Войти   Регистрация

Тульский «Аистенок»

Снаряд узнают по полету

Новые комплексы радиолокационной разведки поступают в войска

Артиллеристы Южного военного округа получили комплексы радиолокационной разведки «Аистенок». Об этом сообщила пресс-служба министерства обороны.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости www.ria.ru

Несмотря на ласковое название, комплекс качественно повышает ударную мощь артиллерийских и минометных батарей.

«Аистенок» — первая в мире переносная многофункциональная радиолокационная станция обнаружения огневых позиций стреляющих минометов, ствольной артиллерии и систем залпового огня, а также разведки наземных движущихся целей. Создана она сравнительно недавно специалистами НПО «Стрела» из Тулы. Впервые ее открыто показали в 2008 году.

Похожие радарные системы начали активно разрабатывать в конце ХХ века. И надо сказать, что наша страна при всех объективных трудностях того периода стала лидером в этой области.

«Аистенок» отличает высокая чувствительность при минимальном по интенсивности радиоизлучении. Портативный радар, устанавливаемый на треноге, фиксирует траекторию полета мин калибра 81-120 мм и артиллерийских снарядов калибра 122-155 мм, а также места их разрывов. Вычислительный комплекс позволяет по этим данным очень точно определить, откуда стреляли, то есть установить координаты вражеских минометных и артиллерийских батарей. И соответственно уничтожить их упреждающим залпом.

Кроме того, «Аистенок» фиксирует движущиеся наземные цели типа «танк» на расстоянии до 20 км. РЛС может также работать в системах ПВО, осуществляя контроль за воздушным пространством и отслеживая полеты малоразмерных беспилотников. Общий вес «Аистенка» — радарной системы, вычислительного комплекса и блока электропитания — составляет 135 кг. К месту боевой работы станция может доставляться как силами расчета в разобранном виде, так и с помощью легковых автомобилей.

Для сравнения: американские радиолокационные станции разведки огневых позиций минометов LCMR (Lightweight Counter-Mortar Radar) гораздо более громоздки и сложны в эксплуатации. США, кстати, передали вооруженным силам Украины три комплекта LCMR, которые, впрочем, не сыграли никакой роли в так называемой антитеррористической операции. Одна станция наехала на фугас при транспортировке в зону боевых действий. Другую ополченцы накрыли огнем прежде, чем ее смогли настроить. А третья досталась в качестве трофея после освобождения Дебальцево. Она так и осталась упакованной, в заводской таре.

Помимо малогабаритных РЛС разведки Российская армия имеет на вооружении гораздо более мощные системы. Например, радиолокационный комплекс разведки позиции ракет и артиллерии «Зоопарк-1». Это, пожалуй, лучшая система в мире.

Для сравнения, ее американский аналог AN/TPQ-36 размещен на сцепке из автомобиля и буксируемой платформы, имеет 5 человек обслуживающего персонала и приводится в рабочее состояние, минимум, за полчаса. Экипаж «Зоопарка-1» — три человек, сам комплекс размещен на одной бронированной плавающей машине, в боевую готовность приводится за пять минут.

«Зоопарк-1» определяет координаты чужих батарей на дальности в 40 км. Одиночный снаряд видится за 15 километров. В первую же секунду засечки снаряда вычисляются координаты орудия, из которого произведен выстрел, а в следующую — своим артиллеристам выдаются все данные на открытие прицельного огня по вражеской батарее. «Зоопарк-1» может определять координаты 60 батарей в минуту. Если комплексы «Аистенок» только начали поступать в войска, то «Зоопарки» в строю давно, и артиллеристами успешно освоены.

Сергей Птичкин, «Российская газета»

10166590cookie-checkТульский «Аистенок»
 

Добавить комментарий