Если считать уровень безработицы по международной методике, то в нашей области составляет она составляет около 3%. Ниже только в Москве (1,6%). В остальных 16 субъектах Центрального федерального округа – выше. Как в целом по России – почти 7 %.
Российская методика расчета опирается только на тех, кто приходит в службу занятости и заявляет о желании найти работу. Примерно две трети из них получают статус безработного, и какое-то время им платят пособие.
Методика Международной организации труда (МОТ) ведет иной счет. Берется численность трудоспособного населения региона, из нее вычитаются все работающие и ряд иных категорий населения {кормящие матери, инвалиды, студенты и т.п.), в результате получается количество «лишних людей».
О том, насколько разные результаты дают эти методики, видно на примере нашей области. По данным службы занятости, число ищущих работу в регионе не превышает 8-9 тысяч человек (уровень безработицы — чуть более одного процента), и 6 тысяч из них получают пособие, По методике МОТ, у нас сейчас свыше 24 тысяч неработающих людей, что дает показатель реальной безработицы в 2,8%.
Весьма разным получается и качественный состав тех, кто ищет работу.
Российская методика говорит, что более 60 % наших безработных — женщины, а также люди старше 50 лет. Молодежь моложе 30 лет составляет четвертую часть. При этом среднее время поиска работы у нас значительное — более девяти месяцев (по ЦФО этот показатель — семь месяцев). К тому же около 44 % тульских безработных не могут найти применения своим силам более года, что также превышает данные по стране. Четверть безработных составляют люди с хорошим уровнем образования (высшее или среднее профессиональное).
А вот что дают методика МОТ и выборочные исследования.
Женщины в общей массе безработных составляют менее 40%. Зато молодежь моложе 30 лет — свыше 35%. Те, кому за 50 лет, — около 18%. Примерно 43% — это те, кто ищет работу впервые.
Нередко — недавние школьники.
Очень высока в среде безработных доля сельских жителей — одна четвертая часть. Хотя на селе у нас живет только 14% населения области.
Людей с высшим образованием среди реальных безработных мало -6% (в среднем по стране этот показатель — 12%). Зато те, у кого вообще нет профессионального образования (только школа), составляют половину всех безработных области…
Из всего этого многообразия цифр можно сделать несколько выводов.
Реальная безработица примерно в четыре раза выше официальной.
Более всего от этого явления страдают не женщины и люди старшего поколения, как мы привыкли считать, а мужчины и молодежь.
Хорошее образование дает высокую гарантию трудоустройства.
Тульское село — не самое лучшее место для жизни. И не только в смысле отсутствия в домах горячей воды, но и в связи с трудностями найти работу. Здесь этот шанс в 3 — 5 раз ниже, чем в городах.
В службу занятости чаще всего обращаются те, кто является пассивным и некоммуникабельным, кто не желает повышать свое образование, менять характер труда. Отсюда — долгий поиск работы.
И последнее.
Как показывают опросы, треть от всех реальных безработных в Тульской области хотя бы раз обращались за помощью в службу занятости и получали ее там (это много, в других регионах показатель ниже), Свыше половины из них находят работу через знакомых, родственников или по объявлениям. Четверть безработных перестают быть таковыми, самостоятельно придя на предприятия.
Меж тем экономике области не хватает более 20 тысяч человек. Работы много, нужно только поискать…
Александр САВЕНКОВ. В публикации использованы данные РОССТАТа и ТУЛАСТАТа.