Войти   Регистрация

В гости к Льву Толстому — как мы съездили на Ясную Поляну

Четыре часа утра, рассвет только намекает на свое присутствие, а мы в это время садимся в теплую машину, прогретую загодя, и выезжаем. Чемодан в дорогу был собран за один день – поездка наметилась внезапно, а мы и рады – нам не привыкать, только дай волю нестись в очередное путешествие. На этот раз пункт назначения – Ясная Поляна, знаменитая усадьба Льва Толстого. Находится она в Туле, а мы едем из Краснодара, значит, часов 15 — и мы на месте.

Давно хотели посетить это место, ведь мы живем не так далеко, и у нас есть возможность увидеть то, о чем другие могут прочитать только в книгах. О Ясной Поляне, надеюсь, знают все еще со времен школы. Место, где родился и прожил большую часть жизни Лев Толстой, где он написал свои знаменитые романы. Для нас же это возможность прикоснуться к чему-то великому.

Дорога в удовольствие, едем по трассе М4-Дон. Машина несется в свете красных и желтых огоньков фар других автомобилей, мы еще немного сонно, но увлеченно болтаем на разные темы, настроение приподнятое и атмосфера уютная – как раз такая, которая нужна для дальних дорог.

В Тулу мы приехали после обеда следующего дня, остановиться решили в гостинице в центре, чтоб еще была возможность посмотреть город. До Ясной Поляны ехать всего минут  20 от центра. Наверное, туляки ездят туда на выходные, я бы точно ездила.

На следующий день, мы в 9 утра подъезжаем к Поляне, видим, что все стоянки заполонили машины (кстати, большинство с других регионов), кругом ходят люди, стоит шум и гам. Перед входом на территорию усадьбы раскинулись торговые палатки: в продаже магниты, декоративные тарелки с фотографиями Льва Толстого, различные сувениры с символикой Ясной Поляны, начиная от деревянных расписных ложек, заканчивая картинами с видами березовых рощ на территории усадьбы. На обочинах стоят ведра с желтыми и красными яблоками – торговля идет полным ходом, настоящая ярмарка.

На экскурсию в сам дом-музей Толстого мы не попали – билеты закончились. Нам рекомендовали приехать на следующий день рано утром: «Может, тогда вы успеете купить билеты» — сказала нам билетерша в кассе, а после обеда нечего и пытаться – в выходные на Ясной Поляне всегда аншлаг, особенно осенью. Осенью Поляна невероятно красивая – человеку, посещающему ее первый раз, надо ехать обязательно в этот сезон. Летняя пора тоже хороша, но осенью, на мой взгляд, как раз та атмосфера, когда можно почувствовать неуловимую пыль прошлых лет, и дух человека, который здесь жил. И в голове сразу рисуются картины как он писал «Войну и мир» и «Анну Каренину», — в таком месте мысли сами собой становятся более философскими и мудрыми.

yapВдалеке дом Льва Толстого

Мы гуляем и удивляемся, как же люди жили! Какая огромная территория! Березы, дубы, сосны, все это есть сейчас, было и тогда. Живо рисуется в уме картина, как Толстой совершал долгие прогулки по этим тропинкам, как общался с деревенскими жителями, какое наслаждение, должно быть, он испытывал, взирая на эту красоту. Березовые мостики через речки, пруды, с нависающими над ними ивами, яблоневые сады – все кругом такое родное почему-то. Точно будет, если скажу – это природа России, такой ее описывал Тургенев, Пришвин, и Лев Толстой, конечно.

По яблоневому саду можно гулять совершенно свободно, яблоки валяются под  каждым деревом, все их собирают и едят тут же, кстати, они очень вкусные – сладкие, немного с кислинкой, и очень сочные. Отношение к яблокам меня тоже удивило – валяются они на земле, в большом количестве  — хорошие, не червивые — не собирают их что ли?

Выходной день прошел душевно. Мы, конечно, рассчитывали на неторопливую прогулку, на спокойное созерцание  прудов и живописных видов усадьбы, а оказались в гуще людей, которые ходили по многочисленным тропинкам, сидели на всех лавочках, фотографировались на березовых мостиках, плели венки из листьев, в общем, люди был везде…

Что ж, в такой ситуации остаётся радоваться тому, что знаменитые места нашей страны не забыты, а продолжают вызывать живой интерес.

Для себя же мы решили одно – в следующий раз ехать только в будни.

Собираем сумки в обратный путь, домой. Опять термосы, на этот раз с чаем, бутерброды с сыром – мы хотим где-нибудь по дороге остановиться в живописном месте и перекусить. Едем так же по трассе М4 —  это еще один приятный аспект нашей поездки.  В Тульской и Липецкой области сделали платные участки дороги, цена от 60 до 100 рублей за участок, вполне приемлемо, особенно учитывая качество самой дороги – асфальт  черного цвета, почти глянцевый, машин мало, фуры почти не встречаются, так как ездят почти все по бесплатной дороге. Поэтому ехать здесь — настоящее удовольствие. Дима без конца останавливал машину, чтоб сделать очередной кадр. Виды, открывающиеся по дороге, вызывали много восторженных эмоций, природа безумно красивая: березы с желто-оранжевыми осенними листьями «горят», цвета настолько сочные, что просто завораживают. Среди берез растут ярко-зеленые сосны, где-то встречаются речки: картинные места, иначе не скажешь.
don1Мы нашли приятное местечко для перекуса, в березовом пролеске. Машину оставили на обочине, в поле видимости. Минут через десять к нашей машине подъехал пикап, из него вышел сотрудник службы дорожной безопасности. Мы сразу подумали, что, наверное, останавливаться было нельзя. Но мужчина поинтересовался все ли у нас в порядке, не сломалась ли машина, и предупредил, что в случае необходимости мы можем воспользоваться SOS-телефонами, которые расположены вдоль дороги через каждые несколько километров. Этот момент нас приятно удивил. Еще один плюс платных дорог.

don3don2don4Эту поездку мы обязательно повторим, нужно больше времени и дней, чтоб увидеть все. Мы так же хотим посетить другие места, которые связаны с русскими писателями, например, усадьбу Тургенева.