Три года назад пропал владелец тульской кабельной сети «Альтаир» Александр Воробьев. До сих пор не нашли ни его самого, ни его убийцу. «Альтаир» сегодня — это одна из крупнейших в России кабельных сетей — 60 тысяч абонентов и прибыль не меньше миллиона рублей в месяц. Потому не прекращается война за чужую собственность. Сейчас делом Александра Воробьева заинтересовалась Генеральная прокуратура.
Meilias res — Суть дела
Последний раз генерального директора телекомпании «Альтаир» видели на работе 9 апреля 2003 года. Поздно вечером он выехал из офиса, оставил свой автомобиль на стоянке и пропал. Через пять дней его родители обратились в милицию. Найдут только машину — без хозяина и признаков взлома.
Началась же эта история еще в конце 2002 года. На «Альтаире» два собственника: директор Александр Воробьев и бухгалтер Людмила Петрова. Они не только партнеры по бизнесу, но и сожители. Правда, между ними уже тогда наметилась брешь. В жизни Воробьева появилась другая женщина — сотрудница «Альтаира» Юлия Попова. Вполне вероятно, именно это привело к последовавшему затем развитию событий. Людмила Петрова имеет доступ ко всем документам. Знает она и тайны: про «левые» деньги и про оборудование, которое директор не спешит легализовать. Можно предположить, — что обиженная женщина начинает инициировать проверки — одну за другой. 8 телекомпанию приходит то налоговая инспекция, то милиция. Есть свидетель, который рассказывал о приезде людей из правоохранительных органов в масках и с автоматами для проверки гаража. Именно там, по их информации, хранится компромат на компанию «Альтаир». Коробку с документами действительно нашли. Воробьев падает в обморок. Он знает, что «сдать» его могла только Людмила Петрова. Говорят, что позже подозрение подтвердилось, и бухгалтер была уволена. Она передала бывшему любовнику свою долю имущества телекомпании. Так Александр Воробьев становится единственным собственником «Альтаира».
История с гаражным компроматом обернулась уголовным делом. Именно тогда многим заинтересованным лицам стало понятно, что внутри и вокруг телекомпании крутятся солидные деньги. А главное — стало очевидным, — хозяин один, и никто за ним не стоит. Прошло немного времени, и Александр Воробьев пропал,
Сразу же на «Альтаире» возникла паника. Генеральный директор — единственный, кто имел право подписи на финансовых документах. Без него нельзя ни купить оборудование, ни выдать людям зарплату. Со скоростью, достойной киношных оперативников, в дело вмешивается администрация Советского района. Уже в мае 2003 года ее глава Галина Морозова подписывает постановление о введении на «Альтаире» доверительного управления. Управляющим назначают Александра Игнатенко — фермера по разводу перепелов. Он должен сохранять имущество до тех пор, пока владельца не признают погибшим или не найдут его труп. Только после этого «Альтаир» может перейти наследникам Воробьева — родителям и сестре. Пока же их даже не пускают на территорию компании. Родственники пропавшего директора телекомпании дважды оспаривали назначение Игнатенко в суде. Сейчас они заявляют: их запугивали перед каждым процессом.
Родственники Воробьева не выдерживают прессинга и забирают последний иск. Им остается надеяться, что их сына и брата найдут. Или поймают его убийц. А в том, что это убийство, уже никто не сомневается. Расследование ведет областная прокуратура. В деле много неясного, свидетели говорят неохотно. В августе 2004 года в Заречье, в районе очистных сооружений находят изуродованный труп мужчины. Проходит слух — это Воробьев. Но экспертиза эту версию опровергла. Расследование приостановлено. Его возобновят только через год.
