Репортаж с Десятого международного фестиваля крапивы под Тулой
Тульские власти и музей «Ясная Поляна» потратили на популяризацию крапивы 1,5 млн руб.
Фото: Мирослав Робка
Мы в Крапивне. Проделали долгий путь, почти двести километров, чтобы своими глазами увидеть Десятый международный фестиваль крапивы. На шоссе возле кладбища пыль и жара, полсотни машин с тульскими, московскими номерами. Народ спешит на праздник: «Косынку взяла? Солнце-то какое!» Все охвачены крапивной лихорадкой: ищут обещанные программой крапивные бои, крапивную кулинарию, крапивные товары народного потребления. Пробираясь сквозь гомонящую толпу, медленно идем по уставленной палатками улице.
Когда-то Крапивна была городом, центром крестьянской жизни. Здесь останавливался Лжедмитрий I на пути в Москву. Но где он это делал, установить невозможно: к XX веку город пришел в упадок. Все обветшало, рухнуло, заросло. В добротных купеческих домах выбиты окна, заколочено и обнесено забором здание бывшего дворянского собрания, под ногами крошится глина вперемешку с булыжником.
Впрочем, в судьбе Крапивны наметились перемены. Десять лет назад директор музея-усадьбы «Ясная Поляна», а ныне советник президента Владимир Толстой придумал проводить на селе Международный фестиваль крапивы. Проходит же в Веймаре фестиваль лука — чего бы и Крапивне не блеснуть. Тем более место культурное: от Ясной Поляны до Крапивны 40 километров, здесь жил брат Льва Толстого, да и сам писатель наезжал сюда, даже вывел в романе «Воскресение» крапивенскую тюрьму. На самый первый фестиваль приехало немного народу, а в 2011 году — почти 10 тысяч человек. И джазовые музыканты здесь выступают, и короткометражки показывают в рамках фестиваля, а главное — удалось поделить расходы на все это (1,5 млн рублей) с губернатором Тульской области.
Все это рассказывает сам Владимир Толстой, с которым мы стоим на центральной площади возле сцены. Ничто в Толстом не выдает советника президента: скромное полосатое поло, синие джинсы. Телохранителей у Толстого нет, можно задавать любые вопросы.
— Какую роль в вашей жизни играет крапива, Владимир Ильич?
— Самую активную! Во-первых, я люблю крапивные щи. Во-вторых, меня всегда потрясала ее жизнеспособность. Я в деревне рос, под Москвой. Как-то у нас там сгорел то ли сарай, то ли дом. И вот даже на пепелище вдруг поперли эти стебли! Такая мощь! Такое жизнелюбие! Настоящий символ возрождения. И для этого города, как видите, она стала символом.
— Хорошенький символ. Она жжется!
— Ну да, жжется. Потому что защищает себя. А как иначе?
— Может, тогда уж символом России ее сделать?
— В этом есть логика. Она могла бы стать символом возрождения малой, провинциальной России, если нам удастся с помощью фестиваля поднять из руин Крапивну.
— Вы приглашали президента на фестиваль?
— Я думаю, это не совсем его масштаб. Но если город возродится, если будет прецедент, это может стать предметом его интереса.
На площади веселье в разгаре. Народ топчется около ларьков с выпечкой. Нарасхват идет сосиска в тесте с крапивой, котлета в тесте с крапивой, крупный пирог с крапивой и картошкой, расстегай с крапивой и семгой.
— Почем?
— Тридцать — штучка, двадцать пять — кучка.
Мы тоже покупаем на пробу — сразу десять штук. В пироге чернеет начинка: мелко порубленные, упругие листья без запаха.
— Ешьте, не бойтесь, — уговаривает продавец.
Пирожок не жжется. За нами выстраивается очередь. «Че, правда с крапивой?» — надкусывают с опаской. «Да ну, пойдем лучше шашлык съедим».
От выпечки и розовой ваты люди перемещаются к развлечениям. Посреди площади — немецкий мотоцикл с коляской. Можно оседлать его, напялить каску, взять в руки автомат и сняться с боевой подругой на память. А можно сунуть голову в картонный стенд с фольклорным сюжетом и надписью «Привет из Крапивны!» и сфотографироваться в роли мужика или козы.
На поляне за кустами — импровизированный ринг. Двое ведущих приглашают «принять участие в крапивных боях и получить памятный подарок». На ринг выходят трое мальчиков и две девочки. Ведущие выдают каждому солидный сноп крапивы, с грехом пополам разбивают детей на пары. Предупреждают: по лицу не бить, только по рукам и ногам. Хором считают до трех, и дети начинают изо всех сил хлестать друг друга символом возрождения. Сначала понарошку, потом, озлобившись, всерьез. Крапива быстро превращается в лохмотья, но ведущие подносят новые и новые охапки. Родители громко подбадривают:
— Гэть! Гэть! Вера, наступай! По рукам бей!
