Нынешняя кампания по выборам в Госдуму обещает небывалые строгости. Об особенностях современного законодательства и об их применении на практике рассказывает председатель областной избирательной комиссии Валентина ФЕДОСЕЕВА.
— Я бы не стала говорить об особых строгостях закона — он просто более четко регламентирует все этапы избирательной кампании. Иногда даже в сторону смягчения. Раньше, к примеру, кандидат мог начинать агитацию только после регистрации. Но ж-ведь большое количество подписей избирателей трудно собрать, не имея под рукой хоть какой-то информации о кандидате. Теперь агитационная деятельность разрешена законом со следующего дня после подачи кандидатом заявления в избирательную комиссию о намерении баллотироваться в Госдуму. Еще один момент, который можно трактовать только в пользу кандидата: избирательные комиссии, приняв подписи в поддержку кандидата и все полагающиеся по закону документы, обязаны в течение десяти дней проверить подписные листы. И оговорки насчет нехватки людей в расчет приниматься не будут.
— Строго законодатели подходят к работе комиссий.
— Если оценивать этот подход с точки зрения всего избирательного законодательства, то да, строго. Ведь комиссии могут быть даже расформированы по решению суда — за нарушение законодательства. На основании жалоб на действия или бездействие комиссии. А за попытку фальсификации результатов выборов члены комиссии вообще могут быть привлечены к уголовной ответственности.
— Не меньшие строгости предусмотрены для средств массовой информации. По закону получается, что за деньги одного кандидата или партии можно опубликовать любой компромат на_другого кандидата или партию. Но если кандидат ночами поедает христианских младенцев. то бескорыстно сообщить об этом не моги…
— Не совсем так. Газеты обязаны информировать читателей. Но не имеют права на <серую>, неоплаченную соответствующим образом, агитацию. Если что-то случилось и этот факт официально зафиксирован соответствующими органами (например, милицией, если речь идет об уголовном преступлении), то почему не сообщить об этом. Единственно, что надо быть крайне осторожными с комментариями события.
— В прошлую избирательную кампанию у меня был случай: в редакцию пришла пожилая очень интеллигентная женщина. В одной руке она держала листовку кандидата в депутаты гордумы, в которой буквально всем было обещано все. В другой руке у нее были копии почтовых извещений на копеечные суммы — такие алименты присылал этот самый кандидат на содержание своих детей, внуков этой женщины. Пришлось ей объяснять: опубликовать такое нельзя.
— Все правильно, со стороны этой милой женщины была попытка контрагитации в отношении кандидата в депутаты гордумы.
— А мне показалось, что это была попытка получить с него нормальные алименты.
— Возможно, и так, но ведь вопрос с алиментами решается уж точно не в редакции, а в суде.
— Валентина Алексеевна. прокомментируйте, пожалуйста. факт прикрепления к трем избирательным округам Тульской области более чем ста тысяч граждан Израиля. сохранивших и российское гражданство.
— Интересно, почему вокруг этого факта такой ажиотаж. Мне только сегодня корреспонденты двух телекомпаний по этому же поводу звонили.
Ко всем округам, где достаточно высок процент сокращения населения, приписаны граждане Российской Федерации, проживающие в других государствах: в Республиках Прибалтики, Казахстане, Кампучии. Я ничего не слышала о беспокойстве по поводу того, что к двум одномандатным округам в Калужской области приписаны по 38 тысяч человек, проживающих в Молдове.
Ведь в каждом округе должно быть хотя бы примерно равное количество избирателей.
— Иностранные избиратели будут голосовать только за партии. или за кандидатов тоже?
— Насколько я знаю, речь идет о двух бюллетенях. Если человек полноценный гражданин страны, он не может голосовать с половинным правом.
— Скажите, женское ли это дело — возглавлять областной избирком?
— Конечно, женщин на этом посту не так уж много. Но они есть. Кого избрать, решает комиссия каждого региона и Центризбирком. Правда, в нашем случае ЦИК не вмешивался. Меня рекомендовали только в состав комиссии. Но результат превзошел все ожидания — сразу журналисты раздули из этого избрания целую историю. Помните, как писали: <Это не человек губернатора>, <Теперь губернатору не видать третьего срока> и так далее.
— А вы- человек губернатора?
— Я председатель облизбиркома. Я не имею права решать: баллотироваться губернатору еще на один срок или не баллотироваться. Это не определит даже Закон Тульской области <О выборах губернатора Тульской области>. Здесь все решает Устав области. А его (как и все изменения и дополнения) принимает облдума, причем принимает двумя третями голосов, а не простым большинством.
Задача избирательной комиссии — организовывать и проводить выборы в соответствии с теми законами, которые принимают депутаты.
Беседовала Наталья Зелиньска.