Войти   Регистрация

Андрей Самошин: «Президенту нужен другой курс». «Засечный рубеж» № 27 июль 2004 года.



Голосование по отмене ветеранских льгот, произошедшее 1 июля в Государственной Думе, стало кульминацией нарастающего социального противостояния. Законопроект, внесённый правительством, вызвал массовые митинги протеста по всей стране, Пикетирование здания Государственной Думы в день голосования вылилось в столкновения с милицией. Но, вопреки силовому давлению и мошной пропагандистской кампании, большинство россиян не согласно с отменой льгот. Наверное, впервые после ухода Ельцина власть и народ в такой степени не понимают друг друга.

Противостояние в обществе не миновало и депутатский корпус. Дрогнула сплочённая прежде фракция правительственного большинства «Единая Россия». Двадцать два «единоросса» отказались голосовать за отмену льгот, несмотря на фракционную дисциплину. В этой обстановке одним из немногих депутатов фракции, осмелившихся голосовать «против», оказался Андрей Самошнн. Он заявил, что избиратели дали ему наказ защищать льготы ветеранов и мнение земляков для него важнее других решений.

Мы связались с Андреем Анатольевичем Самошиным по телефону и попросили его прокомментировать сложившуюся обстановку в стране и в Думе. По его мнению, отмена льгот — только надводная часть айсберга. Фактически речь Самошина вышла за рамки обычного комментария и превратилась в своеобразный манифест — обращение к президенту. Андрей Анатольевич пообещал оформить свои мысли в качестве письма руководителю государства. Полный текст речи Самошина в литературной обработке нашего корреспондента мы приводим ниже.

ЭКОНОМИТЬ НАДО НА БОГАТЫХ, А НЕ НА БЕДНЫХ

Зачем правительство предложило заменить льготы на денежные компенсации? Отчасти чтобы упорядочить их выдачу. Но только отчасти. В значительной степени мы имеем дело с желанием сэкономить. Президент и премьер неоднократно говорили, что страна несет неподъёмное бремя социальных обязательств, в два раза превышающих бюджет. Отсюда властью делается вывод: надо сокращать социальные расходы.

Экономят не только на льготах. Отменяются детские пособия, снимают надбавку сельским учителям. Под угрозой оказывается вся система социальной защиты россиян.

Люди это чувствуют. Сколько бы не говорили нам по телевизору, что замена льгот компенсациями обернётся для ветеранов дополнительными благами, недоверие в обществе сохраняется. Ветераны чувствуют, что на них хотят сэкономить, — и протестуют.

Голосуя против правительственного законопроекта, я присоединился к протесту ветеранов. Хотя, имея опыт главы района и работая в думском комитете по бюджету, я отчётливо вижу, что государственная казна в самом деле не справляется с социальной нагрузкой. Экономия в нашем хозяйстве необходима. Только экономить надо не на бедных. Не на стариках, считающих каждый рубль на лекарства; не на ветеранах войны и на многодетных мамах, Экономить надо на богатых. Это и справедливее, и даст гораздо более серьёзную прибавку в бюджет.

Узкий круг богатеев просто купается в роскоши. Ни в одной развитой стране мира нет такой пропасти между богатыми и бедными, как в сегодняшней России. Когда Абрамович приплыл на футбольный чемпионат в Лиссабон на личной яхте, не сразу нашёлся подходящий причал,— ни у кого в Европе нет такого размера прогулочных кораблей!

У нас до сих пор сохраняется так называемая «плоская шкала» налогообложения, по которой и миллиардер, и сельский механизатор платят одинаковый подоходный налог — 13 процентов. В Швеции богачи отдают в казну до 80 % личной прибыли. В Германии — примерно половину. Почему же в России, с нашими традициями коллективизма и справедливости, обладатели капиталов до сих пор находятся в таком привилегированном положении?

Основной источник богатства нашей страны — недра. До сих пор доля государства, то есть общенародная доля в доходах от добычи подземных сокровищ остаётся очень невысокой. Правительство делает шаги по увеличению сырьевой ренты (налога с добычи полезных ископаемых), но очень вялые. Я убеждён, что источниками пополнения бюджета должны стать возвращённые в народную собственность сырьевые ресурсы и высокий подоходный налог на богатых. Вот где надо искать финансовые резервы, а не в стариковских льготах!