Мanus manum lavat — Рука руку моет
Осенью 2005 года в борьбе за «Альтаир» появляются новые игроки. Владельцы медиа-холдинга и по совместительству депутаты городской думы Евгений Авилов и Григорий Нуждихин. Только что избранный глава Тулы Владимир Могильников к ним лоялен. Сначала со скандалом убирают с поста главы Советского района Галину Морозову, Александра Игнатенко — из «Альтаира». По официальной версии, он устал от напряженной работы. По неофициальной — его «ушли». И в декабре новым доверительным управляющим стал депутат городской думы, соратник и доверенное лицо Евгения Авилова и Григория Нуждихина Александр Ядыкин. Загадочным образом он знал о своем назначении — накануне запросил документы о финансовом состоянии «Альтаира». По нашей версии, такая уверенность легко объяснима. Заместитель председателя гордумы Евгений Авилов уже направил к тому времени официальное письмо в администрацию Советского района. В нем от имени всей думы рекомендовал назначить управляющим «Альтаира» своего друга Александра Ядыкина. Пикантная мелочь: остальные депутаты об этом ничего не знали. Все было сделано за их спиной.
Прокуратура Советского района вынесла протест — назначение Ядыкина незаконно. По Гражданскому кодексу доверительное управление вводится только по решению суда. А его-то как раз и не было. Но, по всей видимости, никто не спешит исполнять закон. Александр Ядыкин по-прежнему управляет «Альтаиром». Его зарплата, по самым скромным подсчетам, сотни тысяч рублей. По договору, который заключила с ним районная администрация, ему причитается минимум 10% от доходов телекомпании. О своей работе он должен отчитываться только раз в год, а не четыре раза, как Игнатенко. Избавиться от Ядыкина — управляющего трудно: его следует предупредить о расторжении контракта за год (!}. А еще по тому договору управляющий Ядыкин имеет полное право самостоятельно, ни с кем не советуясь, продавать имущество вверенной ему компании. Это, по словам юристов, прямое нарушение Гражданского кодекса.
Nigra in candida vertere — Превращать черное в белое
Только в одном новое руководство «Альтаира» похоже на старое. Это отношение к родственникам Александра Воробьева. Оно с ними также не общается, хотя Григорий Нуждихин считался чуть ли не лучшим другом пропавшего хозяина телекомпании. И даже более того, они партнеры по бизнесу. Еще в апреле 2002 года они вместе учреждают ООО «СТС-Тула». Однако это не мешает Нуждихину после исчезновения Воробьева положить глаз на его имущество. Если тело Александра Воробьева не будет найдено, его признают умершим только через два года. И только тогда наследники вступят в свои права. Но к тому времени от телекомпании может ничего не остаться — ее могут растащить по частям. И похоже, процесс уже начался. По словам адвокатов, идет перекачка денег «Альтаира» в структуры, принадлежащие Авилову, Нуждихину и Ядыкину. К тому же в этом году в истории появился еще один активный участник. Юлия Попова — сотрудница «Альтаира» и сожительница Александра Воробьева. Сейчас она утверждает: ее дети — наследники «Альтаира», поскольку являются детьми Воробьева. Девочек-двойняшек она родила через 8 месяцев после его пропажи. С родителями бывшего начальника общий язык ей найти не удалось. Они, по ее сведениям, получают в качестве ежемесячной компенсации сто тысяч рублей. Детям же ничего не перепадает, поскольку родители Воробьева не считают их внуками. Была назначена генетическая экспертиза, которую провели в Москве. Кровь на анализ брали у детей Поповой и у родителей Воробьева. Заключение: отцовство исключается. Тем не менее Юлия Попова обратилась в суд с иском о признании отцовства. Несмотря на результаты генетической экспертизы, она выиграла дело. За Попову на суде вступился все тот же Ядыкин. Он рассказал историю в духе бразильского сериала: отец Александра Воробьева якобы вовсе ему не отец, поэтому анализ ДНК и не доказал родство. Николай Воробьев на такое заявление смог только сказать: «Я ему отец! И своей жене верю!».
Отец Александра Воробьева уверен, что у его семьи хотят отобрать имущество. Новоявленные управленцы «Альтаира» неспроста поддерживают Юлию Попову. Ее дети — их козырь в борьбе с родственниками. Решение о признании отцовства Советский суд вынес два месяца назад. Родные Воробьева собираются его обжаловать. Но перед ними выросла очередная стена. Ее соорудили люди, входящие в городскую власть.
