Войти   Регистрация

Младший сержант Лагутина

Младший сержант Лагутина, в  1941-ом —  семнадцатилетняя девчонка Нина Лагутина, только что, успешно, закончившая школу и мечтающая о высшем образовании, сейчас, в 2015-ом —  девяностолетняя седая, с добрыми, почти невидящими глазами, женщина, Карева (по мужу) Нина Прокофьевна, за плечами которой долгая, тяжелая, но очень счастливая, как она говорит, жизнь

На адрес портала пришло письмо

Нина родилась в Туле,  8 ноября 1924 года, в семье служащего Тульского оружейного завода Лагутина Прокофия Ивановича, и проживала на улице Менделеевской, на территории бывшего девичьего монастыря.

После объявления всеобщей мобилизации, а именно: в июле 1941 года, отца Нины призвали на фронт. Дома остались: мать, на руках которой были трое малолетних детей, старшая сестра Вера – единственная кормилица семьи, и Нина с Валей – погодки, выпускницы средней школы. Нина училась  на «отлично», но,  чтобы помочь Вере прокормить: мать, младших сестер и братьев, вместо продолжения обучения, ей пришлось  работать помощницей повара на Фабрике-кухне, располагавшейся на площади Челюскинцев. Что греха таить: мама частенько приводила малышей на кухню, где повара кормили их супом.
al-01В середине октября в числе 5-ти тысяч туляков, начавших строительство оборонительных сооружений вокруг Тулы, была и комсомолка Нина Лагутина. На ведение этих работ было мобилизовано все трудоспособное население города.  Люди рыли противотанковые рвы, сооружали на улицах баррикады, устанавливали «ежи».al-02С начала ноября и до середины декабря 1941 года по решению комсомольского бюро Нина с соседскими ребятами по ночам дежурила на крышах своего и близлежащих домов, располагавшихся на ул. Менделеевской, чтобы вовремя обнаружить и затушить, сброшенные вражескими летчиками, зажигательные бомбы ЗАБ, которые фашистская авиация широко применяла для создания многочисленных пожаров. Ни одна «зажигалка» не упала на крышу, бомбили другие районы. Гул самолетов и взрывы доносились откуда-то со стороны поселка Мясново.

После того, как отогнали немцев далеко от Тулы, продолжались трудовые будни: днем девушки работали, а долгими  зимними вечерами распускали старые шерстяные свитера, из ниток вязали носки и варежки. Все это они отправляли на фронт, думали, может и отцу, от которого давно не было вестей, что-нибудь достанется. На посылках вместо адреса писали: «На фронт» и относили их на пункты приема.

Весной 1942 года  пришло Извещение, где сообщалось, что в бою за Социалистическую Родину на Западном фронте Лагутин Прокофий Иванович (отец) пропал без вести, где похоронен не известно. С тех пор Нина с Валей стремились на фронт. Они, втайне от матери, ходили в военный комиссариат и просили отправить их в действующую армию.

Стать добровольцами у сестер не получилось: однажды, возвратившись с работы, они узнали, что приходил милиционер,  забрал их паспорта и сказал, что им необходимо утром явиться с вещами в военкомат. Оказывается,  26 марта 1942 года вышел приказ № 0058256 «О призыве в войска ПВО девушек — комсомолок», в нем говорилось: «Во исполнение Постановления Государственного Комитета Обороны за № ГОКО 1488сс от 25 марта 1942 года в войска противовоздушной обороны территории страны ЦК ВЛКСМ к 10 апреля мобилизуются 1000000 девушек – комсомолок для замены красноармейцев».al-03-strojКомсомолку Нину Лагутину призвали в 284-ый зенитный артиллерийский дивизион 308 запасного полка Прибалтийского фронта. Нина имела звание —  рядовой, и после непродолжительного обучения она стала наводчицей пулемета ДШК. В октябре 1943 года ей было присвоено звание – ефрейтор. В это же время Прибалтийский фронт был переименован во 2-ой Прибалтийский фронт.