УКРЕПЛЯТЬ ЦЕНТРАЛЬНУЮ ВЛАСТЬ, НО МЕНЯТЬ КУРС

Я вступил во фракцию «Единая Россия», но не в одноимённую партию. Вступление в партию предполагает согласие с определённой программой действий. А у «Единой России» ясно сформулированной программы нет. С действиями нынешнего правительства я также согласиться не могу. Но одновременно не считаю нужным бороться с государственной властью. Нам нужно всемерно укреплять центральную власть в стране, одновременно добиваясь смены курса.

Борьба против центральной власти и её свержение всегда означали для России раскол общества и крах державы. Так было и в феврале 1917 года, и в августе 1991 года. Хватит нам подрывать собственную государственность.

Наоборот, все успешные перемены проходили в России по доброй воле главы государства. Яркий пример — отмена крепостного права в девятнадцатом веке. Общественное движение славянофилов одновременно выступало в то время за сохранение монархии и отмену крепостничества. Они сумели убедить царя в необходимости освободить крестьян, избежав при этом братоубийственной гражданской войны. Уроки славянофилов — назидание нашим современникам. Чтобы перемены не потрясли основ нашей державы, нужно поддерживать Путина, но убедить его в необходимости нового курса.

ЗАПАДНЫЕ РЕЦЕПТЫ НЕ ДЛЯ РОССИИ

Думаю, что главная ошибка современного социально-экономического курса — копирование Запада. Но Россия очень сильно отличается от западных стран, и это необходимо учитывать государственным деятелям.

Прежде всего, наше отличие — природа. На территории России не растут апельсины и абрикосы, как в США и Европе. У нас долгая морозная зима, которая приводит к огромным издержкам в любом производстве: будь то промышленность, дорожное или сельское хозяйство. Поэтому в Россию не очень выгодно вкладывать капитал. Крупный бизнес всегда будет стремиться в более благоприятные зоны: в Средиземноморье, на Атлантику или на Тайвань. Значит, открытые границы России, сё вступление в ВТО будут означать для нас бегство капитала. Не мы получим инвестиции с запада и востока, а от нас будут уходить деньги. Поэтому нам нужен закрытый внутренний рынок и строгий контроль за крупным капиталом.

Русский национальный характер тоже имеет свои особенности. Мы не так предприимчивы, зато мы в большей степени привыкли ощущать себя государственными людьми. В России нельзя рассчитывать на развитие промышленности только по частной инициативе. Инициатива должна исходить от государства. Сегодня государство просто устранилось от промышленной политики: нет государственных капиталовложений в индустрию, нет налоговых льгот для перспективных отраслей. Всё брошено на волю свободного рынка, В результате капитал течёт только в сырьевые отрасли, а наша гордость и локомотив технического прогресса — машиностроение — постепенно разваливается; вековая основа российской экономики — сельское хозяйство — погибает. Государство должно вернуться к активной промышленной и аграрной политике.

Среди русских не много склонных к бизнесу, ко много склонных к науке, Выдающиеся достижения двадцатого века, сделанные нашими согражданами, говорят сами за себя. А наука не может развиваться в условиях голого рынка. Вложения в фундаментальную науку окупаются только через поколения,— ни один бизнесмен столько ждать не будет. Мы должны вернуться к высоко финансируемой государственной науке. Это залог нашего успеха в мировом соревновании. Те средства, которые сегодня убегают за рубеж, должны быть сохранены в стране и вложены в её научно-техническое развитие.

Начав с русского климата, невозможно не сказать и о жилищно-комунальной проблеме. В условиях русской зимы невозможно существование бездомных людей. Бедняки у нас не могут выжить в лачугах из фанеры, как в Латинской Америке, или в домиках из ДСП, как в США. Государство у нас обязано дотировать коммунальный сектор, чтобы обеспечить тепло в домах и кров над головой. Тем более, что источники тепла — газ, нефть, уголь — это общенародное достояние.

Признавая необходимость всемерного развития полезной частной инициативы россиян, я убеждён в необходимости возрождения государственной социальной и экономической политики. Я уверен, что у президента Путина есть шанс учесть особенности нашей страны и добиться её стремительного развития. Но для этого нужна не либерализация, а укрепление государственного начала.

Отмена льгот — это либеральный путь. Нам нужно идти другим путём.

63690cookie-checkАндрей Самошин: «Президенту нужен другой курс». «Засечный рубеж» № 27 июль 2004 года.
 

Добавить комментарий