножия холма еще и лошадки пасутся. И вот уже закат. И туманы встают и встают на рекой…
Вот на такой красивейшей, даже немного романтичной ноте закончилась наше путешествие по Тульской области.
P.S. Но далеко не уходите, самое интересное Вас ждет впереди.
mbl_chertyata
Оригинал материала
Парк — единственное место в городе, недобитое Perestroyka&Glasnost. Уже и налоговой инспекции не осталось, не говоря про производство.
какие же авторы замечательные. И те кто хранил и восстанавливал эту красоту.
Там ещё до полного восстановления, как до Китая