На стыке нынешних трех районов (Ленинского, Алексинского и Дубенского) в XVII веке возник поселок Медведки. Он стал последствием образования соседнего села Алёшня и мануфактур, основанных тульским купцом первой гильдии Иваном Лугининым. В Алёшне на реке Песочне Лугинин построил полотняную фабрику, которая сначала производила паруса, а позже — армейское сукно. Ткацкие станки приводились в движение с помощью водяного двигателя. Иван Корнеевич преуспел на предпринимательской ниве. Вместе с сыном Ларионом (впоследствии первым в истории Тулы «градским головой») он привозил в Петербург на экспорт парусину, пеньку, сало и щетину, выработанные на тульской земле. На фабрике в Алешне работали крестьяне, которых называли фабричными. Улица Фабричная осталась в Алёшне и сегодня. Впрочем мы отправляемся не в Алешню, а в Медведки.
В 1795 или 1794 году году в Медведках была возведена церковь Троицы Живоначальной. Кирпичная двухпрестольная церковь с Сергиевским приделом, построена на средства местной землевладелицы Е. А. Вельяминовой вместо прежней деревянной церкви Сергия Радонежского. А. Б. Чижков в сборнике «Тульские усадьбы» пишет, что около церкви много старых неухоженных надгробий, возможно, одно из них генерал-лейтенанта А. А. Вельяминова (1787-1838). Но на камнях мы не нашли никаких надписей.В 1888 церковь была расписана на средства И. А. Баташева.Фреска «Воскрешение Лазаря» едва различима, но сохранилась по сей день.Местные жители утверждают, что подземными ходами Троицкая церковь связана с селом Алешня.В советское время церковь была закрыта и разорена. Но внутри сохранилась интересная напольная плитка, покрытая толстенным слоем пыли и мусора.Кое-где читается историческое клеймо, согласно которому произведена она более 100 лет назад товариществом «Бергенгейм» из г. Харькова.Когда владелец предприятия ставит на выпускаемую продукцию свое имя, — это является гарантией качества.В 1876 году Эдуард Эдуардович Бергенгейм начал строительство в Харькове завода по производству терракотовых и других глиняных изделий, это предприятие было первым таким производством на юге Российской империи. Именным Высочайшим указом, от 1/ 13 апреля 1879 года, сын архиепископа Абоского — инженер-капитан Эдуард-Фердинанд Эдуардович Бергенгейм возведен, с нисходящим его потомством, в баронское достоинство Великого Княжества Финляндского.
С 1892 года, на заводе налажено производство огне- и кислотоупорных плиток для полов и тротуаров. А через год барон Бергенгейм скончался и был похоронен в Харькове, на лютеранском кладбище.
Изделия Бергенгейма кроме Харькова были знамениты по всей империи, они применялись при строительстве таких зданий, как Ливадийский дворец, дом «с химерами» в Киеве, железнодорожные вокзалы в Москве. Также множество особняков по всей территории империи облицованы плиткой со штампами «барон Бергенгейм».В Харькове в 2003 году создан Музей керамической плитки и сантехники, в котором представлена большая экспозиция продукции завода Бергенгейма, в том числе коврово-узорчатых покрытий для пола. У нас же сей «экспонат» «хранится» в заброшенной церкви.Впрочем, не совсем заброшенной… Но наблюдая за тем, что происходит с подобными архитектурными памятниками после современной «реставрации», становится еще печальней…P.S.
Поездка состоялась 12 июня 2015 года, в День России. Хотели поиграть в геокешинг, но закладка тоже оказалась разорена.Далее покатили на Вашану, но об этом позЖЖе.
А вот хоть бы и восстановить, кому она сегодня в этом месте нужна?
никому 🙁
Большевистская зараза всю Великую Русь испоганила!