Войти   Регистрация

Гранатомёт «Костёр» и граната «Подкидыш»: Неприхотливые и надёжные, как автомат Калашникова

В Туле страсть и любовь к созданию добротного, надёжного оружия передаётся по наследству

Гранатомёты — как класс не вспомогательного, а самостоятельного вооружения появился практически случайно. Кому-то из умельцев-оружейников пришла в голову мысль приспособить для метания более крупного боеприпаса отдельный вид оружия… и тут понеслось.

Относительно применения гранатомётов есть великое множество данных: в России гранатомёты начали активно применять еще с конца 18-го века, однако, только с развитием стрелкового вооружения гранатомёты получили настоящую путёвку в жизнь. Отечественная оружейная школа, традиционно занимающая ведущие позиции в мировом оружейном производстве, и в этой нише стрелкового вооружения представлена таким количеством разных изделий, что любой другой производитель позавидовать может.

Рождение «Костра»

Первый отечественный, а точнее, советский гранатомёт было решено разработать в начале 1971 года. Именно тогда советским инженерам-конструкторам стало ясно, что эффективность лёгкого стрелкового оружия можно повысить в разы, если совместить в единой конструкции автомат… и что-нибудь потяжелее.

Согласно общей концепции и было разработано техническое задание на разработку гранатомета с подствольным вариантом размещения в калибре 40-мм. За выполнение проекта, сложность которого на тот момент являлась действительно высокой, взялся коллектив ЦКИБ СОО из Тулы — города, в котором страсть и любовь к созданию добротного, надёжного оружия передаётся по наследству. Владимир Телеш, под неусыпным наблюдением и контролем которого были начаты опытные работы, уже имел ряд проектов, схожих по схеме с проектом нового гранатомета.

Однако, несмотря на опыт обращения с похожими системами, советская сторона в этом вопросе была скорее догоняющей: незадолго до начала работ по подствольному гранатомету в СССР, американцы создали свой вариант гранатомета с обозначением М-203. Спустя несколько лет напряженной работы, проб, ошибок и экспериментов, свет увидел первый отечественный подствольный гранатомет ГП-25 «Костёр».

Эксперт в области стрелкового вооружения и ветеран войны в Афганистане Сергей Мильчак в интервью «Звезде» рассказал о личном опыте использования ГП-25: «Гранатомёт — знатная вещь и незаменимая. Однако, как в случае и с нашим ГП-25 и с американским М-203, на вооружение их приняли не сразу. У американцев не знаю почему, слышал мнение, что сыроват был и ненадёжен, а у нас … ну просто обкатывали долго. А как в Афганистане война началась, так сразу в 1980 году начали массово в Туле выпускать».

«Технически «Костёр» это простой как валенок инструмент: сигнальным мы его иногда называли, потому что был похож на сигнальный (стартовый) пистолет тех лет. Спусковой механизм проще некуда — подвижных частей минимум. Гранату вложил в ствол, прицелился, выстрелил — даже школьник разобрался бы. Относительно того, почему его так называли — не знаю. Существует целая легенда, что в ГРАУ был специальный человек, который изучал каждый проект, а потом сухо говорил: «Костёр», «Подкидыш» или как-нибудь еще. Так изделие и называли. Хотя в правдивость этой версии мне слабо верится. Что касается боевого применения, то мы неоднократно накрывали из него караваны с оружием. Из засады перед ведущим и замыкающим делали по выстрелу, а потом поливали свинцом. «Костёр» не раз выручал. Например, во время дальнего боевого выхода был случай, когда на пост наблюдения напали духи. Одного бойца убили, а второй успел спохватиться и вытащил отдельно лежавший ГП. Это такая стальная рамка с вложенной в него гранатой. Ну и выстрелил навскидку. Двух духов прошил насквозь, не знаю как, третий пустился наутёк. С тех пор бойцы всегда и при любой ситуации держали у себя эти подствольники», — заявил эксперт.

«Костёр» использовался с автоматами Калашникова любого калибра: и 5,45 и 7,62мм. Гранатомёт с подствольным креплением получился настолько удачным, что в пылу боя можно было практически за долю секунды переключиться с автомата на гранатомёт: для этого бойцу достаточно было слегка вытянуть руку от цевья до дульного среза, возле которого и располагался гранатомёт.

Выстрелы для ВОГ-25 и ВОГ-25П, специально изготовленные для гранатомёта, позволяли эффективно уничтожать противника на дистанциях до 400 метров, а благодаря носимому дополнительному боекомплекту (НДБ) количество гранат для ГП-25 можно было увеличить аж до 20 штук. За весь период войны в Афганистане, ГП-25 ни разу не подвел тех, кому предназначался. В постоянных расспросах и уточнениях, собеседник «Звезды» и ветеран афганской войны Сергей Мильчак не уставал повторять: «Отказов у ГП-25 на моей памяти не было. Да и я сам не встречал ни разу солдат, которые на него жаловались. Неприхотливый и надёжный, такой же как и автомат Калашникова», — рассказал «Звезде» ветеран-афганец.

«Обувка»

Сослужив добрую службу, выполнив поставленные задачи ГП-25 в 1989 году благополучно был заменен на усовершенствованный 40-мм гранатомёт ГП-30, который в стиле советских оружейников назвали «Обувкой». Впитав от предшественника всё лучшее, что было заложено в конструкции и переработано после боёв в суровом Афганистане, ГП-30 заступил на боевой пост во всех оружейных комнатах Советского Союза.

