Офис Рафика Папяна не похож на рабочий кабинет одного из самых крупных тульских девелоперов, рискнувших построить торгово-развлекательный центр европейского уровня с видом на «серый дом» и Тульский кремль.
На рабочем столе даже компьютера нет. Лишь россыпь коротких записок (списки дел на каждый день), скромный прибор для авторучек, перекидной календарь, телефон и… вскрытые упаковки с лекарствами. А также табличка: “Осторожно, шеф не в духе”. До открытия первой очереди торгового центра осталось меньше месяца.
“Переживания, конечно, есть, — говорит Рафик Гарникович с заметным кавказским акцентом. — Ведь позади три года строительства и скандалов в прессе. А сейчас, ей-богу, хочется стакан граненый вина выпить, хотя я столько и не пью…”
Начинаем разговор с главного, а именно со скандалов вокруг строительства “Гостиного двора”.
— Когда начинали, вы предполагали, что будет столько шумихи?
— Нет, конечно. Вы знаете, что еще при Стародубцеве это место было отдано под застройку московской компании. Но тульские архитекторы были против, и этот проект не прошел. И тогда я решил начать стройку.
Здесь стоит пояснить, что по одному из вариантов Генплана Тулы исторический центр планировалось застроить так же, как было раньше, тем самым фактически лишить город центральной площади, которой, кстати, в Туле отродясь и не было.
Однако принят был другой, питерский проект, разработанный в 2004-2006 годах Научно-проектным институтом пространственного проектирования ”ЭНКО”, который предусматривал сохранение центральной площади. И тогда Рафик Папян решил построить грандиозный торгово-развлекательный центр. И дело здесь не только в бизнесе.
— Я бы мог в другом месте больше заработать, — утверждает предприниматель, — центр города, а площадь пустует, а здесь люди отдыхать должны.
Новое здание “Гостиного двора” и аббревиатура из трех буква “РГП” (Рафик Гарникович Папян) как вызов оборонной Туле, которой восемь веков недосуг было следить за собой, пока она ковала щит и арсенал России и штамповала самовары, которые сейчас нужны туристам и гостям города разве что в качестве вызывающе-громоздких сувениров.
Проект, разработанный известной фирмой, кажется слишком амбициозным для в целом убогой и невыразительной тульской архитектуры. Город еще должен привыкнуть к нему, как парижане привыкали когда-то к Эйфелевой башне и стеклянной пирамиде возле Лувра.
Рафик Папян тоже переживает за свое детище. Мечтает даже поднять на этаж действующий комплекс “Гостиного двора”, чтобы тот не выделялся. А пока рядом стоящее здание гостиницы и ресторана будет перекрашено в тон новостройки.
Главная идея архитекторов и девелопера - заново создать центр Тулы, сделать его живым. То есть местом, которое привлечет к себе горожан. В идеале интересы бизнеса и общества должны совпасть.
— Помимо вашего торгового центра рядом Тройка-посад, Парадиз, Утюг. Не многовато? Как будете конкурировать?
— У нас уровень арендаторов здесь другой. Итальянские, испанские, немецкие:”Bershka”, “Terranova”,”Motivi”, “Mango” . А также крупные российские “Снежная королева”и “М-Видео”. Даже на столичном уровне это будет один из лучших торговых центров. Это не мое мнение, а представителей крупных столичных сетей. По Москве “Гостиный двор” в десятку самых лучших может войти: две эскалаторные группы, девять лифтов, элипсовый атриум, отделка мрамором, шесть кинотеатров, выставочный зал, детский развлекательный центр, два ресторана, подземная стоянка почти на 200 автомобилей.
— Соответственно и другая арендная плата?
— Здесь я вам так скажу. Кинотеатры платят нам 300 рублей за квадратный метр (потому что инвестируют 150 миллионов рублей), большие магазины — 3 тысячи рублей за метр, маленькие — 5 тысяч. В среднем за каждый квадратный метр выходит 1000 рублей.
Почему мы так мало берем с кинотеатров и, например, с “Макдональдса”? Они людей к нам приведут.
— А сколько вложили?
— Более миллиарда рублей. На 90% это кредиты. Пришлось даже свой дом заложить.
— За какой срок планируете окупить затраты?
— Я думаю, максимум за пять лет. При этом надо учитывать, что столичные компании уже вложили в качестве предоплаты за аренду площадей порядка 300 миллионов рублей. Здесь уже мой талант предпринимательский. Я умею договариваться.
— А риски учитываете?
— Безусловно, я рискую, но оно того стоит.
