Теперь на фестивале И. Талькова …
В далекой глубинке живут люди, похожие на нас, москвичей. И там слышатся точно такие же угрозы в адрес неудобных журналистов, как и у нас в Москве…
В этот промозглый осенний день 3 ноября 2006 года судьба забросила меня из столицы в небольшой город Тульской области – знаменитый город Щекино, в советское время известный ударным щекинским методом, а теперь, судя по тульской газете прославившийся ударной ликвидацией очагов культуры (статья Н. Углова «Закрывают клубы и библиотеки», «Засечный рубеж», № 41, 2006). Видимо тут по-прежнему спешат подхватить здоровую инициативу нашего правительства по уничтожению всего того, что не приносит доход частному бизнесу.
Здесь начался юбилейный фестиваль памяти Игоря Талькова. 4 ноября певцу, музыканту и поэту исполнилось 50 лет. 15 лет прошло после его гибели. Его песня «Маленький город» была написана им именно об этом городе, где он родился и вырос. Мне она очень нравится, хотя я и столичный житель в третьем поколении.
Может быть, этого репортажа не было бы, и я тихонько, незаметно сидя в зале со всеми, совсем забыл о своем журналистском ремесле, восхищался бы молодыми ребятами, которые для нашей глубокой провинции пели совсем неплохо. А некоторые просто великолепно. Это касается матери и дочери Светланы и Екатерины Харламовых, Александра Джабарова, получивших свои призы. Однако, ничего выдающегося, кроме песен самого И. Талькова и двух новых песен о России, правда, не было. Эти же две заставили всех вспомнить трагическую судьбу певца, поэта и композитора.
Совершенно неожиданно для себя я стал невольным свидетелем таких знакомых по шоу-бизнесу нескольких батальных сцен в фойе, когда выходил покурить, – все-таки более 3-х часов проходил сам конкурс, да час еще ожидали решение жюри, в котором, судя по разговорам в кулуарах, все его члены переругались в дым.
Какой-то молодой человек в сильном подпитии громко и злобно нападал словесно на красивую женщину в фойе при стечении зрителей, которая тихо очередями что-то отвечала ему. Рядом молча стояла еще одна дама, как я потом выяснил, руководитель местного управления культуры, которая всем своим видом одобряла это нападение. Молодой человек кричал на женщину: «Вы кто?» и сам же отвечал: «Никто! Потому что вы пиарите себя, выпячиваете себя везде. Но мы вам покажем! Город у нас маленький, и вам деться некуда». И еще звучали всякие непристойности и угрозы расправы. Естественно, я стал выяснять у окружающих, кто эти люди. Оказалось, что молодой приблатненный человек является помощником молчащей культурной дамы, а отбивающаяся от него – та самая поэтесса Татьяна Леонова, чьи две песни о России так задели зрителей и меня. К одной из них музыку написала исполнительница О. Васюкова, ко второй – сама Т. Леонова.
Я вспомнил, что когда-то мои поиски по Интернету завели меня на сайт этой поэтессы, известной российской журналистки, и я был поражен высоким уровнем ее стихов (http://leo.genmir.ru). И даже на литературной московской тусовке несколько раз слышал ее имя, когда метр нашей бывшей советской критики, часто выступающий по телеканалу «Культура», приводил ее в пример своим зарвавшимся в графоманстве коллегам.
Чуть позже тут же фойе известный московский музыкант Г. Васильев, когда-то «открывший» для нас Игоря Талькова, председатель жюри, при всех попенял культурной даме за то, что вторая песня Т. Леоновой звучала вообще за рамками фестиваля. Он сказал, что весь фестиваль для него уложился в эти две песни. Что же тут не понять: видимо победители, как всегда и везде, планировались заранее, а неудобная поэтесса наводила, судя по ее презрительным отвеем молодому негодяю, страх на чиновников.
Как мне объяснила одна разговорчивая дама, именно Т. Леонова добилась, что фестиваль впервые был проведен как областной. Именно она привлекла спонсоров и организовала хоть крохотное, но финансирование из областного бюджета, на что организаторам удалось накупить кучу призов для победителей: гитар, плееров и музыкальных центров. Это она занималась афишами и баннерами, которые украсили фестиваль. Она использовала свои связи и как известный журналист, и как председатель Щекинской Общественной палаты. Последнее, тем более, удивительно, если учесть, что мне рассказали о некоторых серьезных победах палаты: о сохранении районного противотубдиспансера, краеведческого музея, которые власти намеревались закрыть. Но отстоять многие районные библиотеки не удалось. Нависла угроза закрытия или приватизации даже над Ясной Поляной, которая входит в Щекинский район.
Правда, судя по поведению местных чиновников, они приписали себе все заслуги по фестивалю.
В целом вся организация фестиваля Дворцом культуры была на высоте, если не считать грубых просчетов сценариста и редактора фестиваля Л. Конюховой, которая, живя вдали от столичных очагов культуры, к стыду слушателей, которые громко повозмущались, и к моему ужасу тоже, даже не соизволила узнать фамилии авторов песни «Чистые пруды», за исполнение которой Игорь Тальков впервые стал когда-то лауреатом и с которой началось его восхождение на артистический Олимп. Для Конюховой лично сообщаю авторов этой популярной песни: музыка Д. Тухманова, стихи Л. Фадеева.
К сожалению, в некоторых исполнениях вообще не объявлялись авторы, и многие подумали, что даже известные песни принадлежат этим молодым людям.
Еще один неприятный просчет – это идея брать за вход деньги. И хотя билет стоил 50 рублей, оказалось, что зал заполнен менее чем наполовину. Хотя, как сообщили мне добровольные мои информаторы, раньше, четырнадцать раз, фестиваль был бесплатным. Люди не пошли, хотя было объявлено, что деньги на этот раз собираются на памятник И. Талькову.
Провинция совсем обнищала, если для рядового Дворца культуры эти жалкие три тысячи рублей так много значат. Зато чиновники и их заступники распоясались.
Денис Денисов