Выставка, которую просто не найти даже в день открытия
В Тульском историко-архитектурном музее вечером 22 сентября состоялось открытие выставки «ГЕОМЕТРИЯ НОНСЕНСА. Графика, объекты, инсталляции Юрия Ващенко». Выставка приурочена к Году литературы в России и 150-летию книги «Алиса в стране чудес». Продлится она до 9 ноября. Локация: ТИАМ, г. Тула, пр. Ленина, 25 (Дом Крафта). Телефон: 8 (4872) 70-40-58.
Признанный мастер книжной графики Юрий Арсеньевич Ващенко оформил и проиллюстрировал многие книги на кэрролловскую тему: «История с узелками» (1973), «Приключения Алисы в Стране чудес» (1982), «Алиса в Зазеркалье» (1986), «Логическая игра» (1991), «Философская „Алиса“» (2015). Во всём мире он считается мэтром «кэролловского измерения» и обладает по-настоящему самобытным и выразительным стилем.Тула. Вечер. Проспект. Дом Крафта. Дворы…
— …Может, это не здесь? — парень с недовольным видом озирается по сторонам во дворе за Домом Крафта.
— А точно Дом Крафта – это Старая Тульская аптека? – отвечает на вопрос вопросом девушка с сигаретой.
— Да, но там закрыто. И ТИАМ сам закрыт. И FLUGEL. Осталось-то всего 3 минуты. Боже, эту выставку просто не найти даже в день открытия. Каким чудом люди будут в обычные дни на нее попадать?
— По всей видимости, именно что чудом — как в Зазеркалье…
Ваша покорная слуга, которая также не могла понять, где, собственно, обещанная выставка, стала свидетельницей вышеописанного диалога. И не могла не порадоваться, что не одна она притормаживает в этот вечер — не в силах отыскать заветную дверь или, точнее говоря, Задверье (спасибо Нилу Гейману и отечественным переводчикам за этот неологизм). Но тут часы пробили пять, и люди потянулись к узенькой лестнице, ведущей ко входу в неказистый дом, где вовсю шел ремонт, пахло краской, а гости из теплых азиатских стран что-то строили, поминутно переговариваясь на родном наречии.
«Сама бы не догадалась ни за что», — вздыхаю я и отправляюсь вслед за остальными…Несмотря на первоначальные неудачи, связанные с поиском таинственного «Никогде» (Нил Гейман не отпускает) ака Дом Крафата вечер удался. Как всегда на подобных мероприятиях, можно было пообщаться со знакомыми представителями «культурной тусовки» нашего замечательного во всех смысла города, блистающей нарядами от оксфордского стиля и вечерних платьев до пляжных шорт, поделиться впечатлениями, попробовать кофе и иные напитки, отдохнуть на удобных красных диванах, но все это лишь обложка, а что по содержанию?Зазеркалье (все-таки, наверное, оно, а не геймановские штуки) встретило, как я уже говорила, запахом краски, скучной белой пластиковой дверью и на удивление приятным интерьером аля лофт с мебелью из кожзама и стойкой с напитками, где трудился очень симпатичный мужчина (впоследствии узнала, что зовут его Сергей Прокопец). Немного тесно, немного узко, но все равно зачётно. Идем дальше – вот и само выставочное пространство…Много белого. Белое на белом. Белые инсталляции на фоне белых стен. Графика замечательно выразительная и яркая, но маленькая. Видимо, потому что из книг. Это первое, о чем я подумала. Впечатление странное, так как ожидаешь «крупной формы», а приходится издалека разглядывать ма-а-аленькие картиночки за стеклом.Мне сказали, что основная тема выставки — изменчивость, неоднозначность, многосложность жизни и творчества. Это не так чтобы очевидно, но когда тебя сориентировали – все становится на свои места. Ну, или почти. По крайней, мере, вся та психоделика (в хорошем смысле), которой на выставке было с избытком – точно не навевает мысль о простоте. Вообще, на этой выставке кажется, что жить – это сложно. И уж точно думаешь о том, как сложно жить, когда в голове рождаются такие образы. Но безумно интересно. И в полной мере, снова — как мне говорили, соотносится с многослойными и далеко не всегда очевидными, но исключительно объемными и яркими образами в творчестве Кэролла. Неудивительно, что признанные специалисты и поклонники кэрроловских книг сходятся во мнении, что среди российских иллюстраторов именно Ващенко – наибольший авторитет, если вопрос касается творчества Кэролла.Итак, что в итоге? Все просто здорово, но, на мой взгляд, громкая тема раскрыта далеко не полностью – больше отдельными мазками. Инсталляций мало и они не привносят чего-то по-настоящему оригинального и отличного от того, что предлагают иллюстрации. По-настоящему интересные и крутые. Возможно даже, что инсталляции оказались лишними, а обилие белого на белом следовало разбавить более современными технологиями, благо «цветной свет» достать сегодня не сложно.Но это мнение сугубо непрофессионального посетителя тульских выставок и человека, видимо, напрочь лишенного чувства прекрасного. Немного банального самоуничижения, чтобы ни в коем случае не обидеть автора и организаторов выставки, которым скажем огромное спасибо за талант и труд, ведь критиковать – удел ленивых и бесталанных. А люди трудолюбивые, одаренные – будут продолжать работать, караван культуры не прекратит свой путь.
Ксения Ларина, Оригинал материала
Пока светочи тульского интернета (твиттера в первую очередь) выставку не посетят, это будет жалкий перформанс, а не культурное событие:)