Однажды к раввину Гилелю Ривлину, возглавлявшему ашкеназскую общину Иерусалима, явился незнакомый бедуин и передал записку, подписанную двумя почтенными людьми — Йосефом Лурией и Залманом Цейтлиным. Выяснилось, что караван еврейских паломников по дороге из яффского порта в Иерусалим был захвачен бедуинами, которые теперь требовали за пленников колоссальный выкуп в размере тысячи золотых наполеондоров.
Такой суммы и близко не было у небогатой иерусалимской общины. На военном совете был разработан хитрый план. Гонцу-бедуину сказали, что за неимением всей суммы часть выкупа будет отдана зерном и фруктами. Корзины с продовольствием погрузили на повозки. Сопровождать процессию и отдавать выкуп отправились два еврейских гвардейца.
Вышли ранним утром и под вечер добрались до бедуинского стана, располагавшегося в окрестностях нынешнего тель-авивского пригорода Бней-Брака. Бедуины окружили повозки, намереваясь разгрузить корзины, а глава клана вывел пленников и стал ждать денежной части выкупа.
И тут, к изумлению разбойников, из этих самых корзин с фруктами и зерном, выкрикивая слова молитвы и паля из пистолетов, выпрыгнули бойцы «Иерусалимской гвардии». Бедуины в ужасе бежали. Пленные были освобождены.
Откуда у еврейских гвардейцев могли оказаться пистолеты, считавшиеся в этих краях диковинкой, недоступной даже охранникам турецкого наместника? Городские легенды проливают свет и на это.
Зять раввина Гилеля Ривлина, Шмария бен Аарон Лурье из Могилева, бывший богатейшим купцом и поставщиком русской армии, вместе со своим шурином рабби Шмерлом Цукерманом привез однажды в Иерусалим два сундука с пистолетами. Судя по всему, гвардейцам достались кремневые русские пистолеты «Тула». Заряжались они через дуло и скорострельностью не отличались, но в окрестностях тогдашнего Иерусалима стали в руках еврейских бойцов грозным и эффективным оружием. Тульскую продукцию иерусалимцы с нежностью окрестили «шмэрилэх», видимо, в честь своих щедрых спонсоров.
Насколько правдивы рассказы о доблестной еврейской гвардии, сказать трудно: по крайней мере, звучат они не вполне правдоподобно. Да и согласно найденным в белорусском архиве документам, раввин Гилель Ривлин прибыл в Иерусалим лишь в 1832 году. Тогда же с ним приехал и богач Шмария с оружейным грузом. Так или иначе, полноценного исследования на эту тему до сих пор не проведено. А значит не исключено, что преданиям об удивительных приключениях «Иерусалимской гвардии» еще найдутся исторические подтверждения.