— Вас называют “машиной для зарабатывания денег”. Можно сказать, что все ваши прежние проекты ранее были успешными?
— Вы не забывайте, что я старый цеховик. Работал с 1972 года. С нуля поднимался. Начинал, когда у меня был один рабочий и станок. За частное предпринимательство при советской власти я отсидел девять лет семь месяцев. У меня было семь цехов в Тульской и Калужской областях. Я огромные деньги по тем временам зарабатывал на продаже сетки- рабицы - 350 рублей в день. После освобождения приехал в Тульскую область и обосновался в Суворовском районе в колхозе у брата Василия Стародубцева. Организовал цех и получал процент от выручки. Семь километров пешком ходил каждый день в деревню Белая. Потом цех сгорел.
Купил шахту, снова открыл там цех. В 1991 году основал ООО “Индгарник”. У меня работало 60 человек в три смены. Производили гвозди и сетку-рабицу. Здесь (Рафик показывает на бывшее здание НИИ “ТНИТМАШ”) арендовал маленький магазин. Потом я купил акции института. Сначала у меня было 3%. Затем приобрел контрольный пакет акций, поскольку мой партнер не отдал мне этаж здания, как договаривались.
Я не берусь за все что попало, но, если взялся, выкладываюсь полностью. Причем не думаю о сиюминутной отдаче. Просто работаю, а результат приходит.
Я с деньгами вырос, поэтому сытый. Мне хоть миллиард, хоть десять миллиардов. Я все равно останусь такой, как есть. Могу со своим дворником выпить, если он нормальный мужик.
Приходит время, человек зрелым становится и по отношению к деньгам. В России стало слишком много людей с быстрыми деньгами. Поэтому многие ведут себя неподобающим образом. Но этим надо переболеть.
— Вы рассказали о масштабных вложениях в “Гостиный двор”, а на днях власть продала вам в аренду богучаровскую гостиницу. Потянете?
- Да. Вы же о моих планах не знаете? Сейчас о прибыли речи не может быть. Но в перспективе я хочу раскрутить этот гостиничный комплекс. Хочу построить там хорошую гостиницу. Сделать зону отдыха. Лес, пруды рядом. Там очень хорошее место. Прежде чем принять предложение, я хорошо все продумал. Я не из тех, кто ждет быстрой окупаемости проекта. Прежде чем получить прибыль, надо вложить средства.
— А новый ЗАГС в “Гостином дворе” можно считать платой за разрешение на строительство?
— Я так скажу, никто не требовал, была лишь рекомендация, и я ухватился за эту идею. Это будет один из лучших ЗАГСов в России, я вам отвечаю!
На столе появляется дизайн-проект будущего Дворца бракосочетания. Поистине дворцовая отделка и интерьеры впечатляют.
С отделкой и мебелью эта пристройка будет передана городу в безвозмездную аренду на 15 лет. Дворец бракосочетания обойдется мне в 70-80 миллионов рублей. Здесь не стыдно будет и торжественные приемы проводить.
— Ходили слухи про то, что в новом здании поселится “Седьмой континент”?
— Это не больше чем слух. Арендаторов в наш центр подбирает международная компания “Colliers”. Да и формат “Седьмого континента” не такой, чтобы у нас торговать.
— Вы начинали как цеховик, производственник. Сейчас, на ваш взгляд, существует какая-либо положительная перспектива в этом секторе?
— Любой бизнес можно поднять. Главное, надо полностью вкладываться в начатое дело. Сейчас выгодно заниматься торговлей, но пройдет время, и производство будет выгодно. В России стыдно бедно жить.
В конце нашей беседы Рафик Папян заводит разговор на больную тему — парковки вокруг торгового центра. Уже построенная подземная автостоянка, которая сможет вместить до 200 автомобилей. Планируется, что под площадью перед Дворцом бракосочетания будет построена еще одна парковка. В сумме получится около 500 машино-мест.
“Я же не могу городские проблемы с автомашинами в центре города решить? Одно машино-место мне в миллион рублей обходится”, — сетует Рафик Папян.
Очевидно, что этот вопрос носит стратегический характер. Исторический центр города надо освобождать от любого транспорта, кроме общественного. Иначе мы скоро придем к транспортному коллапсу.
Об этом Рафик Папян мне не говорил, но наверняка со мной согласился бы.
”Напиши мужскую статью, я тебе сказал как есть”, — попросил Рафик Папян, когда закончился наш разговор.
Samouprav.ru
Комментарии можно оставить в интернет-журнале «Тульская PRовинция»