А чиновники разводят руками
В регионе яйца подорожали на 12 %, а капуста – на 40 %. Производители, переработчики, облдепы, чиновники и представители торговых сетей вместе пытаются понять, как остановить истеричные пляски цен
Министр экономического развития региона Григорий Лаврухин оценивает ситуацию с ростом цен в Тульской области, как острую. Так же её характеризуют многие туляки: «В магазине грязная морковка по 26 рублей, а чистая уже 73. Её что, золотом покрыли? При этом ни одна, ни вторая ни разу не импортная!», «За полгода в три раза выросли цены на самые необходимые продукты: крупы, овощи, фрукты», «Товаров на прилавках становится меньше, по телевизору нас призывают меньше есть. Куда мы катимся?».
На этот вопрос сегодня вряд ли кто ответит не гипотетическими пассажами, а вот то, что с ситуацией что-то надо делать – очевидно.
Переходим на рыбу
В Тульской области прошли проверки цен на продукты питания, после чего производители, переработчики, облдепы, чиновники и представители торговых сетей собрались в правительстве, в оперативном штабе по мониторингу изменения конъюнктуры потребительских рынков. Думали, как сдержать их рост.
«Мы с 8 августа следим за стоимостью социально значимых товаров, — отмечает председатель комитета по потребительскому и предпринимательскому рынку Татьяна Лапаева. – Да, она растёт, но мы не лидеры по этим показателям в ЦФО. В Ивановской, Тверской, Калужской областях темпы намного выше».
Надо полагать, туляков это отрадный факт мало радует, когда они смотрят на прилавки с гречневой крупой, цена на которую поднялась, по данным Татьяны Лапаевой, на 19%, на овощи, подорожавшие на 8%, на куриные яйца (на 12%), на капусту (на 40% )…
По информации регионального минсельхоза, в стоимости овощей — большой процент сезонного роста цен. В то же время заметный рост идёт по основным товарам, с сезонностью не связанным. В частности, говядина в живом весе поднялась на 17%, свинина на 18%. А это влечет за собой удорожание мясопродуктов. В прежней цене осталась разве что рыба, выращиваемая в области.
Представители сетей, производители, переработчики уверяют: они понимают, что в «период турбулентности», как образно охарактеризовал происходящее глава минсельхоза Дмитрий Миляев, надо быть очень осторожными с ценовой политикой, иначе можно потерять покупателей, чьи кошельки не выдержат чрезмерного давления. Если довести людей до этой точки, то, как полагает Татьяна Лапаева, ситуация взорвётся.
По мнению зам. председателя облдумы Юлии Марьясовой, если не остановить рост цен (а по её информации, стоимость многих продуктов, особенно в отдаленных районах, поднялась на 40, а то и все 100%), то социального напряжения и митингов не избежать.
Однако сдерживать цены , использовав административный ресурс с его – «сказано – делай» — не сработает.
«Надо определиться с перечнем социальных товаров, цены на которые будут низкими, а так же решить вопросы обязательного присутствия их на прилавках. И решая этот вопрос, хотелось бы иметь в союзниках, а не в контролерах антимонопольный комитет», — сказала Юлия Марьясова руководителю региональной антимонопольной службы Юрию Елагину, а если это не случится, пообещала отправить митингующих к зданию антимонополистов.
«Нормы закона должны быть соблюдены. Все решения надо принимать в соответствии с законом РФ о конкуренции, — ответил Юрий Владимирович. – А для снижения цен надо искать внутренние резервы».
По его мнению, для этого сетям надо прежде всего отказаться от ретро-бонуса.
Флаг на бане
Для неосведомленных: ретро-бонус — это дополнительная услуга, скажем, в виде маркетинговых исследований, консультационных услуг или, скажем, работы по продвижению товаров, которая навязывается поставщикам товара сетями.
С заключениями договоров ретро-бонуса в регионе случаются впечатляющие курьезы. Некоторые сети принуждают поставщиков заключать договоры об информировании поставщика о количестве поставленного им товара в сети.
Тут можно рыдать, смеяться, но эта забава только по закону обходится производителю в 10%, которые, естественным образом, входят в стоимость товара. В цену, скажем, хлеба, такая игра добавляет полтора рубля.
Сетевики отбиваются лукавым – «сельхозпроизводители не жалуются». Попробуй вырази недовольство, и ты уже не увидишь свою продукцию в сетях.
«Ретро-бонусы товаропроизводителю нужны, как флаг на баню», — усмехается директор Тульской торгово-промышленной палаты Виктор Деревянко.
Деньги тяжко вытрясать
Сетевики намекают: товаропроизводители сами повысили цены и не уступают.
«Мы покупаем сахар, подорожавший на 70%, стаканчики из российской нефти, цена на которые поднялась вдвое, — рассказывает председатель совета директоров тульского молочного комбината Александр Ширинкин. — И все же значительную наценку устанавливают именно сети. Мы сами создали этого джина и сегодня он творит, что хочет».
