Войти   Регистрация

<Уотергейт> каждый днь. <Независимая газета> № 73 (2906) от 11 апреля 2003 г.

Перетряска в исполкоме «Единой России» нанесла серьезный ущерб интересам правых. «В старом аппарате, при Беспалове, была парочка ребят, с которыми мы сотрудничали. Теперь их вычистили, и мы остались без агентуры», — по секрету рассказал обозревателю «НГ» высокопоставленный функционер СПС. По его оценке, это очень серьезная утрата. Сегодня, дескать, ни одна серьезная партия не идет на выборы, не забросив в штабы конкурентов своих лазутчиков. Иначе нельзя. «Уотергейт» стал массовой политической технологией, все шпионят за всеми, чужие глаза и уши приставлены к каждой замочной скважине…

«Да, есть такое явление», — подтверждает один из лидеров «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин. Правда, «яблочники», по его словам, подобными вещами не балуются. Это обычная «фигура речи». Все партработники, с которыми говорил обозреватель «НГ», выражались однообразно: у них это, дескать, не принято, но вообще межпартийная слежка — дело рядовое. Публичное разоблачение вражеской агентурной сети, предпринятое в начале года коммунистами, — случай в отечественной практике исключительный. Обычно о таких провалах, как и в нормальных разведках, вслух не говорят. Да и коммунисты разговорились только потому, что выявленная ими «шпионская сеть», как им показалось, разрослась до масштабов антипартийного подполья.

Что является объектом межпартийного шпионажа? По наблюдениям Евгения Сучкова, заместителя председателя исполкома СПС, вражеского разведчика более всего интересуют источники и размеры финансирования избирательной кампании конкурента, его неформальные отношения с органами власти, технологические заготовки партийных стратегов и «пиарщиков». «Если наш соперник разведает, через какие агентства мы будем размещать наружную рекламу, с какими СМИ заключили договоры о сотрудничестве, какие каналы используем для связи с регионами, он может сорвать нам всю кампанию, — говорит Евгений Сучков.- И рекламные агентства, и СМИ, и каналы связи можно перекупить».

Сергей Митрохин вспомнил случаи, когда конкуренты перекупали уже готовую рекламную продукцию, оставляя жертву в положении погорельца. Но это достаточно простая, даже грубая работа. У партийной разведки бывают и более сложные задачи. Например, руководство КПРФ «из своих источников» недавно получило информацию об интересных планах партии власти. Речь идет о проектах «25» и «Дарья». В первом случае планируется перекупить 25 умеренно левых кандидатов-одномандатников, представляющих в том числе и Компартию. Затем к ним добавят десять независимых, и можно будет зарегистрировать полноценную депутатскую группу пропрезидентской ориентации. Второй проект, «Дарья», — сугубо пиаровский. На одном из главных телеканалов якобы готовят на роль «Доренко в юбке» бывшую депутатку-коммунистку Дарью Митину. Порвавшая с Компартией Дарья будет рассказывать про ужасные нравы, которые молодая активистка наблюдала в КПРФ своими глазами. Естественно, что, получив такие сигналы, коммунисты дали своим агентам задание установить личности кандидатов, готовых продаться, выяснить, кто и где готовит телепремьеру Митиной, и, если данные подтвердятся, ликвидировать эти угрозы.

Особенно беззащитны перед шпионажем, по словам Митрохина, региональные избирательные штабы и кандидаты, идущие по одномандатным округам. В центральных штабах есть что-то наподобие службы собственной безопасности, а региональные филиалы надежного прикрытия, как правило, не имеют. Впрочем, по-настоящему надежным щитом не удается прикрыть и головные штабы. Щелей, через которые может «протекать» служебная информация, слишком много — все не заткнешь. Собеседники «НГ» подразделяют лазутчиков на «засланных» и «перекупленных» и называют несколько каналов их внедрения. «Перекупленные» — это обычно морально нестойкие сотрудники партийных аппаратов или работники PR-агентств, нанятые для работы на выборах. Замечены в этой компании и журналисты, использующие доверительные отношения с лидерами тех или иных партий в непрофессиональных целях. «Засланцев» удобнее всего внедрять опять же через PR-агентства или через аппаратные структуры партий. Свою агентурную сеть обычно имеют партийные спонсоры — «отстегивая» деньги, они приставляют к ним своих «смотрящих». Крупные спонсоры финансируют не одну партию, благодаря чему получают возможность «переливать» информацию из одного штаба в другой и тем самым направлять их деятельность в нужное русло. Еще легче это делать «кротам», внедренным администрацией президента, которые, как принято считать, действуют во всех партийных штабах, заслуживающих внимания.

Ситуация, словом, такова, что подготовиться к выборам втайне от соперников, ошеломить их каким-то пропагандистским экспромтом сегодня невозможно. Все загодя отрепетированные экспромты являются тайной только для избирателей. У электората своей политической разведки пока нет.

Анатолий Костюков.

62610cookie-check<Уотергейт> каждый днь. <Независимая газета> № 73 (2906) от 11 апреля 2003 г.
 

Добавить комментарий