Однако, несмотря на общую схожесть и внешнюю «топорность», ГП-30 имел куда большую скорострельность, нежели его советский, и уж тем более американский аналог М-203. В очередной раз задача, поставленная советским инженерам-оружейникам была с блеском выполнена: армия получила эффективное средство борьбы с живой силой противника и обзавелась надёжным инструментов для решения боевых задач.

Отдельной строкой в использовании ГП-30 стоит военная кампания на Северном Кавказе. Командир мотострелкового подразделения и офицер запаса Николай Коц в интервью «Звезде» рассказал, чем ему запомнился этот казалось бы обычный подствольный гранатомет: «Никогда не забуду, как мы оказались в окружении. Боеприпасы заканчивались, но по какой-то причине, у нас в «Урале» лежало несколько ящиков с «вогами» — выстрелами для гранатомёта. И вот мы как ошалелые, постреливая из пистолетов в одну сторону, и из «подствольников» в другую, держались четыре часа, пока наши «вертушки» не подошли. Командирам потом рассказывал, никто не верил, что из гранатомёта подствольного можно полдня оборону держать. Ну не поверили и ладно, зато рота моя благодаря этому случаю без потерь ушла», — заявил эксперт.

Злой «Гном»

Несмотря на довольно неплохие результаты использования подствольных гранатомётов, кое-какие ограничения у навесного стрелкового оборудования всё же существуют. Одним из самых сильных недостатков подствольных гранатомётов является небольшой радиус разлёта осколков боеприпаса ВОГ-25.

Вторым важным недостатком в линейке отечественных гранатомётов противопехотного назначения было отсутствие оптимального варианта между громоздким АГС-17 и подствольными ГП-25 и ГП-30. Решение проблемы пришло оттуда, откуда его в общем-то и не ждали. В октябре 1993 года, когда состоялся вооруженный захват Белого дома в Москве, при тщательном обыске были обнаружены зарубежные револьверные гранатомёты MGL.

Тогдашний министр обороны Павел Грачев вызвал своих советников и поручил внимательно изучить необычную находку. Военный историк и эксперт в области стрелкового оружия Виктор Смирнов в интервью «Звезде» поделился любопытными фактами из истории создания первого российского противопехотного гранатомета: «После того как Грачев дал соответствующие поручения, в Минобороны был вызван Владимир Телеш со своей командой.

«Спецам» из Тулы сразу же дали самое простое и в то же время самое трудное задание: скопировать или создать свой револьверный гранатомёт. Насколько я помню, Телеш с командой были заняты около двух недель. Работали день и ночь, проектировали, пробовали, выбрасывали макеты и снова делали. В итоге, общими усилиями команда Телеша совершила очередное техническое чудо: они создали гранатомёт револьверного типа, приспособленный для стрельбы боеприпасами ВОГ-25 и ВОГ-25П, точно такими же, какими стреляли «Костёр» и «Обувка».

В армии, однако, РГ-6, которого нарекли в силу небольших размеров «Гномом», сразу пришёлся по душе. В ходе первой чеченской его обкатали, что называется, и в хвост и в гриву. Гранаты отлично «заходили» в окна объектов, где заседали боевики. Конструктивные особенности гранатомёта — именно барабан под 6 гранат калибром 40-мм и складная рукоять, которая позволяет еще сильнее экономить пространство при передвижениях. Относительно боевого применения РГ-6 есть один занимательный случай.

Рассказал его офицер спецназа внутренних войск по фамилии Мурашов, который, собственно, и присутствовал при событиях. Для досмотра на блокпосту пытались остановить УАЗ «буханку» непонятного содержания. Водитель на требования остановиться утопил педаль в пол и бросился на прорыв. То ли солдаты срочники замешкали, то ли просто офицерская смекалка сыграла, не берусь судить, но вскинув именно этот гранатомёт, офицер спецназа ВВ двумя выстрелами «догнал» УАЗик в заднюю часть. Собственно, когда обыскали машину, то выяснилось, что за рулем были два боевика, а в салоне двадцать автоматов и несколько цинков с патронами. Вот так гранатомёт и заработал себе авторитет среди военных», — заявил эксперт.

Именно появление компактного гранатомёта в руках солдат внутренних войск устранило дисбаланс в стрелковом вооружении обычной армии. Несмотря на то, что широкое распространение РГ-6 нашел в работе на «специальных» операциях, положительных отзывов про это изделие оружейников из Тулы хоть отбавляй. «Гном» стал самым удачным решением, которые позволило повысить огневую мощь боевого отделения, заняв брешь между обычными «подствольниками» и тяжелыми гранатомётами типа АГС. Тульский РГ-6 и по сей день используется подразделениями внутренних войск и без работы в ближайшем будущем точно не останется.

«Голос России»

10176120cookie-checkГранатомёт «Костёр» и граната «Подкидыш»: Неприхотливые и надёжные, как автомат Калашникова
 

Комментарии

  1. АватарУоттаквот

    Сказал бы я, по какому зданию шмальнул не без удовольствия из этой штуки в Туле, но ведь в экстремизме заподозрят чего доброго 🙂

Добавить комментарий