В качестве соискателей работы в службе занятости зарегистрировано около девяти тысяч человек. В реальности же не имеют возможности найти применение своим силам вчетверо больше людей.
Казалось бы, показатель безработицы в Тульской области — 0,96% — должен вызывать у нас почти восторг. Ведь в большинстве соседних регионов он равен 1,2-1,5%, а в целом по России слегка превышает 3%. В Европе уровень безработицы колеблется в пределах 4-6%. Получается, что у нас дела в экономике идут просто отлично.
Однако на самом деле картина не столь хороша, как кажется.
Во-первых, у нас вообще не должно быть свободных от работы людей. Но мы дожили до структурной безработицы. Области нужны 15 тысяч рабочих-станочников, строителей, дорожников, сварщиков, электриков. На рынке же вращаются без дела женщины-экономисты и бухгалтеры, а также юные выпускники училищ, колледжей и вузов с квалификациями типа «менеджер», «социолог» или «педагог», но — с нулевым практическим опытом. В рабочие они не пойдут. А по специальности работать не могут – переизбыток кадров.
Во-вторых, существует огромная разница в положении дел с занятостью между Тулой, Новомосковском и Арсеньевским, Тепло-Огаревским районами. В крупных городах на каждые две свободных вакансии, о которых в местных газетах размещены многократные объявления, претендует всего один человек. Да и тот туда, как правило, не идет по причине не слишком высокой заработной платы. На селе же на одно ЛЮБОЕ место есть четыре-пять кандидатов. Причем деревенская работа оплачивается куда хуже городской (соотношение средних заработков 3:1 в пользу последней). Ехать в областной или районный центр, не имея средств для найма жилья, селянин не может. Получается замкнутый круг, ведущий к пьянству и деградации.
Есть и третья сторона проблемы. В разных отраслях региональной экономики отмечается высокий уровень текучести кадров. В торговле и различных видах сервиса люди меняют работу с частотой 1 раз в 7-15 месяцев. В промышленности и строительстве возникло такое явление, как «летучие бригады». Да, подобные работяги действительно многое могут, но они выбирают те заводы и фирмы, где платят больше, а потому тоже часто кочуют с места на место.
Часть потенциальных работников перемещаются в Москву и обратно. Это тоже неустойчивая прослойка, которая не позволяет планировать кадровую политику властей области и районов.
Наконец, в последние два года обозначилась еще одна проблема, о которой мы говорить стесняемся, хотя уже пора. Все видят, что работы по возведению и ремонту домов, восстановлению дорог, ремонту коммунальных сетей, уборке территории ведут такие же «летучие бригады», но уже не из местных, а из приезжих работников. Речь – о выходцах из бывших союзных республик Средней Азии и Закавказья, а также о жителях наших северокавказских регионов. Они уже берутся за наши традиционные профессии. Те, которые сегодня считаются у нашей молодежи не в почете: грязно и не прибыльно. Для пришельцев заработок в 5-6 тысяч рублей в месяц очень даже нормален, т.к. у них на родине доходы в 3-5 раз ниже наших.
Меж тем, если не принять мер по регулированию таких процессов, мы рано или поздно получим то, что было в ихней Франции или в нашей Карелии. Пока же признаков того, что данные тенденции находятся под контролем властей, а, тем более, происходят в плановом порядке, не заметно…
Александр Савенков
http://mk.tula.ru/content/articles/200610231401