P.S. 10 апреля 2006 года объявлен приговор бывшему главному бухгалтеру ТК «Альтаир» Людмиле Петровой — три с половиной года колонии общего режима и штраф 50 тысяч рублей. Ее обвинили в покушении на мошенничество в особо крупном размере -больше трех миллионов рублей — и попытке завладеть компанией. В последнем слове она заявила, что ее опорочили те, кто на самом деле захватил «Альтаир».
Ad notam — «Для заметки», неведению
Первый шаг нового управляющего ТК «Альтаир» — отключение от кабельной сети телекомпании «Плюс 12», По мнению экспертов; исчезновение Александра Воробьева, приход нового руководства, близкого к структурам власти, и отключение от эфира «Плюс 12» -могут быть звеньями одной цепи.
Хроника событий
29 декабря 2005 года. «Плюс 12» отключен от кабельной сети «Альтаир». Остальные каналы работают без помех. Трансляция возобновляется только после вечернего выпуска новостей. Официальная версия «Альтаира» — технические неполадки. У руководства «Плюс12» — своя точка зрения.
Андрей Столяров, генеральный директор телекомпании «Плюс12»: «Альтаир»» и «Плюс 12» — деловые партнеры, уже три года работающие по договору. И никогда до сих пор не возникало препятствий для нашего вещания. Истинная причина отключения кроется в другом. В программе «Новости Тулы» были впервые обнародованы факты борьбы за телекомпанию «Альтаир». В материале прозвучали фамилии. Известных — в Туле людей, чьи руки тянутся к ТК «Альтаир», которая является, чужой собственностью».
19 января 2006 года. «Плюс 12» пропал с экранов абонентов кабельных сетей Тулы. Третья часть телезрителей областного центра лишена возможности смотреть программы, одного из самых популярных каналов. В «Альтаире» никто не дает вразумительных ответов по поводу отключения.
25 января. Руководители телекомпании «Плюс12» собрали пресс-конференцию. На ней объявлено, что ТК «Альтаир» — инструмент борьбы в руках власти и заинтересованного бизнеса, К управлению «Альтаиром» пришли люди из городской власти, Руководству «Плюс12» с их стороны было сделано два предложения. Быть, лояльными. Продать канал. После отказа канал отключили. ТК «Плюс 12» отправила обращение в прокуратуру с просьбой проверить назначение Александра Ядыкина управляющим ТК «Альтаир». Также подан иск в арбитражный суд о признании незаконными действий со стороны «Альтаира» и вынесении обеспечительских мер по немедленному восстановлению договора.
В этот же день вопрос о телекомпании «Плюс12» подняли на своем, заседании депутаты областной думы. Комитету по печати поручено подготовить конкретные предложения по отстаиванию прав абонентов «Альтаира», незаконно отключенных от телеканала «Плюс12».
3 февраля. В Тулу приехал Эдуард Сагалаев, член Общественной палаты при Президенте РФ (комиссия по контролю за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации), президент Национальной ассоциации телерадиове артелей. Он встретился с руководством ТК «Плюс12» и ГТРК «Тула», а также с доверительным управляющим ТК «Альтаир». Встреча с губернатором не состоялась — Вячеслав Дудка уехал в командировку. — Зато на месте оказался Сергей Харитонов — главный федеральный инспектор. Вопрос о телекомпании «Плюс12» будет вынесен на обсуждение комиссии Общественной палаты РФ. Сам Сагалаев намерен обязательно встретиться с тульским губернатором.
Эдуард Сагалаев: «У них в Туле интересные порядки общения с властью, Чтобы аккредитованный журналист зашел в» белый дом», его должны встретить, проводить до кабинета, а потом вывести. Вдруг журналисты, не дай бог, куда-нибудь забредут».
3 февраля. Состоялось заседание комиссии Общественной палаты РФ по свободе слова в СМИ, Эдуард Сагалаев рассказал коллегам о результатах поездки в Тулу, Члены комиссии решили направить письмо-обращение губернатору Тульской области Вячеславу Дудке, в котором предлагают провести совместную встречу членов комиссии, областных властей и представителей СМИ.
