Для того чтобы утверждать, что Тульская область испокон веку была развитым промышленным регионом, большого ума не надо. Это все знают. Как все знают и то, что с началом горбачевской перестройки, повернувшей всю нашу экономику «к лесу задом», у всей отечественной, в том числе и у развитой тульской, промышленности возникли серьезные проблемы, вполне способные кого угодно довести до «летального исхода». Насколько хорошо промышленные предприятия чувствуют себя сегодня и есть ли у них надежда на полное выздоровление? Об этом мы расспросили заместителя губернатора Тульской области, курирующего вопросы промышленности, Владимира РОТИНА.
— Несмотря на определенные трудности, вызванные в первую очередь постоянно меняющимися в сторону увеличения ценами на энергоносители, основная масса наших промышленных предприятий, по моему мнению, чувствует себя как раз неплохо. За первые пять месяцев нынешнего года объем производства в нашей области составил 107,9 процента по отношению к уровню прошлого года. Сокращается задолженность по заработной плате, увеличиваются объемы выпускаемой продукции. Особенно хорошо дела идут у предприятий химической промышленности, неплохо работает машиностроение. Ну и, естественно, «оборонка», увеличившая в этом году объем оборонного заказа почти на сорок процентов. Довольно успешно преодолевают трудности, связанные с ростом цен на сырье, и наши металлурги. Хотя на рынке чугуна сейчас ситуация достаточно сложная и пора бы им подумать о переходе на выпуск стали. Если же оценивать положение дел в нашей промышленности в целом, то я бы охарактеризовал его как уверенную стабильность с определенными наметками на дальнейшее улучшение ситуации.
— И все-таки, несмотря на видимые успехи химиков и машиностроителей, мы привыкли к тому, что главной отраслью тульской промышленности является «оборонка». Планируется ли увеличить госзаказ для предприятий нашего оборонного комплекса?
— Госзаказ растет постоянно. Из года в год он увеличивается в среднем на 25-30 процентов, а в нынешнем году, как я думаю, он вырастет даже больше — процентов на 50. Но здесь главное заключается не в объемах государственного заказа, а в том, насколько быстро наши предприятия смогут за счет этого заказа достигнуть так называемой «точки безубыточности». Этот вопрос очень важен. У нас есть, к примеру, предприятия, которые располагают серьезными производственными мощностями, и для достижения этой точки им необходим госзаказ в семьсот миллионов рублей, в то время как получают они заказ на пять миллионов. Для решения этого вопроса нам приходится очень серьезно работать и с Министерством обороны, и с Гособоронзаказом. Но когда мы видим, что на требуемый объем государственного заказа мы не выходим, то нам приходится решать вопрос оптимизации имеющихся производственных площадей с тем расчетом, чтобы на свободных наращивать другие объемы производства, одновременно не снижая возможностей данного предприятия по выпуску оборонного заказа. Хотя по отдельным предприятиям можно сказать, что1 их оборонная продукция в том объеме, который они способны произвести, просто не нужна. Это и завод «Штамп», и Алексинский химкомбинат, и КРЭМЗ. Им-то в первую очередь и необходимо думать о переводе ряда мощностей на другое производство. Кстати, именно названные мною три предприятия плюс Ясногорский машиностроительный завод являются нашей самой значительной головной болью. Внимательно следим мы и за развитием ситуации на «Тулабумпроме», но там в настоящее время больше работы для правоохранительных органов.
— Сам собой напрашивается вопрос об успехах на ниве привлечения в тульскую промышленность внешних инвестиций…
— Иностранный капитал в Тульской области давно и успешно работает. Например, такая компания, как «Проктер энд Гэмбл», сейчас пытается сконцентрировать большое количество объемов своего производства у нас в Новомосковске. Это нас очень радует и однозначно свидетельствует о том, что и политический, и инвестиционный климат в нашей области довольно положительный. Вроде не жалуются на нас «Гипс Кнауф» и «Каргилл», С руководством всех трех названных мною предприятий, кстати, недавно встречался губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, и во всех случаях получился весьма плодотворный разговор по поводу расширения производства. Продолжаем мы работать и со шведской фирмой SCA, занимающейся производством бумажных гигиенических изделий из макулатуры. Наша областная Дума приняла в первом чтении закон Тульской области о льготном налогообложении инвестиционной деятельности, и это должно серьезно помочь нам в деле привлечения в область крупных инвесторов. Хотя бы потому, что иностранные инвесторы признают лишь законодательно определенные нормы и правила поведения.
— А насколько велика роль малых предприятий в процессе развития тульской промышленности?
— По моему мнению, без малых предприятий обойтись невозможно. Посмотрите, как организовано производство во всем мире. Существующие в развитых странах крупные заводы занимаются в основном сборкой продукции из деталей, изготовленных малыми предприятиями, где издержки производства значительно ниже. Я думаю, если бы нам удалось организовать такую сеть малых предприятий, занятых производством, которым государство предоставило бы определенные налоговые льготы, да плюс подкрепить все это доступностью кредитных ресурсов, это стало бы хорошим подспорьем для успешной деятельности наших крупных заводов. И вероятно, это дало бы нам возможность увеличить объем производства не на 107, а на все 117 процентов. Но, к сожалению, на сегодняшний день такого рода методов удвоения ВВП у нас в стране не наблюдается.
Беседовала Татьяна МОРОЗОВА.