В ноябре 1943 года войска левого крыла 2-го Прибалтийского фронта вели наступление на Витебско – Полоцком направлении, а в январе – феврале фронт участвовал в Ленинградско – Новгородской операции 1944 года. В конце февраля Нине присвоили звание младший сержант, наградили значком «Отличник ПВО» и перевели ее в 378-ой зенитный артиллерийский дивизион. Сюда призвали самых умных и сообразительных бойцов, отличников боевой подготовки, так как создавали батарею СОН-2.

al-03-lokatorБатарея СОН-2 представляла собой подразделение зенитной артиллерии войск ПВО, предназначенное для радиолокационного обнаружения воздушных целей, определения их координат (азимут, угол места, наклонная дальность) и выдачи этих координат на КП частей, а также непосредственно на ПУАЗО огневых батарей.

Техника батареи: передающая установка, приемная установка, пункт передачи данных, агрегат питания. Личный состав около 60 человек, в т.ч. 2 офицера – командир батареи и помощник. Примерно половина бойцов – девушки.

Младший сержант Лагутина была назначена командиром отделения приемной установки  станции орудийной наводки – СОН-2

al-05-stanciaСтанция позволяла зенитным батареям вести огонь по ненаблюдаемой цели. В те годы такой способ стрельбы многим представлялся фантастическим. Однако эффективность его оказалась неожиданной. После третьего залпа невидимый артиллеристами бомбардировщик вынужден был беспорядочно сбросить бомбы.

За время службы на станции орудийной наводки Нина почти не спала ночью. По ночам была самая горячая работа. Но и днем отдыхающих бойцов часто поднимали по тревоге, особенно в облачные дни, когда фашистские самолеты старались, не замеченными,  проникнуть на нашу территорию.

В составе 378-го зенитного артиллерийского дивизиона Нина Лагутина участвовала в Старорусско-Новоржевсвкой операции, в ходе которой войска фронта вышли на подступы к Острову и Идрице. В июле 1944 года войска провели Режицко-Двинскую операцию и продвинулись на запад до 200 км, а в августе – еще на 60-70 км вдоль северного берега Западной Двины и освободили крупный узел железнодорожных и шоссейных дорог – город Мадона.

Осенью 1944 года младшему сержанту Лагутиной вместе со своим  дивизионом довелось участвовать в Прибалтийской операции, в результате которой было завершено освобождение от фашистской оккупации Литвы, Латвии и Эстонии, разгромлены 26 дивизий группы армий «Север» и три дивизии полностью уничтожены. Основные силы этой группировки — 27 дивизий и одна бригада – были прижаты к морю на Курляндском полуострове и потеряли стратегическое значение. Окруженная курляндская группировка капитулировала 8 мая 1945 года.

За скупыми строками военных сводок – почти четыре года скитания по лесам, жизнь в палатках, голод и холод, пробирающий до костей, переправа через Северную Двину, когда на одном берегу – сотни бойцов, а на другом – не больше десятка оставшихся в живых и вода в реке – красная от крови. Бесконечные ночные караулы, когда стирается грань между сном и явью, и невозможно понять: зачем ты здесь и когда все это закончится.

Демобилизовалась младший сержант Лагутина в июле 1945 года из г. Шауляй Литовской ССР.

Алевтина Чернецова

Примечание: к сожалению,  в семейном архиве не сохранилось ни одной фронтовой фотографии, поэтому использованы работы фоторепортеров Великой Отечественной войны.

10164420cookie-checkМладший сержант Лагутина
 

Комментарии

  1. АватарОбыватель

    Вот люди были. Целое поколение. Клоунам с белыми лентами не понять. И не оценить.

      1. Аватарпенсионерка

        «Совком» не была, ни в какой партии не состояла, с 1945 г до ухода на пенсию работала контролером ОТК на заводе «Прибой» («Октава»). От постоянного прослушивания наушников почти оглохла, потом почти ослепла. Помогала воспитывать внуков, потом правнуков.

Добавить комментарий