Дети из последних сил машут крапивой. Наконец, ведущие командуют «Брэк!» и вручают памятные подарки: диплом участника боев в виде крапивного листа. Участники, вздуваясь на глазах и еле сдерживая слезы, сходят с ринга. Впереди у них визит на детскую театральную площадку. Там, под рябинами, им покажут спектакль «Жил-был зайка», расскажут о приключениях компота и представят музыкально-поэтическую композицию.
Тема крапивы исчерпывается кулинарией и боями. Крапивную одежду обнаружить не удается. Но гостей международного фестиваля это не смущает. Они охотно приобретают белорусский трикотаж, китайские ласты, индийские благовония и российское чучело горностая. На главной сцене под транспарантом «Фестиваль крапивы» сосредоточенно играют звезды столичного джаза — Сергей Манукян и Алексей Кузнецов. Не обращая внимания на палящее солнце, дети крапивы заполнили все места на длинных, наскоро сбитых деревянных лавках перед сценой, слушают бессмертную Cantaloupe Island.
А мы идем на реку. Музыка сюда не долетает, людей нет, царит атмосфера тихого жизнелюбия. Берега густо заросли крапивой в человеческий рост. Трудно поверить, что обычная Urtica dioica (стрекучка, жигалка, костырка) готовится стать символом возрождения провинциальной России.
Алексей Яблоков, «Ведомости. Пятница»
Приехали в первый раз всей семьёй. Очень понравилось.Надеемся приехать в следующем году. ВСЁ просто здорово(кроме дороги Суворов-Одоев-Крапивна).МОЛОДЦЫ!
Спасибо за статью. Обязательно съездим в следующий раз.
Фото и видео с фестиваля можно посмотреть в группе В контакте! http://vk.com/club17501577
хруст в пргибе отмечен. сходи почавкай!
Причём здесь Веймар? Лук для немцев — как сало для хохлов или водка для русских. Почти национальный символ. А по сути — молодцы.
Все время интересуются отношением местных жителей к этому карнавалу. Ничего хорошего для нас.А некоторые без мата не вспоминают-дорогу на д.Малынь перекрыли ,проулки по которым машины пробирались в обход из за дождя превратились в непролазные колеи. Несколько машин сидело на брюхе,Толстова с губернатором бы провезти от школы до больницы чтобы весь кайф праздника прочувствовали.
Вам просто навязывают ложные ориентиры . Празднуем , радуемся . Все . Ура крапиве! Мяса на селе нет, поля пустые от Тулы до Вязьмы . Гуляй по крапиве!
Веймар и Крапивна!Сравнение конечно в пользу Крапивны!Городок чистый,ухоженный,домики беленные с черепичной крышой как на подбор,местные жители доброжелательные-трезвые взрослые,милые улыбающиеся дети-сплошной позитив!!!И Веймар этот…Дорога пыльная,церквушка бурьяном поросла,здания полуразвалившиеся,дядьки с тетьками в .опу,пацанчики с "ягой" мутными взглядами тебя провожают,центральная площадь заплевана-заблевана-"красота"! Не,Россия-матушка лучше всех!!!
Трудно поверить, что обычная Urtica dioica (стрекучка, жигалка, костырка) готовится стать символом возрождения провинциальной России-и не верь,Алешенька Яблоков!))))Ягуар
да конопелька-символ возрождения провинциальной России
Цены там не на жителей области, судя по всему, рассчитаны. Куцый пирожок с травой — 30 руб, цены идут с шагом 50р — это 50р, чуть побольше — 100р итд. Какой-либо осмысленной программы не увидел, одни торговые ряды. Больше — не ногой.
Очень "понравился" на фестивале в Крапивне вечерний рок концерт, который проходил в непосредственной близости от действующего храма. Чем не "панк молебен"? После такого концерта, несчастные Пусси райд вообще нервно курят в сторонке (((
В Крапивне самым красивым зданием было дворянское собрание.
Здесь бывал часто Лев Николаевич Толстой.В 80-х годах там находилась школа-интернат , памятник истории и архитектуры был жив. При нынешнем шоумеэне-праправнуке развалилось все в Крапивне окончательно и крапива стала символом брошеного города.Для справки-в книге тульского краеведа Майровой говорится о том ,что к названию города крапива отношения не имеет.