И не только вводит ретро-бонусы, но и не вовремя расплачивается за проданную продукцию. Сети задолжали нашему предприятию порядка 200 миллионов рублей, не рассчитавшись за продукцию, поставленную в декабре.
Если в два раза уменьшить сроки возврата денег, мы сможем заняться модернизацией производства.
Сетевики отмахиваются: «Мы не можем это делать быстро. У нас огромное количество наименований и поставщиков». И советует обратиться в банк, который за небольшой процент вовремя отдаст деньги за проданную сетями продукцию, а потом получит деньги с сетевика.
В ответ производители упрекают оппонентов в лоббировании интересов банка, оплата услуг которого тоже ляжет в цену товара, а так же упрекают в ярком увлечении сетей развитием собственных торговых марок, что, естественно, никак не стимулирует продвигать тульских производителей.
«Убили маленькие магазины, теперь имеем то, что имеем», — констатируют руководители сельхозпредприятий.
Всё дело – в личности
И только генеральных директор «Лазаревского» Федор Романовский не имеет претензий к сетям.
«Наше сотрудничество, мягко говоря, не задалось. Поэтому мы давно построили свои лавки и магазины и торгуем самостоятельно, постепенно увеличивая продажи. И никаких ретро-бонусов и тяжких дум о том, когда с тобой расплатятся за проданную продукцию. Конечно, в сегодняшних условиях, у нас тоже есть проблемы. Из-за упавшей покупательской способности туляков мы сократили выпуск деликатесов. Но тут же увеличили объемы более дешевой продукции и нашли возможность немного снизить цену.
Что касается сдерживания роста цен…. Тут многое зависит от личности. Ответственный человек просто должен понимать, что спекулировать в такой момент нельзя, нельзя задирать необоснованно цены. А если этого понимания не будет, даже самые замечательные соглашения не помогут».
Хочется, чтобы движение в решении ценового вопроса было обоюдным и сетевые компании не старались выскользнуть из совместной работы. Некоторые проблемы, озвучиваемые сегодня поставщиками товара в сети, связаны в первую очередь с отстройкой планирования. Не буду называть магазин, но я специально туда хожу посмотреть – будет там когда-нибудь мягкий хлеб или нет. Хлеба много, мягкого нет, а возвраты продукции идут. Я работал на хлебокомбинате и знаю: бывают ситуации, когда хлеб привозишь, а потом, даже не поступая в магазин, он возвращается к тебе обратно. То есть хлеб есть, но он не доходит до покупателя. Полагаю, что сетевики вполне в силах справиться с такой ситуацией. А без сетей сегодня не обойтись. Но если мы будем только сельскохозяйственный сектор и предприятия сетевой промышленности нагибать, далеко не уедем. У них тоже есть чем защищаться: цены на удобрения подорожали минимум на 30%, подорожали средства защиты растений, семена, запчасти, сервис. Так что отпускные цены тоже вырастут. По моему мнению, чтобы решить вопрос о стабилизации цен и механизме их сдерживания, надо наладить своевременный возврат оборотных средств, работу с возвратами товара, рассмотреть вопрос о снижении наценки в натуральных величинах. Конечно, никто не пытается подорвать экономику и финансы сетей. Речь идет только о социальных товарах, перечень которых в ближайшее время будет утверждён. Каким окажется формат соглашений, о которых сегодня говорят сетевики и товаропроизводители, мы еще посмотрим. Это могут быть двухсторонние соглашение между сетями и конкретным поставщиком. Но очевидно, что в них должны быть условия, обязывающие производителя товаров установить определенный режим цены и сохранить его на какое-то время, а так же условия со стороны сетей, которые позволят облегчить жизнь тульского производителя и переработчика. Мы должны выходить из сложившейся ситуации достойно, не перекладывая ответственность с одних плеч на другие, а совместно ища решения этих вопросов.
Дмитрий Миляев, министр сельского хозяйства Тульской области
Алиса Светлова, «АиФ-Тула»
Романовский — глыба. А торгаши — уроды.
Так, торговые ряды с кассами можно и святой водичкой побрызгать!
Проблемы индейцев-покупателей шерифа (хозяев сетей) не волнуют.
Сегодня пакетик сливок (20 процентов жирность) за 71 рубль с копейками покупать пришлось. Они там не рехнулись часом?
Про невидимую руку рынка слышали хоть что-нибудь?
Слышали даже про то, что свобода лучше, чем несвобода, жить надо не по лжи, а падение режима неизбежно.
Оборзели совсем эти сетевики, гребут под шумок, благотворительностью не занимаются, ни в дома престарелых, ни в детские дома, ни помощь Донбассу…. Нажива и еще раз нажива
Спасибо груздеву за это!