14 марта. Прокуратура Советского района постановила: управляющий ТК «Альтаир» Александр Ядыкин незаконно занимает свою должность. На это место его назначил бывший исполняющий обязанности главы Советского района Владимир Данилин, который не имел на то полномочий. Прокуратура выразила протест с требованием устранить нарушение закона. Документ обязателен к исполнению.
15 марта. Областная прокуратура возобновила уголовное дело о пропавшем без вести генеральном директоре ТК «Альтаир» Александре Воробьеве.
24 марта. В Москве в независимом пресс-центре проходит пресс-конференция, на которой поднимается вопрос о «Плюс! 2». Решено, что конфликт с ТК «Альтаир» должен быть предан огласке и вынесен на федеральный уровень. Ясно, что компанию ведут к банкротству, Причины тому — политические. Об этом говорят все участники пресс-конференции.
Позже губернатор направит Эдуарду Сагалаеву короткий ответ: спор между тульскими телекомпаниями — чисто коммерческий.
Представители «Альтаира»» повторили ответ губернатора: это спор между хозяйствующими субъектами.
Николай Сванидзе — член Общественной палаты, журналист: «За спор хозяйствующих субъектов можно выдать все, что угодно, И элемент хозяйственный везде есть. Под такой удобной ширмой в регионах исчезает свобода слова».
Юрий Анисимов, советник по юридическим вопросам Национальной ассоциации телерадиовещателей: «Схемы борьбы с конкурентами: или поглощение, или банкротить. Поглотить не удалось, значит, стали банкротить».
Общественная палата направила запрос о ситуации вокруг ТК «Плюс12» полпреду Президента в ЦФО.
4 апреля. В арбитражном суде состоялось предварительное слушание по делу об отключении телекомпании «Плюс! 2» от кабельной сети «Альтаир». Сторона ответчика на суд не явилась.
Несмотря на протест прокуратуры. Александр Ядыкин по-прежнему незаконно исполняет обязанности управляющего ТК «Альтаир». Родственники Александра Воробьева готовы в судебном порядке обжаловать незаконное назначение Ядыкина.
18 апреля. Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области рассмотрело дело об отключении «Плюс12» от кабельной сети «Альтаир».
Борис Гурджибэк — начальник ФАС по Тульской области: «Нельзя по закону отключать и не заключать новый договор, Сегодня отключили «Плюс12″, завтра другие каналы отключат. Для нас нарушения налицо. Дело серьезное, оно касается прав граждан. Поэтому мы поставили, вопрос перед правительством и Госдумой».
Антимонопольная служба» перенесла рассмотрение этого дела на 20 июня.
19 апреля. Первая встреча в арбитражном суде. До рассмотрения дела по существу не дошло. Некие новые документы, которые, по словам представителей «Альтаира», повлияют на ход дела, должны быть представлены суду и участникам процесса. Но руководство телекомпании «Плюс 12» их не получило. Становится понятной тактика «Альтаира» — затягивание процесса в длинное и монотонное разбирательство. Объявлен перерыв.
11 мая. Новое заседание арбитражного суда. Отключение, по мнению истца, прошло без уведомления, а это прямое нарушение договора. «Альтаир» настаивает на другом — уведомление было, его вручили некоему Крылову — сотруднику «Плюс 12», В суде представлены документы: нет на «Плюс12» такого сотрудника и никогда не было. Для прочтения нескольких строк представители — «Альтаира» попросили время,
Андрей Столяров, генеральный директор ТК Плюс 12″: «Следует сделать один вывод, что изменения а руководстве «Альтаира» произошли с ведома чиновников. Просто «Плюс 12» зачастую рассказывает о том, о чем многие высокие чины предпочитали бы промолчать. Они же сегодня вместе с «Альтаиром» умышленно затягивают процесс».
Рассмотрение дела по существу снова отложено на 12 дней, что является нарушением Арбитражно-процессуального кодекса. Выгода затягивания дела очевидна — в кабельной сети не появится «Плюс 12″, собственность безвестно» отсутствующего Александра Воробьева останется в управлении посторонних людей.
О tempora! О mores!
О времена! О нравы!
Материал подготовила Лина ЗУБАРЕВА.