Уже второй год армейские и милицейские пенсионеры «живут» в центральном районном суде г. Тулы. Вместо заслуженного отдыха ветераны вооруженных сил и правоохранительных органов заняты подачей исков, добиваясь законных надбавок к пенсии.
С челобитной в Тулу
Пенсия отставников Минобороны и МВД зависит от жалованья действующих стражей порядка. Служивым повышают оклады, доплату за звание и пайковые, одновременно должна расти и пенсия их отставных коллег. Но в течение нескольких лет об этом порядке в России почему-то напрочь забыли. А вспомнив, высокие чины в армейских и милицейских мундирах лишь разводят руками: указаний сверху о перерасчете нет, денег — тоже. Дело дошло до Верховного суда, руководства МО, МВД и правительства. Все понимают: деньги отдавать надо, но, видимо, нечем. По всей России государство задолжало отставникам не один миллиард рублей! Если их выплатить сразу, рухнет весь армейский и милицейский бюджет.
Однако платить все равно придется, но как? Пока процедура только одна — через суд. И пошли старики по инстанциям. К исковому заявлению нужно приложить справки и расчеты причитающихся долговых сумм, написать исковое заявление и приехать в Тулу. И областной военкомат, и областное УВД находятся на территории Центрального района Тулы, поэтому иски к этим организациям может принять только Центральный районный суд. Толпы бывших служак со всех районов области (!!!) вынуждены сюда нести челобитные.
А в суде — свои сроки рассмотрения дел и выдачи исполнительных листов. Потом в казначейство, где еще три месяца нужно ждать перечисления денег. Жаль только, до той поры прекрасной многим уже не дожить: среди сутяжников поневоле немало людей преклонного возраста, многие оставили на службе здоровье и теперь инвалиды. А долги могут вернуть только живому пенсионеру, и никому больше…
Такое письмо прислал в редакцию наш постоянный читатель, полковник милиции в отставке, в прошлом профессиональный сыщик, не один десяток лет отработавший в уголовном розыске, Лев Серафимович Харитонов.
О том, насколько остра проблема, о которой он говорит, можно убедиться в любой приемный день в Центральном районном суде. К девяти утра здесь собирается целая демонстрация пенсионеров, пришедших за исполнительными листами. Сотни человек берут штурмом суд. Многие, действительно, приезжают издалека, и им надо успеть не только взять исполнительный лист, но и в этот же день заехать в казначейство, чтобы не мотаться в Тулу еще раз.
Цена вопроса
За комментарием мы обратились к руководству Центрального районного суда Тулы и пообщались с и.о. председателя суда Мариной Богатиной и заместителем председателя по гражданским делам Наталией Заикиной. Они привели цифры судебной статистики: судьи Центрального районного суда уже два года занимаются практически только делами военных и милицейских пенсионеров. В прошлом году из 6 400 исковых заявлений, принятых здесь, половина — от этих истцов. По данным на 20 декабря 2006 года, в суде принято 10 750 исковых заявлений, из них 5 280 от пенсионеров МО, а около 4 тысяч — от пенсионеров МВД.
С начала года федеральные судьи рассмотрели 4 042 иска военных пенсионеров и 3 000 исков от их собратьев по несчастью бывших милиционеров. Центральный районный суд по числу рассмотренных гражданских дел этой категории занимает второе место в России! При этом здесь работают 15 судей, всего 4 секретаря по гражданским делам занимаются, подготовкой копий решений и исполнительных листов.
— Наш суд работает за правительство и за оба этих силовых министерства, говорят судьи. — Есть закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Но нет постановления правительства и ведомственных приказов, регламентирующих порядок перерасчета пенсии. В итоге все решается только через суд. Большинство исковых требований удовлетворяются с незначительными поправками на размеры выплат. Речь идет о суммах от 5 до 25 тысяч рублей! Долги копились годами, поэтому с учетом индексации и набегают такие деньги. Например, неполученные пайковые — это всего 20 рублей в сутки, но за пять лет сумма увеличивается до полутора, тысяч рублей, а с учетом- индексации она вырастает в 10 раз!..
Как нам сообщили в Управлении федерального казначейства Тульской области, в этом году по исполнительным листам пенсионерам Минобороны и МВД выплачено 100 миллионов рублей!
Приказано выжить.
Случаи отказа в удовлетворении таких исков, как показывает судебная практика, единичны. А значит, правы пенсионеры, когда костерят свои министерства за волокиту: судебный порядок — не что иное, как способ протянуть время и помотать нервы ветеранам.
Однозначным отказом заканчивается лишь подача иска о расчете надбавок к пенсии с учетом «реальной» стоимости продпайков. Некоторые пенсионеры считают, что на 20 рублей ни в армии, ни в милиции никого уже не кормят, и предлагают производить перерасчет исходя из установленных норм питания военнослужащих и сотрудников милиции. Но так как официально в бюджете России значится сумма в 20 рублей в сутки, взять за основу другую сумму судьи не вправе.
— К сожалению, действительно есть случаи, когда пенсионеры не доживают до решения суда, — признаются судьи. Мы стараемся входить в положение ветеранов, которые находятся в больнице, ждут срочной операции, чтобы рассмотреть дело в кратчайшие сроки. Но не все в нашей власти. Если гражданин умирает до вынесения судебного решения, его наследники не могут претендовать на эти выплаты. Дело прекращается за смертью истца. Правда, у нас было несколько случаев, когда пенсионер умирал уже после получения исполнительного листа, не дождавшись выплат. В этой ситуации его родственники могут через суд наследовать эти деньги. На перерасчет пенсии могут претендовать и вдовы отставников, если они после смерти мужа перешли на его пенсию…
Неужели нельзя как-то изменить ситуацию, чтобы старики не тратили последнее здоровье в судебных процессах? Неужели нельзя что-то придумать, чтобы ветераны со всей области хотя бы не ездили в Тулу? Оказывается, можно. Но для этого нужна добрая воля ответчиков — областного военного комиссариата и УВД: согласиться с тем, чтобы дело слушалось по месту жительства истца. Все равно ведь представители военного комиссариата в суд не ходят.
Ирина ПАРАМОНОВА.